Маска для карнавала своими руками 3 класс технология
Автор: Васильева Людмила Яковлевна
Населенный пункт: Луганская Народная Республика, город Брянка
Цель урока: познакомить обучающихся с истоками зарождения маски и ее особенностями у различных народов, расширить понятие о театральном искусстве. Развивать наблюдательность, творческое воображение, образное мышление, совершенствовать приемы работы с различными материалами с целью создания ярких образов. Воспитывать эстетический вкус, интерес к театральному искусству, толерантность, активизировать творческую деятельность обучающихся.
Планируемые результаты:
- обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
- овладеют умением вести диалог, работать в парах;
- сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
- сформируют уважительное отношение к культуре и искусству народов мира;
- продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
- познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
- познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
Тип урока: урок творчества
Ход урока
1. Оргмомент. Учитель просит обучающихся надеть маскарадные очки и представить, что они находятся на маскараде.
Князь:Так точно. вот она.
Меж тысячи других теперь ее узнаю.
(Берет ее за руку.)
Но ты не убежишь.
Я вас не убегаю,
Князь: Вас видеть.
Маска: Мысль смешна!
Князь: Это шутка злая!
Но цель твоя шутить, а цель моя другая.
И если мне небесные черты
Сейчас же не откроешь ты –
То я сорву коварную личину;
Маска: Поймите же мужчину.
Вы недовольны. мало вам того,
Что я люблю вас. нет! вам хочется всего;
Вам надо честь мою на поруганье,
Чтоб, встретившись со мной на бале, на гулянье,
Могли бы вы со смехом рассказать
Друзьям смешное приключенье
И, разрешая их сомненья,
Примолвить: вот она. и пальцем указать.
Князь: Я вспомню голос твой.
Маска:Пожалуй, – вот уж чудо!
Сто женщин говорят все голосом таким;
Вас пристыдят – лишь адресуйтесь к ним,
И это было бы не худо!
Князь: Но счастье мое неполно.
Маска: А как знать.
Вы, может быть, должны судьбу благословлять
За то, что маску не хочу я снять.
Быть может, я стара, дурна. какую мину
Вы сделали бы мне.
Князь: Ты хочешь испугать,
Но, зная прелестей твоих лишь половину,
Как остальных не отгадать.
Князь: О! еще мгновенье!
Ты ничего на память не оставишь? Нет
В тебе к безумцу сожаленья?
Маска(отойдя два шага)
Вы правы, жаль мне вас - возьмите мой браслет.
(Бросает браслет на пол, пока князь его поднимает, Маска уходит)
4. Изучение нового материала (В ходе рассказа демонстрация наглядных пособий).
Зарождение маски связано с древнейшими цивилизациями. Каждый народ соприкасался с этим видом искусства и наделял его своими характерными особенностями. Маски использовали в ритуальных обрядах и театральных представлениях, не обходились без масок маскарады, карнавалы и народные гуляния (На доске вывешены таблички со значением слов).
Маскарад – (от фр.) – 1. Бал, на который являются в масках, характерных костюмах. 2. перен. Обман, притворство.
Карнавал – (от фр.) – массовое, народное гуляние с уличной процессией, маскарадом, развлечениями.
Везде, где нужно было изменить внешность или спрятать свое настоящее лицо появлялась маска. Что же такое маска? Заглянем в Википедию.
Маска – предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.
Т.е. маска – это специальное прикрытие лица, выполненное по образцу и подобию человеческого лица, звериной морды, сказочного чудовища (демонстрация гипсовых слепков). Иногда маска утрирует (упрощает) черты лица, чтобы придать им фантастический вид.
Театры Древней Греции имели огромные размеры, и актеры были вынуждены надевать большие маски, т.к. зрители просто не могли разглядеть лица актеров. Каждая маска выражала определенное состояние (ужас, веселье, спокойствие, страх) и актер в течение спектакля несколько раз менял собственные лики. Маски были одновременно и резонаторами (усиливали звучание голосов).
В древнеримском театре каждая маска обозначала определенный тип личности. Здесь действовали маски-характеры. Всего было четыре персонажа: Макк – обжора, дурак, простофиля; Буккан – смышленый и болтливый обжора; Папп – богатый, скупой и глупый мужик, старик; Доссен – хитрый горбун, невежа и шарлатан.
Итальянские маски можно подразделить на два вида:
- Варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи. Каждый из них отличался определённым характером, стилем поведения и манерой одеваться.
- Классические маски (не связанные с театром) – это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной Доктор и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.
Народы, населяющие территорию России, также изготавливали маски. Например, маски XVIII – начала XX века известны по этнографическим материалам. В это время ими пользовались многие народы Сибири: ненцы, ханты и манси, эвенки, удэгейцы, буряты.Выполнялись маски из дерева, бересты, красной меди, латуни, железа, жести, кожи, сукна. Очень часто для самого изделия и его отдельных частей использовали разные материалы. Так у некоторых деревянных предметов такого рода глаза – это бусины, вставленные в вырезы, зубы – вставные кусочки кости, волосы из кожи с мехом (медвежьим, козьим). Иногда детали лица, волосяной покров, татуировка изображены резьбой или краской. Но наибольшую выразительность придает пластическая обработка лица – особенно в кованых медных масках: морщины, брови, веки, губы, порой линия носа и татуировка отмечены мелкими бугорками, нанесенными чеканом. Одни маски выполнены реалистически, у других имеются признаки стилизации (упрощения).
Ребята, вам было дано опережающее задание: найти в литературе, Интернете, журналах, других источниках информациюо масках. В частности о р итуальных масках Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Кто готов нам рассказать о масках?
5. Практическая работа. Изготовление маски – очень увлекательное занятие. Когда из подручных материалов, бумаги, красок получится забавный зверь, сказочный персонаж, фантастический образ. Ваша маска будет настолько интересна, насколько хватит вашей фантазии. Работая руками, вы должны вложить душу, создать образ, а затем представить его.
Сегодня мы выполним плоские маски из картона и бумаги. Работать будем в парах. На партах у вас находятся выкройки (шаблоны) масок. Внимательно посмотрите на них, определитесь с последовательностью выполнения работы, распределите обязанности между собой и приступайте к выполнению задания.
(Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь тем учащимся, кто испытывает затруднения)
Работу цветом начните с поиска общего цветового решения. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом.
Не забывайте правила техники безопасности при работе с ножницами, степлером, клеем.
С вопросом к учителю может обращаться только один участник пары.
Экспериментируйте, добавляйте различные детали. Помогайте друг другу. Как только будет готова общая форма маски, вырежьте отверстия для глаз, носа, рта. Затем работайте над деталями.
6. Завершение урока.
Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале!
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, моё нормальное лицо
Все, вероятно, приняли за маску.
Что делать мне – бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться.
Надеюсь я — под масками зверей
Бывают человеческие лица.
Все в масках, в париках – все как один,
Кто –сказочен, а кто –литературен.
Сосед мой слева – грустный арлекин,
Другой – палач, а каждый третий – дурень.
Один – себя старался обелить,
Другой – лицо скрывает от огласки,
А кто – уже не в силах отличить
Своё лицо от непременной маски.
Я в хоровод вступаю, хохоча,
И всё-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
Понравится — и он её не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным;
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?!
За масками гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там –
Всё те же полумаски-полулица?
Как доброго лица не прозевать,
Как честных отличить наверняка мне?
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить своё лицо о камни.
Я в тайну масок всё-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен,
Что маски равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощёчин.
7. Подведение итогов урока.
Наш урок окончен.
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
- Какая задача стояла перед вами? Как вы считаете, удалось ли вам выполнить ее?
Цель урока: Научить изготавливать новогоднюю полумаску.
Задачи:
- Совершенствовать приемы разметки бумаги по шаблону, резания, прорезания отверстий, крепление деталей с помощью ниток и клея.
- Развивать общую моторику рук.
- Способствовать воспитанию художественно- эстетического вкуса, желания сделать эмоционально радостной предпраздничную новогоднюю подготовку.
Оборудование: полумаски (образцы); шаблоны масок; план работы; технологическая карта; тесьма и украшающие элементы для маски; ножницы, карандаш, клей; инструкции правил безопасной работы с ножницами.
План урока:
- Самоопределение в деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи
- Анализ изделия.
- Планирование предстоящих трудовых действий, условия выполнения работы.
- Организация рабочего места.
- Самостоятельная практическая деятельность учащихся.
- Рефлексия деятельности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение в деятельности. | – Здравствуйте, ребята. Я вас рада видеть снова! Прозвенел звонок веселый, Он позвал ребят всех в класс. Все готовы? Все готовы! По расписанию урок труда у нас. – Скажите, что необходимо для успешной работы на уроке ручного труда? – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? – Сейчас повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи на уроке. И я вам желаю успехов при выполнении работы. |
Говорят отгадку – зима.
Ответ учащегося – Нового года.
Ответы детей.
Маски
Под маской сложно узнать, что за человек. Они скрывают наше лицо.
Полумаска.
Сегодня на уроке изготовим карнавальную полумаску из бумаги.
Ответы детей.
Отрабатывают и запоминают план работы над изделием.
Автор: Гудкова Вера Евгеньевна, воспитатель МБДОУ №155, г.Красноярск.
Назначение: Мастер-класс предназначен для детей школьного возраста, педагогов, родителей.
Цель: Обучить читателя технологии папье-маше, примером показать, как из подручных средств сделать потрясающее украшение дома к празднику.
Окончательный результат:
Для изготовления нам понадобятся:
• Для маски:
1.Пустая пластиковая бутылка объемом 5 литров.
2.Пластилин
3.Ножницы
4.Фольга (в лучшем случае использовать фольгу для запекания)
5.Бумага для изготовления папье-маше (газеты, тонкая бумага)
6.Клей ПВА-М – 2шт. (120 гр)
7.Кисть
8.Шпатлёвка по дереву
9.Резиновый шпатель
10.Емкость для воды и клея
11.Поролоновая губка
• Для обрамления маски:
1. Кусочки трикотажа ярких цветов (в данном случае салатовый, красный, жёлтый, синий)
2. Ткань парча зеленого цвета.
3. Дублерин (желательно самый жёсткий)
4. Проволока
5. Плоскогубцы
6. Линейка
7. Маркер
8. Карандаш простой
9. Ножницы для раскроя
10. Синтепон
Для декорирования Вашей маски, Вы можете использовать любые материалы, мне же понадобились: тесьма, стразы, тесьма из бус золотого цвета, бубенчики, клей разных цветов, клей для страз, макетный нож.
2. Для того, чтобы создать нос, губы, глаза используем фольгу (делая из нее шарики, овалы, валики). Сверху покрываем пластилином и придаем маске заключительный вид.
3. Готовую маску из пластилина смазываем любым кремом для рук или вазелином, чтобы маска могла легко отделиться от наклеенного папье-маше.
4. Наклеиваем газетный слой и слой писчей бумаги, чередуя их, разглаживая все выпуклости и впадины с помощью кисти. Клей ПВА-М можно немного развести водой.
Всего слоев должно быть не менее 7, а лучше 10. Делаем 3-4 слоя и оставляем на 24 часа и более,до полного высыхания маски.
5. После того, как папье-маше высохло, приступаем к оштукатуриванию маски. Резиновым шпателем наносим штукатурку на маску. Пока штукатурка не засохла, разглаживаем все шероховатости с помощью поролоновой губки и воды.
9. Для второго яруса колпака рисуем лепестки (ширина 6 см, высота 20 см). Вырезаем из бумаги 4 шт., прикрепляем к маске с помощью скотча
Ко второму ярусу лепестков также приклеиваем тесьму из золотых бус. К каждому лепестку пришиваем бубенчик. Оформляем маску стразами, пайетками, клеевой аппликацией
18. И последний штрих. Шьем воротник, оформляя его тесьмой. Собираем горловину и приклеиваем к маске.
19. Вот что получилось! Такая маска станет прекрасным украшением вашего интерьера, наполнит Ваш дом яркими красками и хорошим настроением!
А вы любите карнавал? Да, это то самое очаровательное волшебство, когда можно побыть кем-то другим. и даже не просто кем-то другим, а самым невероятным и вымышленным существом! Сказка! Что может быть прекрасней?! И новый год — самое время перевоплотиться и побыть немного волшебником!
Традиции Нового года позволяют и детям и взрослым стать оригинальными, примерив карнавальные костюмы и маски. Кстати, а что такое маска? Где она появилась и как получила столь широкое распространение? Поговорим сегодня о карнавальной маске и сделаем ее своими руками!
Букет из пионовидных роз с доставкой шикарно дополнит таинственный образ и станет ароматным украшением в руках королевы бала.
Вот такие они загадочные и манящие карнавальные маски. Какая маска вам понравилась больше всего? Делаете ли вы маски себе и своим детям сами? Пишите в комментариях!
Читайте также: