Маски из дерева своими руками
Украшение интерьера это процесс, который не имеет ни начала, ни конца. Постоянно в дом привносится что-то новое, и параллельно идет процесс избавления от надоевшего или ставшего не интересным.
Кто-то решает эту задачу при помощи модных и современных магазинов. А кто-то ходит на блошиные рынки и покупает старые, но интересные вещи.
Очень часто на блошиных рынках можно найти в продаже такой интерьерный элемент, как африканские деревянные маски. Самое интересное, что они (маски) все разные, прямо как люди!
Самыми первыми сведениями о таких масках считаются наскальные рисунки в пещерах на территории нынешней Сахары, созданные в 5 тысячелетии до н.э.
По началу европейским колонизаторам это искусство – создание и применение масок – казалось сущим примитивизмом. Однако, в начале 20 в. африканское масочное искусство постепенно просочилось в западноевропейское, найдя отображение в работах многих именитых художников.
Интересный факт, что, как правило, маски изготавливаются у оседлых племен, которые занимаются земледелием, рыболовством.
Бродячие охотники и кочевые племена либо не имеют таких масок вовсе, либо делают их одноразовыми - для конкретного мероприятия и потом их сжигают или выбрасывают.
В разных частях Африки, разными племенами изготавливаются разные маски – ведь каждая культура самобытна, а значит и ритуальные предметы не похожи друг на друга.
По множеству признаков (форма и размер ноздрей, рта, ушей, носа, наличия или отсутствию зубов и т.п.) можно примерно определить какому африканскому народу принадлежит та или иная маска.
Маски бывают очень разные: мужские и женские, и даже детские. Абстрактные изделия тоже встречаются, но ими чаще всего пользуются знахари, целитель, предсказатели.
Не менее важен цвет маски: самые популярные и распространенные черные маски – ведь этот цвет ассоциируется с жизнью. А вот маски белого цвета лучше не трогать и не покупать – ведь их используют при траурных ритуалах.
Маски бывают совершенно разных и причудливых типов: с лицом человека, изображающего разные эмоции. В комментариях я оставлю таблицу с расшифровкой значений этих эмоций.
Бывают с мордами животных, которые также показаны в разных эмоциональных состояниях. Но также можно встретить комбинированные маски: смесь животных и людских черт в одном мордо-лице.
По форме тоже их огромное разнообразие. Например, самые привычные для нас маски лицевые. Но есть и налобные, и маски-шлемы, и маски-гребни, и даже нательные маски.
Как правило, маски делают из дерева – это самый доступный материал. Но существуют маски и из слоновьих костей. В виду дефицита этого природного материала, такие маски делались исключительно только для коронованных особ. Поэтому их крайне мало и стоят они, конечно, баснословных денег.
Конечно, существует мнение, что вешать в своем доме такие украшения весьма опрометчиво и опасно. Ведь, по версии африканцев, их маски имеют чудодейственную способность влиять на жизнь человека.
Возможно и так, но … я думаю, что экзотические настоящие маски продаются за внушительные деньги на аукционах и, как правило, их покупают коллекционеры …
В туристических лавках африканского побережья и магазинах с этническими аксессуарами для дома продаются, наверно, все же не настоящие маски, а их копии.
А вот на барахолках или антикварных лавках – уже другой вопрос. Ведь эти маски могут быть действительно привезены из Африки, и обстоятельства их происхождения или применения неизвестны вам доподлинно.
Перед покупкой такого предмета стоит задуматься 100500 раз и . рассмотреть вопрос о самостоятельном изготовлении таких масок . из папье-маше или пенокартона, например.
О том, чем еще можно украсить свой дом стильно и оригинально, а также к налетом старины, я частенько подсматриваю в публикациях на канале " Decoro-быт станет уютом ".
Например, недавно там узнала, что сегодня вновь вернулась мода вешать в домах охотничьи трофеи или устанавливать чучела животных (даже, если вы не охотник).
Уж и не знаю, что лучше - голова кабана, которому мне будет неловко смотреть в глаза (ведь, жалко зверушку). Или маска из Африки, купленная с рук.
Ведь она вполне может оказаться ритуальным аксессуаром шамана, который таким "ключом" связывал два мира - этот и тот, куда мы все неизбежно попадём.
История зарождения и развития
Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.
Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.
А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.
Виды резьбы
Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:
- Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
- Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
- Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
- Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
- Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
- Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
- Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.
Где может применяться
Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
Базовые инструменты для ремесла
Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:
А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.
Виды стамесок
В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:
Меры предосторожности при работе
Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:
Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.
Мастер-класс геометрической резьбы
Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.
Технология и последовательность геометрической резьбы
- Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
- Работа над композицией с использованием ножей.
- Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
После просушки резную поделку можно использовать по назначению.
Необходимые инструменты
Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:
Создание эскиза узора
Вырезаем узоры
Шлифовка и пропитка готового изделия
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Вырезаем таблички
Заключение
Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Расскажу сегодня об австрийском резчике по дереву, который творит в оригинальном жанре. Это Miguel Walch (Мигель Вальч) из города Тарренца.
Он вырезает маски из дерева, образ которых может родиться только в голове сценариста фильмов ужасов.
Страшно, аж жуть!
Маски в народных традициях Miguel Walch смог соединить с современным дизайном. Они выглядят очень эффектно, впечатляюще и ужасно. Люди в таких масках превращаются в ходячих мертвецов, вампиров, ведьмаков и прочую нечисть.
С окровавленными ртами, словно только что отведавшими человеческой плоти. Со зловещими, светящимися глазами, большими рогами, уродливыми лицами. Они как будто только что вылезли из разрытых могил. Встретишь такого в темном переулке в два часа ночи – инфаркт с миокардом обеспечен.
Трудовые будни художника
Miguel Walch увлекся резьбой еще в 12 лет. Позже начал делать деревянные маски для своих друзей. А с 2007 года стал заниматься этим постоянно, у него своя мастерская. Он выполняет заказы для клубов, различных групп и просто для людей, желающих получить порцию адреналина. Его работы уже хорошо известны не только в Австрии, но и в Германии, Италии, Швейцарии и Америке.
Европейцы и американцы ежегодно с нетерпением ждут 31 октября. В этот день там празднуется Хэллоуин, который пользуется огромной популярностью. В этот день устраиваются веселые гуляния, маскарады. Все наряжаются монстрами и колдуньями. Чем страшнее, тем лучше. И конечно же Miguel готовит к этому дню огромное количество деревянных масок, чтобы порадовать любителей жути и своего таланта.
Мастер вырезает свои маски из сосны. Тут важно правильно подобрать толщину дерева. Miguel Walch делает сначала грубые зарезы, рождая форму, потом прорабатывает лицо более детально, шлифует его наждачной бумагой. Вырезает снаружи, затем выбирает внутреннюю часть, так, чтобы маска комфортно легла на любое лицо. Потом, если требуется, вставляет стеклянные глаза, приделывает рожки. Отделывает внутри мягким материалом, прикрепляет мех.
У художника есть галерея, где по стенам развешаны эти маски, напоминающие отрубленные головы поверженных чудовищ, и он приглашает всех ими полюбоваться. На одном из фото он снят с группой жизнерадостных школьников. Детишки относятся к его творениям без тени страха, им прикольно и весело.
На его страничке в интернете в глазах рябит от всех его экстремальных чудовищ и вурдалаков. И среди них, словно с другой планеты – его семейные фото, с прелестной женой и очаровательными детьми, похожими на ангелочков. Сам Мигель – молодой мужчина (родился в 1980 году), с теплыми глазами и приятной улыбкой. Он нежно держит новорожденную дочку на руках, ласково общается с ней.
Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.
Выбор материала
Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
- печеная береза;
- кипарис;
- яблоня и пр.
Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.
Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.
Подбор материала
В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:
- липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
- осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
- сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
- клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
- дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.
Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.
С чего начинают?
После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
Приступаем к резьбе
В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.
На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.
После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.
Подготовительный этап
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.
Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.
Обработка дерева
Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:
Морилка
Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.
Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.
Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.
Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.
Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.
Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.
Морилка на практике
Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.
Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.
Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.
Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.
Лаки бывают разными:
- масляные;
- пентафталевые;
- нитролаки и пр.
Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.
Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.
Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.
Обрабатываем маслом
В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:
Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.
Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.
Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.
Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.
Необходимый инструмент
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.
- Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
- Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
- Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
- Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.
Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.
Когда не нужна морилка
Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:
- Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
- Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.
Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.
Рабочий процесс
Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.
- В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
- Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
- Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
- Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.
Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.
Заключительная обработка фигурки
Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.
В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.
Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.
Карнавальная маска – важный аксессуар любого празднества с изумительной атмосферой карнавала. Символ преобразования, воплощенный в маске, поможет создать поистине праздничное настроение. У данного атрибута неимоверно богатая история.
Сегодня он ассоциируется с блестящим, шумным представлением – Венецианским карнавалом, а также с праздником Хэллоуина. Купить маску, подходящую к конкретному случаю, не сложно. В специализированных магазинах представлен широкий ассортимент детских, женских и мужских масок на различные случаи жизни.
Это и венецианские карнавальные маски, которые обладают достаточно узнаваемым стилем, пластиковые виды, маски в форме чулка, реалистичные маски из тонкой резины. Кстати данные предметы могут стать оригинальным украшением праздничного интерьера. Однако, намного привлекательнее маски, изготовленные собственноручно. К тому же сам процесс принесем массу положительных эмоций.
Что нужно знать об изготовлении масок
Чрезвычайно важно, приступая к работе, иметь выбранный костюм. Лишь под готовый образец изделия следует подбирать маску. Вначале нужно запастись всеми нужными компонентами, инструментами и дополнительными материалами. К изготовлению данного предмета лучше приступать заранее, не накануне события, а также привлечь к созданию образа всех членов семьи (если только это не является сюрпризом).
Способы создания атрибута:
Праздничный аксессуар вполне можно сделать самостоятельно, используя различный материал, который окажется под рукой:
- картон;
- папье-маше;
- различные отрезки мягкой материи;
- специальный пластилин (продается в магазинах);
- гипс.
Предложенные способы работы – легкие, несложные, недорогие методы.
Очаровательный атрибут из бумажного трафарета
Сделанные по шаблону своими руками карнавальные маски – вариант, который заинтересует простотой изготовления и экономностью в финансовом смысле. Следует подготовить:
- выбранный из огромного количества примеров, предоставленных на специальных сайтах, шаблон понравившейся маски, или же самому нарисовать его;
- плотную бумагу и не слишком толстый картон;
- соответствующие для работы инструменты;
- краски, гуашь;
- ингредиенты для украшения.
- Вырезанный шаблон крепко приклеить к картону. Это в дальнейшем поможет сохранить маску в первозданном виде.
- Раскрасить изделие.
- Маску стоит вырезать лишь после полного ее высыхания.
- По краям проделать толстым шилом отверстия для держателя маски (завязки, резинка и т.п.). Не лишним будет укрепить отверстия вокруг дырочек с помощью скотча для создания прочности изделия.
- Продеть завязку необходимой длины, концы оформить небольшими узелками.
- Украсить маску, выбрав подходящие декоративные принадлежности.
Изделие из специальной пасты
Весь творческий процесс займет достаточное количество времени, поэтому приступать к работе нужно за несколько дней до события. Для данного аксессуара понадобится:
- основа-масса, лучше взять белого цвета, так как в дальнейшем будет производиться покраска;
- трафарет образа; колюще-режущие инструменты;
- макет;
- акриловые краски;
- набор для украшений.
Как сделать такую маску:
- Подобрать и вырезать из бумаги маска-шаблон.
- Подготовить лепнину. Ее нужно достаточно тонко раскатать (менее 4 миллиметров в толщину). Пользоваться можно обычной скалкой.
- Из полученного теста сделать форму. Для этого бумажный шаблон наложить поверх тонкого листа, острым ножом вырезать контур маски. Обязательно сделать нужные отверстия.
- Аккуратно и максимально бережно поднять вырезанную фигуру и накрыть ею макет. Выдержать сутки для полного застывания массы.
- Не стоит применять какие-либо приспособления для сушки, высыхать она должна естественным способом. Любой подогрев приведет к ее деформации.
- По собственному усмотрению раскрасить изделие. Если данный экземпляр предназначается для новогоднего маскарада, лучше взять цвета символа наступающего нового года.
- Дополнительным украшением могут стать выпуклые декоративные элементы из той же массы, или же бисер, стразы и другие интересные материалы.
В этом процесс отдельное внимание нужно уделить изготовлению манекена головы. На первый взгляд, данное действо может немного шокировать, однако, изготовив таким образом основу, в дальнейшем можно будет делать любые маски.
- Тонкие колготки надеть на голову, прорезать для дыхания отверстие и постепенно заклеить липкой лентой всю голову. Без посторонней помощи на этом этапе не обойтись.
- Нанеся скотч в несколько слоев, аккуратно сзади разрезать форму. В случае, если волосы большой длины, стоит предварительно надеть шапочку для плавания.
- Разрез на снятой форме также плотно заклеить скотчем.
- Готовую основу залить материалом, с которым более привычно работать. Это может быть гипс, монтажная пена, глина. Модель лучше установит на постамент, так удобней будет с ней обращаться.
- Заливку манекена следует производить постепенно, частями. Заполнив лобовую часть, оставить для застывания. Таким образом сделать всю форму. Манекен в таком случае выйдет качественным предметом, и не деформируется.
- Сушить шаблон лучше на мягкой ткани.
- Последний шаг – придумать образ и воплотить его в реальность, смоделировав на полученной форме.
Очевидно, что подготовить основу можно быстро и несложно. Впоследствии она станет прекрасным подсобным средством для изготовления различных карнавальных масок.
Карнавальные маски из папье-маше
Такая техника вполне доступна даже детям. Очень правильно будет привлечь их к созданию эксклюзивного праздничного атрибута. Что стоит приготовить:
- обыкновенный воздушный шарик, при надувании который приобретает исключительно круглую форму:
- клеящееся средство, смягчающее вещество (детский крем или вазелин), воду;
- мягкую бумагу;
- кисточки, краски, нож, ножницы.
При создании предмета следует придерживаться следующей последовательности:
- Надуть шарик таким образом, чтобы по размеру он соответствовал определенному размеру.
- Подготовить нужные ингредиенты для работы в технике папье-маше: мелкие бумажные обрывки и клеящийся раствор.
- на подготовленный шар нанести тонким слоем крем или вазелин. Это следует сделать для того, чтобы бумажные обрывки не прилипли к резиновой основе.
- Каждый бумажный клочок, смазав в смеси, приклеивать на поверхность шара. Располагать следует таким образом, чтобы кусочки полностью, без просветов, покрыли основу.
- Слоев покрытия должно быть не менее четырех, после создания каждого покрова, стоит оставлять изделие для высыхания. После последнего ряда дать полученной форме полностью высушиться. Сухая основа легко прокалывается иглой.
- Аккуратно поколоть шарик под бумажным покровом.
- К данному этапу следует подойти с полной ответственностью: канцелярским ножом осторожно разрезать изделие на ровные половинки, сделать соответствующие отверстия – глаза, ноздри, рот и по бокам для резинки. В случае, когда маска готовится для мамы или папы, можно остановиться на прорехах только для глаз и завязок. Ребенку дополнительные просветы просто необходимы. Они помогут создать комфорт в веселье малыша.
- Все погрешности или образовавшиеся изъяны нужно тщательно зачистить при помощи наждачной бумаги.
- Заключительный творческий этап – творческие фантазии мастера.
Карнавальные маски, выполненные своими руками в технике папье-маше, станут непревзойденным дополнением маскарадного костюма как для детей, так и для их родителей.
Маска из ткани
Стоит обратить внимание еще на один очень заманчивый способ изготовления маски для маскарада. Он несложен. Для тех же, кто хоть немного владеет основами кройки и шитья, вообще прост и легок. Данный вариант – прекрасное красочное дополнение к костюму ребенка. Сшить праздничный атрибут можно используя швейную машинку, а также вручную. Важно правильно подобрать материал-основу и нужные инструменты:
- синтетическое трикотажное полотно;
- шаблоны-выкройки;
- полный набор для шитья и рукоделия.
- Положить шаблон на материал, обвести контур, вырезать две маски.
- Отделку пристрочить к одной из частей маски.
- Обе части сшить, вывернуть наружу, не забывать об отверстиях.
- В готовое изделие ставить завязку и еще раз сделать строчку по краю изделия.
- Украсить в едином стиле с костюмом, создав изумительный ансамбль.
В различных изданиях по пошиву маскарадных костюмов можно подобрать различные шаблоны карнавальных масок для девочек и мальчиков и изготовить их из ткани своими руками. Такую атрибутику также можно выполнить на палочке.
Подобная вариация приемлема в конкретной ситуации, не предназначается для постоянного ношения. Создавая уникальный шедевр, следует соблюдать все советы и рекомендации специалистов-профессионалов, при возможности, лучше посетить занятия по совершенствованию практического мастерства.
Карнавальные маски и новогодняя ночь
В нашей стране костюмированные праздники (корпоративные мероприятия и детские утренники) ассоциируются с новогодними развлечениями. Применяемые маскарадные маски можно разделить на несколько категорий:
- классические венецианские творения;
- широкий ассортимент изделий праздничного оформления;
- ролевые предметы;
- шуточные, веселые аксессуары;
- детские разновозрастные маски;
- хоррор-маски (надевают чаще всего в день празднования Хэллоуина);
- отдельные накладные аксессуары.
Подбирая свой вариант, следует учитывать такие нюансы, как стилистика вечеринки, личные индивидуальные предпочтения, а, самое главное, кто будет носить конкретную маску. Выполняя данные рекомендации, каждый участник веселья будет чувствовать себя комфортно и полностью наслаждаться праздником.
Читайте также: