Струны из конского волоса своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 31.08.2024

А волос смычка - действительно сделан из конского волоса? А каким образом? Волоски переплетены или натянуты каждый отдельно? Обработаны ли они чем-нибудь для прочности?

Еще раз прошу прощения, если мои вопросы звучат глупо. ;) Я не музыкант, а информация мне нужна для небольшой детали в моем рассказе. Деталька хоть и небольшая, но все же не хотелось бы написать что-то заведомо неграмотное. Поисковик же на мои запросы выдает все больше магазинные каталоги, в которых непрофессионалу не разобраться. Если кто-нибудь сможет порекомендовать хороший интернет-ресурс, где можно почитать об устройстве инструментов - тоже буду очень благодарна.

А волос смычка - действительно сделан из конского волоса? А каким образом? Волоски переплетены или натянуты каждый отдельно? Обработаны ли они чем-нибудь для прочности?

Волос конский, натуральный. Набирается пучок приблизительно одной длины, моется, расчесывается. Набирается по счету: в скрипичный смычок меньше, виолончельный больше, контрабасовый, соответственно, еще больше. (скрипичный - примерно 200-220 шт.)
Волос бывает разного качества и толщины. Если Вы интересовались каталогами, могли это заметить по цене. Лучше "свежий", упругий волос, при длительном хранении он пересыхает, становится ломким и некачественным.
Пучок на конце связывается, обрабатывается канифолью и заделывается при помощи деревянного клинышка в шпиц (это кончик смычка). Дальше его при помощи мелкой расчески выравнивают (это достаточно сложная работа), оформляют другой конец и вставляют в колодочку, тоже при помощи деревянного клина. Должна получиться "лента" волоса, т.е. идеально ровно расположенные и натянутые волосинки.
Для прочности его не обрабатывают, но играть без специальной канифоли не получится. Канифоль дает сцепление со струной, так получается звук.

У разных мастеров могут быть варианты, но процесс примерно такой.

Струн великое множество, особенно сейчас. Есть струны на нейлоне, перлоне, жилке, металле. Устроена струна чаще всего так: некая основа обмотана специальной серебряной канителью - обмоткой.

Я не самый большой знаток из здесь присутствующих, но раз все молчат.
Струны металлические (не барочная виолончель), волос на смычке действительно конский , лучше от белой лошадки, не сплетены никак, просто такии плоским "пучком" натянуты, для прочности не обрабатывают, а для игры натирают канифолью .

И еще, не от лошадки, а от коня. Так сказать, в силу анатомических особенностей, хвост от кобылы не подходит.

волос на смычке действительно конский, лучше от белой лошадки
А почему белой, по эстететическим соображениям, или есть еще по каким-нибудь?

Мой волос, подозреваю, на коне был гнедым. :silly:

Вот еще хотелось бы спросить, как белый волос делают белым, а черный - черным? И какова штатная область применеия черного волоса (Если вы не Апокалиптика :fan: )? (В оркестре чёрный волос видел один раз, у контробасистки. Оркестр был не русский, а Зальцбургский и камерный).

Я же сразу предупредила, что не самый большой знаток. Мне преподаватель сказал, что волос лошадки , может он так из деликатности сказал.
Белый волос берется не из эстетических соображений, тут я боюсь опять наврать, но связано это с техническми характеристиками, как я понимаю. С черным - бывает конечно, может для контрбаса это и подходит, у нас (виолончель) первый смычок тоже черный был. Апокалиптические настроения тут не при чём.

Если правда, что струнные инструменты произошли от охотничьего лука, то производство струн можно считать одним из древнейших ремесел на Земле.

В Европе в Средние века в ходу были как шелковые струны, пришедшие из Азии (их и сейчас продолжают использовать в Китае и Японии), так и сделанные из крученных кишок животных, также пришедшие с Востока и известные уже древним Грекам. Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине.

Будучи еще мокрыми, пряди по две, три, или четыре скручивали вместе, и получали готовую струну, которую сушили в натянутом состоянии. Также струны делали из конского волоса, пеньки и льняных волокон (в 1677 году в Европе еще использовали пеньковые струны). Металлические струны из Аравии и Индии были редки. В примитивных цивилизациях струны делали из лиан и волокон кореньев.

Производство струн совершенствовалось непрерывно. В начале XVIII века для изготовления струны МИ бралось три кишки, для струны СОЛЬ - семь, а для самой тяжелой контрабасовой струны - 120. Доменик-Антонио Анджелуччи (Domenic-Antonio Angelucci) ввел в технологию производства некоторые усовершенствования, которые надолго вознесли итальянские струны выше всех других, и даже за границу для производство струн приглашали итальянцев. В 1798 году римлянином Пирацци (Pirazzi) по совету Паганини была основана известная фирма Оффенбах. Известная струнная фабрика в Лионе была основана Саварецце (Savarezze) - итальянцем, который, как считают, прибывает во Францию в конце XVII века. Его многочисленные потомки в той или иной степени доминировали в струнном деле Франции на протяжении многих лет. В "Memoire sur la fabrication des coedes d'instruments musique" (Париж 1822 г.) фамилия Саваресс указана как фамилия владельца. Конечно не все "итальянские" струны делались только в этой стране, или на фабриках, возглавляемых итальянцами. Моррис отмечал, что при продаже струн наблюдалось не меньше мошенничества, чем в торговле скрипками.

Вклад науки в создание струн относится к самому раннему времени ее появления. Мерсенн (Mersenne) (ум. 1648), изучавший акустику, проводя эксперименты, открыл законы колебаниий струн, научное обоснование которым дал английский математик Тейлор (ум. 1731). В 1796 году Хладни Эрфуртский (Chladni of Erfurt) издал свой труд, описывающий продольные колебания струн и стержней. В 1822-1823 г.г. Берлинской Академией Наук была издана Диссертация Эрнста Г. Фишера (Ernst G. Fischer) "Эксперименты с колебаниями струн для определения их точной настройки". Важные усовершенствования были сделаны в Марнейкирхене (Markneukirchen), где был разработан процесс продольного резания кишок на ленты для увеличения количества составляющих струну лент.

Несмотря на то, что шелковые струны исчезли из обихода несколько столетий назад, попытки их применения не прекратились. В 1774 году Петер Нонаилл (Peter Nonaille) получает патент на "метод производства шелковых струн для всех видов музыкальных инструментов". Издание "Allgemeine Musikalischc Zeitung" от 15 мая 1799 года сообщает: "Гражданин Бауд (Baud) из Версаля, человек большого ума, корифей в области музыки, некоторое время назад изобрел процесс получения крученых шелковых струн. Он применял их сначала для арфы, но теперь делает их для любых инструментов взамен жильных." В 1803 году Бауд издал свою работу "Сравнение жильных и шелковых струны для музыкальных инструментов." Несмотря на то, что шелковые струны и были в ходу в течение XIX века, обладая свойствами не реагировать на жару и повышенную влажность, они так и не стали широко распространенными, поскольку плохо держали строй, вытягиваясь до 20 процентов в длину. Как правило шелковая струна состояла из 140 нитей, по двадцать волокон в каждой, т.е. из 2800 волокон. (. )

Известно, что если настроить струны на более низкий тон, они будут плохо звучать, поскольку станут недостаточно толсты для своего натяжения (. ). Именно поэтому композиторы до Корелли редко использовали ноты, исполняемые на струне СОЛЬ. В XVII веке французский физик Сейнт-Коломб (Saint-Colombe) выдвинул идею применения обмотки для басовых струн, и получения за ее счет нужной массы при меньшем объеме. В 1765 он сделал струну с медной обмоткой. Позднее, благодаря специальным машинам, процесс обмотки был значительно усовершенствован. Важную роль играет материал, из которого сделана обмотка. Некоторое время для высококачественных струн применялся сплав серебра; для менее дорогих струн обмотка струн СОЛЬ, РЕ, ЛЯ делалась из меди, бронзы, алюминия или сплавов. Серебряная обмотка струн РЕ была встречена с сопротивлением; в 1900 году Джокиш (Jokisch) заявлял, что такие струны не имели "того характерного полного, красивого звука хорошей жильной струны РЕ," но, с другой стороны, они не испытывали "типичной хрипоты и неуверенной реакции " жильной струны в нижней части диапазона. Паганини по общему мнению был первым солистом, который стал использовать витые струны.

Примерно в 1860 году в Дрездене Вейхольд (Weichold) изобрел специальный процесс для создания струн со стройными квинтами; позже он улучшил качество обмотки струн РЕ и ЛЯ.

Со струной МИ проблемы были иного свойства. Применение жильных струн создавало конфликт между их массой и натяжением. Их нельзя было удлинять больше чем на 15 процентов, иначе у струн оказывался малый запас прочности и они быстро рвались. Шелковые струны не могли быть альтернативой, поскольку постоянно повышающийся стандарт инструментальной настройки приводил к усилению натяжения струн. Сегодня мы едва ли можем вообразить те неприятности, которые могли вызывать квинты. Солист мог ждать обрыва струны даже во время концерта. Чтобы этого не случилось, для репетиции перед выступлением, Диттерсдорф (Dittersdorf) рекомендовал использовать только три нижних струны. В 1806 году, в письме из Франкфурта, Боушер (Boucher) писал:

"Вам известно, что Адажио моего Квартета до-мажор я играю полностью на струне МИ. Случилось как-то, что струна порвалась. Я быстро схватил зубами мешавшийся обрывок и выплюнул его в сторону, иначе не смог бы доиграть на других струнах. Я продолжил игру как ни в чем не бывало, что уже не раз происходило в Роттердаме, а зачастую и других местах. Вы бы видели музыкантов: они сидели с широко открытыми ртами и полные восхищения, как и слушатели, некоторые из которых приблизились, чтобы расслышать, не пропущу ли я что-нибудь. Вы знаете, что я не теряю голову в переделках."

В 1888 году Крейслер, в возрасте менее тринадцати лет, будучи впервые в Соединенных Штатах, порвал две струны МИ при исполнении Концерта Мендельсона. Медленную часть он сыграл на струне ЛЯ, а в Финале выхватил скрипку у концертмейстера. Оценивая подобные ситуации игры на квинтовой струне старинных инструментов, можно сделать вывод, что всегда лучше иметь запасную струну на всякий случай!

Со временем скрипачи стали переходить на стальные струны, особенно после того как в 1833 году на других инструментах были опробованы платиновые струны. После 1835 года стальные струны заменили латунные струны для мандолины. Мари Тайау (Tayau) была первой, кто использовал стальные струны ЛЯ и МИ, во время премьеры Романтического Концерта Годарда в 1876 году, на скрипке, сделанной Коллином-Мейнцем (Collin-Mezin). Вероятно Витек (Witek) и Бурместер (Burmester), были первыми, кто (примерно с 1906 года) стал регулярно выступать на публике на стальных струнах.

Тем не менее, многие музыканты приветствовали появление новой струны МИ, особенно те, кто выступал в танцевальных ансамблях или в популярно-музыкальных группах. Часто они были вынуждены играть в заполненных дымом, жарких помещениях, все в поту, а также бороться с условиями игры на открытом воздухе. На стальные струны меньше воздействовала погода, они стояли неопределенно долго, а также позволяли использовать высокие ноты, которые звучали громко и могли конкурировать с трубой, саксофоном и ударными инструментами. Эти музыканты требовали, чтобы все четыре струны, были сделаны из стали. Для высоко артистических целей сталь была только компромиссом, что со временем привело к использованию стали и других металлов в качестве основы витых струн. В Соединенных Штатах во время 1-ой Мировой Войны стальные струны стали весьма распространенными, так как жильные импортировались из Германии и были практически недоступны. В Германии же в 1920 году, в контрактах, которые подписывали музыканты профессиональных оркестров оговаривалось, что стальные струны не должны использоваться. Известно, что стальные струны хорошо звучат не на всех инструментах, особенно на имеющих выгнутый свод скрипках.

Нападки на стальные струны продолжались. В 1949 Минготти (Mingotti) возобновил военные действия после небольшого перерыва. Флэш (Flesch), в первой главе своей книги о скрипичной аппликатуре, посвящает много места одной специфической проблеме: открытая струна МИ часто не имеет мгновенного отклика при игре в быстром темпе. Он рекомендует в восходящих пассажах применять четвертый палец, а открытую струну - при нисходящих. При этом признает, что для обучения начинающих нужно использовать только стальные струны. Ученик, начинающий играть на жильных струнах достаточно долгое время будет играть нестройно.

Франц Томастик (Franz Thomastik) из Вены, благодаря новой технологии, изобрел новый вид металлических витых струн по имени которого их и стали называть. Эти струны имели целый ряд преимуществ: они стояли неопределенно долго, были нечувствительны к нагреву, влажности, или поту рук (что делает их идеальными для тропического климата), и четко держали строй в течение несколько дней и даже недель. К сожалению, они имели также и серьезные недостатки: их натяжение было выше обычного, что неблагоприятно воздействовало на инструмент, и из-за своей жесткости, особенно поначалу, они требовали совершенно другой смычковой техники, а также плохо звучали на пиццикато.

В 1914 году после первых экспериментов Томастик усовершенствовал свои струны. Отто Инфельд (Otto Infeld), его сотрудник и преемник, ввел в технологию струн плоскую обмотку, сделав целиком стальную струну, за которой последовало в 1951 году изобретение сверхгибких (Super-Flexible / Kunsler-Seil-Saite) струн, а десятью годами позже струн Spiro-core, перенявшие от жильных струн их многочисленные преимущества. Примерно в это же время Стокгольмский производитель струн Фроджел (Frojel), развил идею Томастика, придумав точно калиброванную струну ПРИМ, в которой была решена проблема между чувствительностью и упругостью с одной стороны и долговечностью с другой. В последнее время все более и более растет доля применения синтетических материалов в струнном деле. И хотя поначалу имелись проблемы с применением нейлона, теперь его использование для струны ЛЯ не нужно доказывать. Производители струн продолжают исследования, и можно сказать, что времена когда струна рвалась во время исполнения, доставляя неприятные моменты солистам и оркестрантам, канули в прошлое.

The Amadeus Book of the Violin" © 1998 by Amadeus Press
Отрывок из английского издания книги

Алтайских сказителей, владеющих техникой горлового пения, называют кайчы. Они сродни шаманам. Мелодия, которую они ведут, перекликается со звуками природы, строчки древнего эпоса завораживают, а то и вводят в транс. Да и обращаются они не всегда к людям, ведь благопожелания можно посвящать и горам, и рекам, и тайге.

Посреди аила потрескивает и высоко взметает ало-оранжевые языки От-Ана — Мать-Огонь. Она тоже слушает Олега Асканакова, сидящего на низенькой скамеечке и глубоким, вибрирующим звуком рассказывающего-поющего о приключениях алтайских богатырей. Отблески ложатся на мерно ударяющие по струнам руки сказителя, скользят по широкому лицу, по меху высокой полосатой шапки. Голос кайчы сопровождает глуховатая мелодия старого топшуура, неспешно-ритмичная, словно неторопливая рысца крепко сбитого коня, везущего охотника по горным тропам.

Голос дерева

Топшуур отдалённо напоминает округлую балалайку с длинным тонким грифом. Он кажется довольно незамысловатым, но смастерить такой инструмент — дело долгое и непростое. Перво-наперво нужно правильно подобрать материал. "Лучше всего для топшуура подходит лиственница, опалённая молнией , — делится тонкостями Олег Асканаков. — Когда молния бьёт в дерево, смола в нём застывает, меняя структуру. Его сложнее обработать, но инструмент будет более звучным. Кроме того, такая лиственница обладает влагоотталкивающими свойствами, её хоть в речку урони, дерево не разбухнет и "голос" инструмента не испортится. А сосна, например, легко вбирает в себя влагу, поэтому её звучание в разную погоду будет отличаться" .

Ещё топшуур можно сделать из кедра. Лучше всего подойдёт стройное, крепкое дерево, растущее на вершине горы. Выбрав такое, сказитель сначала должен повязать на него ленточку-кыйра, произнести благопожелания и попросить разрешения отколоть заготовки для инструмента. Ровно год они будут оставаться в лесу неподалёку от кедра-родителя, пока не просохнут на ветру, не обретут свой голос. Только после этого можно приступать к созданию инструмента. Основание топшуура нужно выдолбить и обстрогать, пока он не станет чуть толще бумажного листа. Чем тоньше инструмент, чем ровнее его поверхность, тем богаче звучание.

Корпус обтягивают выделанной шкурой — можно взять телячью, но лучше всего для этого подойдёт кабарга, её шкура самая тонкая и прочная. Детали инструмента соединяют маленькими кедровыми гвоздиками. Обычно изготавливают сто штук: если этого количества хватит или будет больше необходимого — значит, кайчы проживёт дольше ста лет. Если окажется недостаточно — что ж, и не прожив сотню лет, можно многое успеть. Собранный топшуур обмазывают конским жиром, чтобы защитить от влаги, и два-три дня подсушивают у очага, в котором жгут кедровые дрова и щепки.

Струны топшуура изготавливают из конского волоса. Фото: Дмитрий Медянцев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Струны топшуура изготавливают из конского волоса. Фото: Дмитрий Медянцев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Чтобы инструмент запел, остаётся натянуть на него две струны. Их делают из конского волоса белого цвета — на каждую идёт семь штук. "Волос надо брать из хвоста хорошего жеребца , — рассказывает Олег Асканаков. — Если конь ленивый, хорошие струны не получатся. А если он быстрый, сильный, то и звук будет мощным и звонким, как свист ветра в ушах, когда галопом скачешь" .

Легенда Говорят, некогда по две стороны реки жили два богатыря, которые хотели владеть одной и той же горой. Чтобы решить спор, они договорились построить мост через реку, ни разу за это время не упомянув женщину. Если же кто-то не удержится и заговорит на запретную тему, лишится права на гору. Мост становился всё длиннее, но однажды из кустов донеслась музыка — прекрасный женский голос пел под аккомпанемент неведомого инструмента. Богатыри застыли, очарованные, и один из них позабыл об условии, воскликнул: "О, уй-кижи!" ("О, женщина!") Тут грянул гром, ударила молния, мост обрушился, а река провалилась вниз — на её месте разлилось Телецкое озеро. Восхищённому богатырю, однако, было не до того — он бежал на звук голоса. И успел увидеть, как женщина ударила по камню своим инструментом и исчезла. Отпечаток же инструмента остался на камне — он и послужил образцом для топшуура, который после этого случая начали мастерить алтайцы.

Топшуур может превратиться в икили, для этого достаточно поставить его вертикально и начать играть не рукой, а смычком. Перед тем как играть, струны натирают канифолью из так называемой медвежьей серы — густой смолы лиственницы. "Она отличается от обычной жевательной серы , — поясняет сказитель, проводя золотистым кусочком по струнам. — Очень клейкая. Мы в детстве над болтливыми девчонками подшучивали, угощая их такой серой. Они потом долго зубы разжать не могли, пока сера не растает. А наше дело было вовремя убежать" .

И топшуур, и икили служат сказителю-кайчы проводниками в горловом пении.

Голос человека

"Кай" — умение петь особым образом — считается даром духов. Бывало, будущий сказитель проявлял тягу к этому занятию с детства — заслушивался пением, запоминал тексты. Иногда начинал видеть красочные сны, которые подталкивали его выполнить предназначение. А то надолго уходил в горы, а оттуда уже возвращался кайчы, получившим дар от "хозяина".

"Певец с хозяином имеет огромную силу. Во время выступления такого певца происходят разные чудеса: то сами собой открываются и закрываются двери дома, то ярко вспыхнет огонь в очаге. У некоторых сказителей хозяин — герой эпического произведения. Он принуждает своего певца к исполнению поэмы и даже наказывает за нерадивость". Владимир Арефьев, "Мифы и шаманизм Алтая"

Порой сказители сразу овладевают сложным искусством горлового пения, порой — после тренировок. "Первые попытки спеть иногда называют "звук молодого бычка" , — посмеивается Олег Асканаков. — Но со временем всё приходит. Если, конечно, человеку суждено стать сказителем" .

Горловое пение перекликается со звуками природы. Сами сказители говорят, что вибрации, на которых оно построено, оказывают целительное воздействие на организм. При этом исполнение кайчы вводит слушателей в своеобразный транс, позволяя проживать события вместе с героями.

Основных видов кая три. Первый — "каркыра", он рождается глубоко в теле человека, на уровне живота и поясницы. Это глубокое низкое звучание, напоминающее не то подземный гул, не то шум водопада. Второй вид — "комей", идёт из горла, он более высокий, прохладный. "Такой лёгкий гул издаёт на морозе лиственница" , — отмечает Асканаков. Третий — "сыбыскы" — высокий свистящий звук, как у флейты. Алтайцы уверены, что он напоминает осеннее пение марала. Во время исполнения, как правило, певец использует сразу два, а то и три вида кая, благодаря чему поёт двумя или тремя голосами одновременно.

Кайчы часто упоминают Кадын-Бажы (Белуху). Фото: Вячеслав Левицкий, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Кайчы часто упоминают Кадын-Бажы (Белуху). Фото: Вячеслав Левицкий, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Голос сказителя

Исполняя древний эпос, кайчы не просто поёт — он играет интонациями, передавая характеры различных героев и создавая атмосферу пейзажей, которые в древних сказаниях, как правило, описываются детальнейшим образом. Один из самых знаменитых кайчы ХХ века — Алексей Калкин, который в 22 года получил звание лучшего сказителя Алтая. Он же первый удостоился звания народного сказителя Алтая.

Калкин знал наизусть более тридцати героических сказаний, не говоря о многочисленных сказках, мифах, преданиях, легендах и песнях. С его слов удалось записать древний героический эпос "Маадай-Кара" длиной немногим меньше восьми тысяч строк — это несколько часов непрерывного пения. Заслушавшись Калкина, академик Владимир Гордлевский не смог сдержать восхищённого восклицания "Алтайский Гомер!", таковым его и запомнили. "Маадай-Кара" повествует о конфликте Кара-Кула и старого богатыря Маадай-Кара, а также о подвигах сына последнего, Когюдей-Мергена. Сейчас этот эпос переведён на сорок с лишним языков и известен по всему миру.

В стародавние времена, когда кайчы приезжал в стойбище, это было настоящим событием. Все собирались у огня, чтобы послушать сказания, почувствовать себя их героями. Выступление могло затянуться на несколько дней кряду — одним эпосом дело обычно не ограничивалось. Конечно, сейчас вряд ли приходится рассчитывать на такое терпение слушателей, но на несколько часов заставить людей XXI века забыть о телевизоре и интернете современным кайчы вполне по силам.

По легендам, сказителей с удовольствием слушают сами духи, и если перед охотой кайчы споёт благопожелание местным хозяевам леса, добыча будет богатой.

Легенда Некогда жили два брата — ясновидец Косточи и сказитель Кайчи. Как-то на охоте Кайчи начал петь песню о местных духах, да так хорошо, что послушать её к нему на плечо присел сам хозяин тайги. Когда сказитель умолк, дух встрепенулся и произнёс: "Как я заслушался! Теперь мой жеребец убит". Косточи всё это видел и слышал, но поначалу не мог понять, о каком жеребце речь. Поутру братья пошли осматривать ловушки и обнаружили там много ценных зверей и птиц, среди которых оказался дятел — именно он был жеребцом духа тайги.

Овладеть мастерством сказителя непросто, и кайчы в наше время очень мало. "У нас на Алтае сейчас три, может, четыре таких, кто владеет всеми тремя видами кая , — рассуждает Олег Асканаков. — Раньше было три, но сейчас, говорят, ещё один молодой появился. В Туве побольше, там где-то девять-одиннадцать кайчы. Ещё пара в Монголии и один в Калмыкии" . Но всё же горловое пение не угасло с течением веков, и это радует. А раз появляются молодые сказители, есть надежда, что со временем кайчы станет больше и они, как и прежде, будут ездить по земле, останавливаясь то тут, то там, чтобы дать людям послушать свои песни.

Волос для смычка берется из конского хвоста, а некогда (еще до того, как скрипка появилась на свет) считалось самым лучшим использовать для смычков волос из хвоста единорога. Две толстые струны делают из свитых кишок животных, а подставку изготовляют из кости, придавая ей весьма причудливую форму. Из кости делается и держатель волоса в головке смычка, причем говорят, что иногда (у Паганини) для этого брали кость человека. Из кости оленя сделана пуговка, к которой натянутой жилой присоединен подгриф. Клей, скрепляющий отдельные части инструмента, тоже животного происхождения. Считается, что Амати пользовался клеем, сделанным на основе вареного мяса ехидны, которая рожает в воздухе, и поэтому такой клей почти ничего не весит. На колодке смычка с каждой стороны инкрустировано немного перламутра. Перламутр всегда чуть холоднее дерева, поэтому с его помощью пальцам легче чувствовать то единственно правильное место, за которое они должны держаться, - безымянный всегда должен оставаться на этом перламутровом винте.



Самый распространенный конский волос - черный, ведь его можно насобирать хоть с Гнедка, хоть с Воронка. Самый редкий и ценный волос - белый, недаром у скрипачей смычок из него ценится дороже всего.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Из конского волоса.. .

Из конского волоса.
Вам какие фото желательны: коня, его хвоста или скрипичного смычка?; -))
Катюш, эт я шучу))



Ло?шадь домашняя (лат. Equus caballus) — вид непарнокопытных млекопитающих, одомашненный и широко использующийся человеком вплоть до настоящего времени. Лошади (Equus) в широком смысле слова — единственный ныне живущий род семейства лошадиных, или однокопытных (Equidae s. Solidungula), отряда непарнокопытных (Perissodactyla). Как показывает второе название семейства, наиболее характерную особенность его составляют ноги, имеющие только один вполне развитый и одетый копытом палец. Череп вытянут и отличается относительно длинной лицевой частью. Долгое время лошади были в числе экономически наиболее важных для человека домашних животных, однако их важность упала в связи с развитием механизации. Самец лошади называется жеребцом. Самка — кобылой. Кастрированный жеребец называется мерином. Детёныш лошади — жеребёнком.
Лошадь — житель больших, открытых пространств степей или прерий, спасающаяся в случае опасности только при помощи бегства.
Предком домашней лошади является не лошадь Пржевальского, как считалось раньше, а вымерший вид дикой лошади — тарпан.

Предполагается, что впервые лошадь была приручена людьми среднестоговской культуры (восточная Украина и южная Россия) в пределах 4300 — 3500 до н. э. 14С или в календарном исчислении 7180 — 6260 лет назад. Носители среднестоговой культуры впервые в истории освоили верховую езду на лошади: в среднестоговской культуре представлены роговые элементы конских удил, а недавние исследования зубов среднестоговской лошади показали, что эти удила применялись по современному их назначению. Древнейшая верховая лошадь датирована ок. 6830 лет назад (жеребец из Дереивки, Украина, ок. 4000 лет до н. э. по 14С) . Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться для среднестоговцев ростом демографического состояния и повышением мобильности, что объясняет распад праиндоевропейской культуры и широчайшее распространение её производных по Евразии: конная ямная и другие культуры

Музыкальный инструмент йоухикко

Йоухикко – деревянный смычковый инструмент, распространенный в финской и карельской культурах, применяется для исполнения фольклорных произведений. По классификации относится к хордофонам. Имеет квартовый или кварто-квинтовый строй.

Музыкальный инструмент имеет нехитрое устройство:

  • деревянную основу в виде корытца с углублением посередине. Основа изготавливается из ели, березы, сосны;
  • широкий гриф, расположенный посередине, имеющий вырез для руки;
  • струны в различном количестве, от 2 до 4. Ранее материалом служил конский волос, жилы животных, современные модели оснащены металлическими или синтетическими струнами;
  • дугообразный смычок.

Музыкальный инструмент йоухикко

Использовался традиционный финский инструмент для воспроизведения коротких плясовых танцевальных мелодий, реже – как сопровождение песен. Сегодня встречаются сольные исполнители, также йоухикко является частью фольклорных музыкальных групп.

Исполняя мелодию, музыкант сидит, располагая конструкцию на коленях, под небольшим углом. Нижняя лопасть в таком положении упирается во внутреннюю поверхность правого бедра, боковая часть корпуса лежит на левом бедре. Тыльной стороной пальцев левой руки, просунутой в прорезь, исполнитель зажимает струны, извлекая звук. Правой рукой водят по струнам смычком. На мелодической струне извлекаются флажолетные звуки, на остальных – бурдонные.

Читайте также: