Маска древней греции сделать своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 03.09.2024

Автор: Васильева Людмила Яковлевна

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, город Брянка

Цель урока: познакомить обучающихся с истоками зарождения маски и ее особенностями у различных народов, расширить понятие о театральном искусстве. Развивать наблюдательность, творческое воображение, образное мышление, совершенствовать приемы работы с различными материалами с целью создания ярких образов. Воспитывать эстетический вкус, интерес к театральному искусству, толерантность, активизировать творческую деятельность обучающихся.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
  • овладеют умением вести диалог, работать в парах;
  • сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
  • сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
  • сформируют уважительное отношение к культуре и искусству народов мира;
  • продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
  • познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
  • познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Тип урока: урок творчества

Ход урока

1. Оргмомент. Учитель просит обучающихся надеть маскарадные очки и представить, что они находятся на маскараде.

Князь:Так точно. вот она.

Меж тысячи других теперь ее узнаю.

(Берет ее за руку.)

Но ты не убежишь.

Я вас не убегаю,

Князь: Вас видеть.

Маска: Мысль смешна!

Князь: Это шутка злая!

Но цель твоя шутить, а цель моя другая.

И если мне небесные черты

Сейчас же не откроешь ты –

То я сорву коварную личину;

Маска: Поймите же мужчину.

Вы недовольны. мало вам того,

Что я люблю вас. нет! вам хочется всего;

Вам надо честь мою на поруганье,

Чтоб, встретившись со мной на бале, на гулянье,

Могли бы вы со смехом рассказать

Друзьям смешное приключенье

И, разрешая их сомненья,

Примолвить: вот она. и пальцем указать.

Князь: Я вспомню голос твой.

Маска:Пожалуй, – вот уж чудо!

Сто женщин говорят все голосом таким;

Вас пристыдят – лишь адресуйтесь к ним,

И это было бы не худо!

Князь: Но счастье мое неполно.

Маска: А как знать.

Вы, может быть, должны судьбу благословлять

За то, что маску не хочу я снять.

Быть может, я стара, дурна. какую мину

Вы сделали бы мне.

Князь: Ты хочешь испугать,

Но, зная прелестей твоих лишь половину,

Как остальных не отгадать.

Князь: О! еще мгновенье!

Ты ничего на память не оставишь? Нет

В тебе к безумцу сожаленья?

Маска(отойдя два шага)

Вы правы, жаль мне вас - возьмите мой браслет.

(Бросает браслет на пол, пока князь его поднимает, Маска уходит)

4. Изучение нового материала (В ходе рассказа демонстрация наглядных пособий).

Зарождение маски связано с древнейшими цивилизациями. Каждый народ соприкасался с этим видом искусства и наделял его своими характерными особенностями. Маски использовали в ритуальных обрядах и театральных представлениях, не обходились без масок маскарады, карнавалы и народные гуляния (На доске вывешены таблички со значением слов).

Маскарад – (от фр.) – 1. Бал, на который являются в масках, характерных костюмах. 2. перен. Обман, притворство.

Карнавал – (от фр.) – массовое, народное гуляние с уличной процессией, маскарадом, развлечениями.

Везде, где нужно было изменить внешность или спрятать свое настоящее лицо появлялась маска. Что же такое маска? Заглянем в Википедию.

Маска – предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.

Т.е. маска – это специальное прикрытие лица, выполненное по образцу и подобию человеческого лица, звериной морды, сказочного чудовища (демонстрация гипсовых слепков). Иногда маска утрирует (упрощает) черты лица, чтобы придать им фантастический вид.

Театры Древней Греции имели огромные размеры, и актеры были вынуждены надевать большие маски, т.к. зрители просто не могли разглядеть лица актеров. Каждая маска выражала определенное состояние (ужас, веселье, спокойствие, страх) и актер в течение спектакля несколько раз менял собственные лики. Маски были одновременно и резонаторами (усиливали звучание голосов).

В древнеримском театре каждая маска обозначала определенный тип личности. Здесь действовали маски-характеры. Всего было четыре персонажа: Макк – обжора, дурак, простофиля; Буккан – смышленый и болтливый обжора; Папп – богатый, скупой и глупый мужик, старик; Доссен – хитрый горбун, невежа и шарлатан.

Итальянские маски можно подразделить на два вида:

  1. Варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи. Каждый из них отличался определённым характером, стилем поведения и манерой одеваться.
  2. Классические маски (не связанные с театром) – это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной Доктор и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.

Народы, населяющие территорию России, также изготавливали маски. Например, маски XVIII – начала XX века известны по этнографическим материалам. В это время ими пользовались многие народы Сибири: ненцы, ханты и манси, эвенки, удэгейцы, буряты.Выполнялись маски из дерева, бересты, красной меди, латуни, железа, жести, кожи, сукна. Очень часто для самого изделия и его отдельных частей использовали разные материалы. Так у некоторых деревянных предметов такого рода глаза – это бусины, вставленные в вырезы, зубы – вставные кусочки кости, волосы из кожи с мехом (медвежьим, козьим). Иногда детали лица, волосяной покров, татуировка изображены резьбой или краской. Но наибольшую выразительность придает пластическая обработка лица – особенно в кованых медных масках: морщины, брови, веки, губы, порой линия носа и татуировка отмечены мелкими бугорками, нанесенными чеканом. Одни маски выполнены реалистически, у других имеются признаки стилизации (упрощения).

Ребята, вам было дано опережающее задание: найти в литературе, Интернете, журналах, других источниках информациюо масках. В частности о р итуальных масках Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Кто готов нам рассказать о масках?

5. Практическая работа. Изготовление маски – очень увлекательное занятие. Когда из подручных материалов, бумаги, красок получится забавный зверь, сказочный персонаж, фантастический образ. Ваша маска будет настолько интересна, насколько хватит вашей фантазии. Работая руками, вы должны вложить душу, создать образ, а затем представить его.

Сегодня мы выполним плоские маски из картона и бумаги. Работать будем в парах. На партах у вас находятся выкройки (шаблоны) масок. Внимательно посмотрите на них, определитесь с последовательностью выполнения работы, распределите обязанности между собой и приступайте к выполнению задания.

(Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь тем учащимся, кто испытывает затруднения)

Работу цветом начните с поиска общего цветового решения. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом.

Не забывайте правила техники безопасности при работе с ножницами, степлером, клеем.

С вопросом к учителю может обращаться только один участник пары.

Экспериментируйте, добавляйте различные детали. Помогайте друг другу. Как только будет готова общая форма маски, вырежьте отверстия для глаз, носа, рта. Затем работайте над деталями.

6. Завершение урока.

Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал,

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал –

Как на венецианском карнавале!

Вокруг меня смыкается кольцо,

Меня хватают, вовлекают в пляску.

Так-так, моё нормальное лицо

Все, вероятно, приняли за маску.

Что делать мне – бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться.

Надеюсь я — под масками зверей

Бывают человеческие лица.

Все в масках, в париках – все как один,

Кто –сказочен, а кто –литературен.

Сосед мой слева – грустный арлекин,

Другой – палач, а каждый третий – дурень.

Один – себя старался обелить,

Другой – лицо скрывает от огласки,

А кто – уже не в силах отличить

Своё лицо от непременной маски.

Я в хоровод вступаю, хохоча,

И всё-таки мне неспокойно с ними:

А вдруг кому-то маска палача

Понравится — и он её не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,

Любуясь сам своим лицом печальным;

Что, если дурень свой дурацкий вид

Так и забудет на лице нормальном?!

За масками гоняюсь по пятам,

Но ни одну не попрошу открыться:

Что, если маски сброшены, а там –

Всё те же полумаски-полулица?

Как доброго лица не прозевать,

Как честных отличить наверняка мне?

Все научились маски надевать,

Чтоб не разбить своё лицо о камни.

Я в тайну масок всё-таки проник,

Уверен я, что мой анализ точен,

Что маски равнодушья у иных –

Защита от плевков и от пощёчин.

7. Подведение итогов урока.

Наш урок окончен.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Какая задача стояла перед вами? Как вы считаете, удалось ли вам выполнить ее?

Методическая разработка открытого занятия "Театральные маски". К конспекту прилагается презентация.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия

Тема: Изготовление театральной маски

Разработала: Соколова Т.В.

педагог дополнительного образования

Провела: 15 февраля 2019 года

https://www.toysew.ru/wp-content/gallery/maska-dlya-maskarada/maska-dlya-maskarada-11.jpg

Тема: Изготовление театральной маски

Цель занятия: Познакомить детей с историей и технологией создания масок и вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

образовательная: сформировать представление о технологической последовательности изготовления маски;

развивающая: развитие фантазии, воображения, памяти, мелкой моторики рук;

воспитательная: воспитание аккуратности, трудолюбия, взаимопомощи.

Шаблоны масок из цветного картона, пластмассовые палочки, разноцветные перья, стразы, полубусины, фигурные пайетки, бумажные цветы, клеевые блестки, кружево, ленты, клей, ножницы, влажные салфетки.

Создаёт психологический настрой, активизирует внимание

Настраиваются на занятие, слушают педагога

Беседа о театральных масках. Задаёт вопросы детям. Показывает несколько образцов. (Маски)

Слушают педагога, отвечают на вопросы, рассматривают образец.

Предоставляет права выбора материала для изготовления и украшения маски детям, помогает тем, кому нужна помощь, советует.

Просматривают презентацию, задают вопросы, отвечают на вопросы педагога. Приступают к практическому заданию.

Вырезают маску по шаблону, приклеивают пластмассовую палочку, на которой будет держаться маска. Украшают маску по своему вкусу и фантазии: перьями, стразами, цветами, пайетками и др.

Выявляет качество знаний детей, задаёт вопросы по теме.

Отвечают на вопросы, рассматривают получившиеся маски.

Выводит ребёнка на самоанализ. Поощрение. Фотосессия.

Анализируют, рассказывают о своей работе, фотографируются в масках.

Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.

1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3 Не стараться резать заготовку с одного раза.

.4 Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

5 Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

6 Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.

7 Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Нельзя резать на ходу.

8 При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

С давних времен люди подметили, что быть кем-то или играть кого-то легче в маске. Маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя

Маска пришла к нам из глубокой древности Маски древней Греции

Маски Японии Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы

Выразительность маски меняется от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови и нос

В театре артисты, стремясь изменить свое лицо, часто наклеивают усы или бороду, используют парики

Искусство изменения внешности - ГРИМ

Маска может закрывать только часть лица – это полумаска Карнавальные полумаски

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Театральные маски"

Конспект урока "Театральные маски" разработан для учащихся 3 класса по программе Б.М.Неменского.


Театральные маски.

Научить детей расписывать и декорировать маску соответствующей гаммой цветов, подходящей данному образу.

Театральные маски. 3 класс

Дать детям представление о деятельности художника в театре, создать условия для развития творческих способностей, познавательных интересов ребенка, формирование умений и навыков при работе с художеств.


Знакомство с театральной маской. Привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности.


Комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творчес.


Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска"

Урок по изобразительному искусству, 3 класс (УМК Б.М. Неменский).


Конспект занятия по театральной деятельности объединения "Театральные ступеньки" 4 класс.

В преддверии Нового года, думаю,этот МК будет уместен.

Я постараюсь описать процесс изготовления маски из папье-маше с перьями, т.к. вопрос крепления перьев к маске довольно болезненный.

Когда у меня возникла такая проблема, я изобрела свой способ, который ,может быть, не отличается особой оригинальностью, но здорово облегчает жизнь.

Возможно, он пригодится и кому-то из вас.

Итак, начну с самого начала.

Сразу предупреждаю, что в данном МК использованы снимки, сделанные при изготовлении разных масок, но я выбрала наиболее показательные, понятные для вас.

Изначально я изготавливаю модель будущей маски.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 1

Стоимость упаковки 200 – 250 рублей.

Сохнет модель 2-3 дня, почти не деформируясь.

Можно использовать скульптурный пластилин. Он усадки не дает.

Следующий этап: изготовление формы по модели.

В качестве модели под маску из папье-маше можно взять и пластиковую готовую маску, купленную в магазине за 250-300 руб.

Я укладываю модель на доску, смачиваю все водой и перекрываю 2-3 слоями туалетной бумаги,выходя за пределы верхней и боковых частей головы.

Таким образом формируется кокошник, на который впоследствии уложу перья.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 2

Бумага подходит не всякая.Чем меньше у нее слоев – тем легче работать.

Теперь готовим клеевой состав. Я обычно использую смесь клея ПВА с сухим обойным клеем(соотношение 1:2),разведенный водой до сливкообразного состояния.

Иногда некоторые слои промазываю ПВА без разведения.

Следующий слой – марлевый бинт, порезанный на небольшие куски.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 3

Укладываю поверх бумаги, приглаживаю широкой кистью, обильно смоченной в клее.

Сушу в стороне от включенной духовки 3-6 часов.

Следом наклеиваю кусочки газеты и тетрадной бумаги в разных направлениях.

Почему тетрадной? Да просто много тетрадей осталось после окончания учебного года!

Рекомендую! Бумага отлично ложится, пропитывается клеем и создает хорошую плотность(а ,следовательно, и прочность).

Давайте будем считать первые 2-3 слоя туалетной бумаги за первый слой.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 4

Тогда 5-6 слой делаю из ткани. Это может быть марлевый бинт, который я уже укладывала вторым слоем (мы же помним, что первый слой у нас туалетная бумага!).

А может быть и бязь или подобная ей ткань, нарезанная лоскутами покрупнее (например, старая наволочка). Цвет значения не имеет.

Надо только помнить: раз ткань плотнее, значит, и проклеить ее надо тщательнее.

Далее – опять бумага.

Можно проложить еще 1 тканевый слой.

И так до тех пор, пока у меня не получится 13-14 слоев.

В процессе работы будущую маску просушиваю 2-3 раза, не снимая с формы.

Когда маска полностью просохла, вырезаю глазные щели. Здесь надо проявить особую аккуратность. Сначала рисую карандашом линии, потом медицинским скальпелем осторожно делаю разрезы.

Нет скальпеля - используем канцелярский нож.

Затем равномерно накладываю на нее грунт из обычной акриловой шпатлевки, купленной в строительном магазине. Ведерко шпатлевки в 900 гр стоит 120 руб.

Ее хватит надолго, еще и на другие виды работ.

Примерно на 100 гр шпатлевки для эластичности добавляю клей ПВА (приблизительно 1 чайную ложку).Клей замедляет высыхание грунтовочной смеси, тем самым предохраняя поверхность от растрескивания.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 5

В интернете часто можно встретить рекомендацию использовать так называемый Грунт Гессо.

Он неплох, имеет тонкую структуру, но шпатлевка ему не уступает. А по цене превосходит во много раз.

При работе использую мастихин.

Если у вас его нет, воспользуйтесь сервировочным ножом(только без зубчиков).Тоже очень удобно!

Важно! Маску с формы пока не снимаю! Шпатлевка влажная, а меня на каждом шагу караулит ее величество Деформация!

Придаю чертам лица симметрию, выполняю детализацию: наращиваю скулы, кончик носа, формирую рот и т.д.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 6

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 7

Выглаживаю еще влажную поверхность кистью, смоченной в воде.

Сушу до тех пор, пока и изнанка маски не просохнет окончательно.

Вот теперь снимаю маску с формы и начинаю ее вышкуривать. Сначала использую мелкозернистую шкурку с большой осторожностью, чтобы не образовалось дефектов. Затем шкуркой-нулевкой довожу лицевую часть маски до гладкости. Кокошник не трогаю. Это для него неважно – ведь он будет закрыт перьями.

Если дефекты все-таки образовались, накладываю еще раз на эти места слой шпатлевки. Сушу, прохожусь шкуркой.

Сухой кистью смахиваю всю образовавшуюся пыль и прохожу по лицу маски слегка увлажненной губкой.

Следующий этап – покрываю лицевую часть маски белой акриловой краской, просушиваю (можно помочь краске феном, но воздух использовать только теплый. Иначе возможно появление трещин) .Снова прохожусь нулевкой.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 8

Вот теперь маска готова под декор – самую интересную часть работы, ради которой, собственно, я и старалась!

Про декор лица я писать не буду – существует много мастер-классов на эту тему.

Сейчас я перейду к перьям, но предварительно коротко расскажу о еще одном (очень легком и быстром) способе изготовления кокошника. Предназначен он больше для готовой пластиковой основы , а не для папье-маше.

Укладываю пластиковую маску на плотный картон и обвожу контур головы по бокам и макушке карандашом.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 9

Откладываю маску в сторону.

Вырезаю по внутренней поверхности кокошника зубчики. По внешней части вырезаю дугу.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 10

Получился кокошник. С одной стороны (это будет изнанка работы) с помощью разведенного клея ПВА приглаживаю горячим утюгом кусок плотной ткани. Края ткани подгибаю и приклеиваю, чтобы прикрыть края картона.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 11

Изнанка маски тоже должна быть аккуратной – это показатель качественной работы.

Зубчики подгибаю внутрь маски и приклеиваю кокошник к верхней части головы.

Когда клей схватился, начинаю выкладку перьев. Начинаю с самых больших – они создают фон для всей этой пушистой красоты. Использую горячий клеевой пистолет- цепляет перья намертво, проникая между их волосками. На снимке видны кусочки 2-х стороннего зеркального скотча – он удобен для того, чтобы перья хорошо скрепились между собой.Но можно прекрасно обойтись и без него.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 12

Следом идет второй слой перьев, покороче. Третий и т.д.

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 13

Самый последний слой в моем случае – надо лбом – это коротенькие, очень мелкие и легкие перышки волнистых попугайчиков (на одной маске) и каких-то экзотических птичек из нашего зоопарка(на второй маске).Далее украшаю лобную часть под перьями шнуром или кружевом .

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 14

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 15

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 16

Изготовление венецианской маски с перьями.Техника папье-маше., фото № 17

Вот и все, чем я хотела поделиться.

Будут вопросы- задавайте.

Если вам заинтересует тема папье-маше в масках, могу ее продолжить следующим блогом, в котором выложу подробный анализ ,основанный на моих экспериментах и неудачах в этой технике.

Презентация на тему: " Театральные маски. Театр в Древней Греции (5век до н.э.)" — Транскрипт:

3 Театр в Древней Греции(5век до н.э.)

4 Выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Участниками представлений были только мужчины. Меняя маски, они играли по несколько ролей в каждом спектакле.

5 Кроме того, маска служила одновременно и рупором, усиливавшим его голос.

6 Актеры итальянскойКомедии дель арте выступали в масках, так как в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

8 На Руси маска была атрибутом народных гуляний: святок, масленицы и др.

9 Святки картина А. Канарейкина

Читайте также: