Прическа марии антуанетты как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.08.2024


Средневековье и Возрождение

Франция — законодательница моды

Классицизм последней четверти XVIII века подражал древнегреческим образцам — головки дам украшали ниспадающие пряди, которые закалывались шпилькой или булавкой. Длинные волосы уступают место локонам до плеч. Произошел отказ от фальшивых волос, но пудреные прически еще сохраняются.

Мыть или не мыть

Самым распространенным способом мытья волос был сухой метод. По волосам распределялась пудра. Кожа головы массировалась придавливающими движениями. Жирную голову массировали пальцами, опущенными в тальк, сухую — руками, смоченными жиром. Затем пудра с поглощенным жиром и грязью удалялась расчесыванием свинцовым гребешком. Иногда загрязненные волосы протирали тампоном, смоченным спиртом или одеколоном. Как первый пенообразующий препарат применялись желтки яиц, взбитые в воде. Мыли также волосы ромашкой, серой и дегтем, но не чаще одного раза в месяц.

Молодые женщины XIX века носили чепцы с утра до вечернего выезда в театр, на бал или прием. Для выходов существовали иные головные уборы. Лишь пожилые матроны появлялись на балах в нарядных чепцах, отделанных лентами, кружевами и цветами. Чепцы надевали сразу, как выходили замуж — это могло быть и в 15, и в 16 лет. Пушкин рисовал своих незамужних приятельниц в чепцах. Они радовались этому как хорошему предзнаменованию — скоро выйти замуж. Обычай закрывать волосы при вступлении в брак оказался в России очень устойчивым.

Тюрбан или чалма

Красить или не красить?

В середине XIX века в моду входят блондинки. Белокурые волосы становятся приметой аристократического происхождения. Мода на блондинок связана с женой французского короля Луи Филиппа — светловолосой императрицей Евгенией. Ее роскошные белокурые волосы были идеалом для подражания. И тогда-то впервые были придуманы осветлители на основе перекиси водорода.

Несмотря на то, что первые салоны в России открывали французы, а модные журналы XIX столетия перепечатывали французские советы, русские парикмахеры пользовались международным признанием. На парижских конкурсах они получали заслуженные награды, а в 1890 году один из русских участников был отмечен Почетным дипломом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Парикмахерский переворот произошел в начале ХХ века: во Франции была изобретена завивка волос щипцами, в Германии впервые был выполнен перманент. Появились первые химические красители и осветлители волос. Эти нововведения позволяли укладывать короткие волосы, которые быстро вошли в моду в 20-х годах с появлением кинематографа. Женщины делали себе прически под Грету Гарбо и Марлен Дитрих.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи - женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 1

Маркиза де Помпадур

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 2

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 3

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России - фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 4

Юбка с панье "с локтями"

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 5

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 6
Дамские прически эпохи Рококо, фото № 7

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно. -)

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 9

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 10

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 11

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 12

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 13

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 14

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 15
Дамские прически эпохи Рококо, фото № 16

Мария-Антуанетта, 1780 год

Карикатуристы надсмехались над такими куафюрами как могли

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 18

Дамские прически эпохи Рококо, фото № 19

К началу 80-х годов, благодаря влиянию все той же неугомонной Марии-Антуанетты, платья приобретают более мягкий силуэт и в первую очередь это коснулось костюмов "для деревенской жини". Под такие платья не одевали корсет и панье, так как эти платья в английском стиле имели удлинённую мысом спинку, зрительно суживающую спину и талию.

Бьюти-индустрия времен Людовика XIV: как играли с красотой при дворе

Луиза сделала своей отличительной чертой широкий бант, который носила на шее, — художники, рисующие портреты аристократии, дали этому аксессуару имя в ее честь.


Следующей фавориткой короля стала маркиза де Монтеспан — она была с монархом с 1667 по 1683 год и родила ему семерых детей. Считается, что именно остроумная и хитрая маркиза привила Людовику вкус к роскошным излишествам, придала импульс развитию торговли и производства, а также поощряла таланты мастеров изящных искусств.

Макияж: белила и румяна

Разумеется, там, где мода, — там и макияж. Именно во времена Людовика XIV — а он правил рекордные 72 года — бьюти-индустрия начала развиваться наиболее активно.


Дама с арапчонком за туалетом. Неизвестный художник. 1770-е
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Мушки — для маскировки или как месседж

Заметной деталью макияжа были мушки — искусственные родинки, которые делали из тафты или бархата. Формы у мушек были самые разные — это мог быть полумесяц, звезда или символ карточной масти. Обычно мушками маскировали следы от оспы или прыщи. А вот в Англии им нашли еще одно применение — мушки клеили, чтобы продемонстрировать свои политические убеждения. На правой стороне лица их носили сторонницы партии вигов, а на левой — тори.


Во Франции аристократы разработали целый язык мушек — например, наклейка в форме полумесяца могла означать приглашение на ночное свидание.


Башни-парики

Говорят, что моду на парики Людовик XIV ввел просто потому, что начал лысеть. Недостаток шевелюры он скрывал под аллонжем — очень пышным париком с длинными локонами, который придумал для него придворный парикмахер Бируа. Вслед за королем аллонжи стали носить и придворные, а за ними — и другие сословия. Те, кто побогаче, закупались париками из женских волос во Фландрии, а мелкие чиновники и офицеры носили дешевые изделия из овечьей шерсти и собачьих хвостов.

Женщины носили парики гораздо реже — они приноровились создавать объем на голове с помощью накладных прядей. Прически украшали драгоценностями, сверху щедро посыпали пудрой, но при этом следили, чтобы конструкция выглядела естественно.


Модель демонстрирует парадный парик Марии-Антуанетты
Фото: Becker & Maass/ullstein bild via Getty Images



Модные дизайнеры и любители косплея давно уже растиражировали образы длинноволосой Ведьмы в исполнении Моники Беллуччи (фильм "Братья Гримм"), Марии-Антуанетты из фильма Софии Копполы и Казановы - Хита Леджера. Их яркая визуальная выразительность - заслуга итальянского стилиста по прическам Дезире Корридони.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Братья Гримм", режиссер Терри Гиллиам

Я: Как и когда появилось это желание - стать стилистом по прическам в кино?

Дезире Корридони: Я решила им стать еще в детстве, после того, как побывала на съемках у отца и тети. Они повлияли на мой выбор профессии.

Франко Корридони и актер Грегори Пек. Из личного архива Д. Корридони

Франко Корридони и актер Грегори Пек. Из личного архива Д. Корридони

- Рассказывали ли отец и тетя о Висконти, Пазолини, Каллас?

Мария Тереза Корридони и Мария Каллас (фильм

Мария Тереза Корридони и Мария Каллас (фильм "Медея" П.П. Пазолини.) Из личного архива Д. Корридони

О Пазолини я помню смутно, только то, что он был перфекционистом, человеком, одержимым каждой деталью, он придавал значение даже тем прядям волос в прическе, которых не было видно. Он был режиссером, желающим иметь полный авторский контроль над своими фильмами. Великий поэт.

Актриса Сильвана Мангано в фильме

Актриса Сильвана Мангано в фильме "Смерть в Венеции" Л. Висконти. Стилист по прическам Мария Тереза Корридони

На съемочной площадке фильма

На съемочной площадке фильма "Город женщин"

Мне очень повезло, что я начала свою карьеру с такого гения, как Феллини, но на этом фильме я также познакомилась с великим сценографом и художником по костюмам Данило Донати. Он начинал работать с Феллини, помогая ему разрабатывать и воплощать в жизнь его эскизы и каждый день находился в новом поиске нестандартных материалов для изготовления париков.

Терри Гиллиама я могу назвать гениальным режиссером и большим фантазером. У него были необычные пожелания. Например, однажды вечером в конце съемочного дня, он сказал мне, что на следующий день ему нужны для Моники Беллуччи волосы длиной не менее 2-х метров.

Дезире Корридони и Моника Беллуччи на съемках фильма

Дезире Корридони и Моника Беллуччи на съемках фильма "Братья Гримм". Из личного архива Д. Корридони

После съемок, мы до глубокой ночи с моим помощником плели трессы, чтобы удлинить волосы Беллуччи, неожиданно к нам пришел Хит Леджер с кофе и бутербродами, чтобы составить мне компанию и поддержать.

На съемках

На съемках "Братьев Гримм". Из личного архива Д. Корридони

- Как Вам работалось с Хитом Леджером и Моникой Беллуччи?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Казанова"

Монику Беллуччи я знаю с 18 лет, и много работала с ней на разных фильмах. Она мне доверяет, я знаю все ее маленькие недостатки, поэтому, когда мне нужно подготовить ее образ для фильма, у меня уже есть четкое представление о том, какой парик она должна носить.

- Легко ли идут на контакт голливудские актеры?

Конечно, моя работа имеет некоторое преимущество в общении с актерами и актрисами, поскольку мы первые и последние, с кем они сталкиваются во время съемок. Мы устанавливаем с ними очень тесные отношения, становимся их психологами, потому что многие актеры рассказывают нам о своих личных проблемах. После этого гораздо проще поддерживать отношения.

Дезире Корридони и Хит Леджер. Из личного архива Д. Корридони

Дезире Корридони и Хит Леджер. Из личного архива Д. Корридони

Мы работали со всеми актерами, кроме Шер - итальянцами и англичанами. Я помню, что когда мы в Лондоне в первый раз пришли на пробы, Мэгги Смит пригласила нас всех к себе на ужин.

Дезире Корридони и Мэгги Смит. Из личного архива Д. Корридони

Дезире Корридони и Мэгги Смит. Из личного архива Д. Корридони

С Мэгги Смит, Джуди Денч, Джоан Плоурайт у нас были полное сотрудничество и дружба. Мы снимали летом, и мои маленькие дети целый день присутствовали на съемочной площадке вместе со своей няней, а Джуди Денч втайне давала им деньги на игрушки. Каждый раз, когда я шла на съемку, то была очарована идеальной реконструкцией мест и персонажей, которые выглядели словно исторические фрески.

Франко Дзеффирелли был настоящим Мастером, великим художником, режиссером с обширным кругозором, гением. Он прекрасно рисовал, знал истории костюма, грима и причесок, у него был такой уровень культуры, который я больше никогда ни в ком не встречала.

Рисунок Франко Дзеффирелли с дарственной надписью. Из личного архива Д. Корридони

Рисунок Франко Дзеффирелли с дарственной надписью. Из личного архива Д. Корридони

На съемках фильма-оперы

На съемках фильма-оперы "Отелло"

С Дзеффирелли у меня сразу возникло родственное ощущение, и со временем оно еще больше укрепилось. Он был шафером на моей свадьбе. Франко был поистине особенной, уникальной личностью, человеком искусства, великой человечности и щедрости. Быть рядом с ним, слушать его – было волшебно и волнующе. Помимо его небесного взгляда голубых глаз и великодушия, он обладал уникальным очарованием и умел, даже просто что-то рассказывая, подарить вам свой звездный мир, свою культуру и эмоции, это чудесное сокровище.

Рисунок Франко Дзеффирелли. Из личного архива Д. Корридони

Рисунок Франко Дзеффирелли. Из личного архива Д. Корридони

- Художник по костюмам Пьеро Този считал, что прическа и костюм – это одно целое.

Я всегда буду помнить о Пьеро Този, потому что он был очень дружен с моей тетей и не раз просил ее с ним поработать.
Пьеро отлично знал историю костюма и его крайняя дотошность была даром и проклятьем для тех актеров и актрис, для которых он создавал костюмы, прически и макияж.

Художник по костюмам Пьеро Този

Художник по костюмам Пьеро Този

Дезире Корридони и Пьеро Този в Centro Sperimentale di Cinematografia. Из личного архива Д. Корридони

Дезире Корридони и Пьеро Този в Centro Sperimentale di Cinematografia. Из личного архива Д. Корридони

Този добавлял и убирал аксессуары, помогая актерам войти в создаваемый образ. Мне посчастливилось поработать с ним на некоторых фильмах, и помогать ему делать прически 1890-х гг на его последнем семинаре в Centro Sperimentale di Cinematografia.

Эскиз грима и прически Пьеро Този. Из личного архива Д. Корридони

Эскиз грима и прически Пьеро Този. Из личного архива Д. Корридони

Эскиз грима и прически Пьеро Този. Из личного архива Д. Корридони

Эскиз грима и прически Пьеро Този. Из личного архива Д. Корридони

- Вы работали с многими известными итальянскими художниками по костюмам, такими как Данило Донати, Анна Анни, Милена Канонеро, Габриэлла Пескуччи, Маурицио Милленотти. Просили ли они Вас внести поправки в стиль прически? Дружите ли Вы с кем-то из них?

Я всегда готова к полному сотрудничеству с художником по костюмам, с которым мы вместе создаем образ. Поэтому мы заранее обсуждаем парик или прическу, отталкиваясь от цвета костюма или от лица актера. Каждый раз мы стараемся использовать наш общий опыт для наилучшего достижения цели. Я дружу с Габриэллой Пескуччи, Маурицио Милленотти и Миленой Канонеро, с которыми уже давно знакома и не раз работала на фильмах. С Анной Анни и Данило Донати у меня были только рабочие отношения.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Мария-Антуанетта"

Я очень благодарна Милене [Канонеро, художнику по костюмам фильма], которая захотела, чтобы именно я работала на этом важном фильме и которая была уверена во мне. У нас с Миленой и Софией Копполой было полное сотрудничество. София хотела, чтобы в фильме был осовремененный XVIII век, поэтому все прически были сделаны в стиле исторического фильма, но с модным намеком.

София Коппола, Дезире Корридони на пробах к фильму

София Коппола, Дезире Корридони на пробах к фильму "Мария-Антуанетта". Из личного архива Д. Корридони


Фото с выставки Maria Antonietta c’est moi! Из личного архива Д. Корридони

Фото с выставки Maria Antonietta c’est moi! Из личного архива Д. Корридони

Мне посчастливилось работать с двумя величайшими российскими режиссерами - Сергеем Бондарчуком и Андреем Кончаловским.

Мария Тереза Корридони (слева), Руперт Эверетт (в центре) и Дезире Корридони (справа) на съемках сериала

Мария Тереза Корридони (слева), Руперт Эверетт (в центре) и Дезире Корридони (справа) на съемках сериала "Тихий Дон" С. Бондарчука. Из личного архива Д. Корридони

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Грех" Кончаловского

- Какие проекты Вы вспоминаете с любовью?

На съемочной площадке фильма

На съемочной площадке фильма "Мария-Антуанетта"

- Что самое сложное в Вашей работе? И что Вы могли бы пожелать тем, кто хочет работать мастером по прическам в кино?

Трудно перечислить вещи, которые сложны в моей работе, но я думаю, что это использование марсельских щипцов (это старинные металлические щипцы для завивки, которые нагреваются и используются для изготовления ондуляции). Мало кто знает, как правильно ими пользоваться, потому что большинство работают с электрическими щипцами. Мне очень повезло, что моя тетя Мария Тереза Корридони была одним из самых известных и значительных мастеров по прическам нашего времени. Она все мне рассказала о своей работе, но несмотря даже на это, работая, каждый день я узнаю что-то новое.Мой совет: для того, чтобы заниматься этой профессией, нужно, в первую очередь, иметь к этому большую страсть, затем пройти теоретический и практический курсы, посвященные парикмахерского искусства, а затем присоединиться к хорошему стилисту по прическам в кино и начать набираться опыта на съемках, потому что настоящая школа, где вы действительно научитесь своей работе, это съемки фильмов.

Благодарю за помощь в организации этого интервью художника по костюмам Дмитрия Андреева!
И большое спасибо Людмиле Мусатовой за помощь в переводе!

Читайте также: