Как сделать сулпылар для волос у башкир

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.

Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде — сообщает Башкирская энциклопедия. Нагрудники надевали на платье (кuлдa`к) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты. Тяжёлые нагрудники — весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины. Украшением девичьего костюма в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей.

Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Несмотря на дороговизну нагрудников — некоторые из них в конце XIX века приравнивались по стоимости лошади или коровы — они были многочисленны еще в начале прошлого века. Многие оказались в музейных фондах.

Назывались нагрудники по-разному: селтa`р, са?ал, sh`а?ал, яghа, муйынса, башки?еu, алми?еu и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.

На талии нагрудник придерживался поясом. Он зашивался мелкими монетами, бляхами, кораллами, раковинами-каури. Как и на нагруднике, к наспиннику прикреплялась коралловая сетка с бахромой. Завершался наспинник тремя язычками, покрытыми перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, монетками. С нагрудником это украшение соединялось лямками, с которых спускалось коралловое оплечье с бахромой.

Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны со вставками из синего, красного, зеленого стекла.

Большое внимание уделялось поясу нагрудника. Его узорно прострачивали, вышивали серебряной нитью, украшали аппликацией из разноцветных уголков, расположенных рядами вдоль пояса.

Центральное поле делилось на две части горизонтальной коралловой полосой.
Нижняя часть была покрыта монетами и круглыми бляхами. Верх зашивался в определенном порядке кораллами. Между снизками оставлялось место для подвесок из крупных монет, сердоликовых пластин, перламутровых кружков. Обязательными были две крупные бляхи, прикрепленные симметрично с обеих сторон груди. Кораллами обводился пришивной воротник-ожерелье.

Длина нагрудников могла быть разной: доходить до пояса или же, напротив, едва прикрывать нагрудный вырез на платье (20 см в длину).

В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Автор: Лилия Галяутдинова
Превью: Мария Брук, нагрудник из коллекции Историко-краеведческого музея в селе Большеустьикинском

Наигматуллина Надежда Александровна

В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные?

Люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье, посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Башкортостане множество собственных оберегов, талисманов.

ВложениеРазмер
исследовательская работа 937 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД О КТЯБРЬСКИЙ

Р ЕСПУБЛИКИ Б АШКОРТОСТАН

Выполнила: Газизова Айгуль Ильясовна

ученица 7Б класса

Руководитель НОУ Наигматуллина Надежда МБОУ СОШ№20: Александровна

Башкирский орнамент в роли оберега ………………………………………..5

Обереги в одежде башкирского народа……………………………………. 7 Украшения - обереги………………………………………………………..….7

Мы живем в эпоху глобализации, которая делает наш мир универсальным, наполняет нашу жизнь стандартами. Но не все народы желают терять свою самобытность. Они стремятся сохранить уникальность, обращаясь к историческим корням. Поэтому очень актуальной стала тема этнических культур, которая вобрала в себя духовный опыт тысячелетий. В данной исследовательской работе я обратилась к культурному наследию башкирского народа, а именно, к теме оберегов.

В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные?

Цель исследования: изучить обереги башкирского народа и что они символизируют.

1. Исследовать обереги башкирского народа, выявить их символику.

2. Найти применение оберегов башкир.

3. Доказать актуальность данной темы.

4. Проанкетировать учащихся об их отношении к оберегам.

5. Познакомить школьников с оберегами башкирского народа.

6. Опубликовать результаты работы в СМИ.

Гипотеза: люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье, посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Башкортостане множество собственных оберегов, талисманов.

Оберег – это предмет, оберегающий от несчастья, амулет [1] . Обереги можно разделить на группы:

орнамент украшения имена-обереги

тотемы обереги для дома личные амулеты

Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетания предметов, помогающих в делах и охраняющих от неприятностей. Мечты, веру в добро и счастье люди связывали с определёнными символами, заключёнными в оберегах. К сожалению, в вихре скоростей современного мира многие из нас забыли о мудрости прошедших дней, но всё же эти знания и тайны сохранились.

Культ волка у башкир

У древних башкир особенно был развит тотемизм. Это было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем — это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его. [2] Волк был одним из тотемов башкир.

Башкирский орнамент в роли оберега

Не менее интересен башкирский орнамент, которым славится наш народ. За многовековую историю башкирского народа его декоративно-прикладное искусство выработало яркий самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачеств и вышивке, декоративной обработке дерева, металла, оформлении костюма и организации интерьера, где проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями. [3]

Башкирский народ славится орнаментальным искусством. Башкирский орнамент включал в себя знаки - обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Башкирский орнамент, основу которого составляет тотемическая тамга, вобрал в себя самые сильные свойства духа башкирского народа. Оберег “Башкирская тамга” - символ принадлежности и любви к своему народу и своим корням. Благоприятствует гармоничным отношениям в семье и в коллективе. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь роду. Каждый род имеет свою родословную (шежере) и знак (тамга), используемый в качестве тавра для скота, “знака качества” на предметах оружия и архитектуры, или родового символа. Каждая башкирская тамга имеет свое значение и богатую историю, которая иногда может рассказать больше, чем родословные и письменные источники.

Орнамент является одной из древних форм изобразительной деятельности со времен палеолита. Необычайно богатый орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих народностей. Каждый род имел свой родовой знак - тамгу. Для каждого рода тамга имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся, обогащаясь элементами семейной тамги жениха.

Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Таким образом, повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. В основе семантики этого орнамента лежит кускар - рогообразный элемент, символ завитых бараньих рогов, символ трав. Кускар - символ кочевого народа. [4]

Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник – глаз в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. [5] Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.

Ромб - элемент геометрического характера, земледельческий культовый символ. Одиночный ромб с завитками - символ плодородия земли и скота, он должен быть украшен элементами орнамента как внутри, так и снаружи. Цепочка ромбов означает дерево жизни. Ромб также является символом добра и изобилия, позже трактуется как знак удачной охоты. Этот атрибут связан с культом солнца и плодородия.

Занавеси шаршау служили и для разделения жилого помещения на мужскую и женскую половины, для отделения гостевой части юрты или дома от хозяйственной комнаты. Орнамент на занавесях покрывал все центральное поле, обрамленное широкой каймой. На центральном поле расположены узоры из многоугольников, восьмиконечных звезд, квадратов. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, черный, желтый цвета. Красный - символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал носителя от злых сил и дурного сглаза. У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим в себе большую жизненную силу. Зеленый цвет символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Желтый символизировал свет солнца, цвет возрождения жизни и богатства осени. Синий - свидетельствовал о мечтательности башкир, об их философском и созерцательном мышлении. Белый - символизирует чистоту, невинность. Милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись жизненными ценностями башкир.

Башкирский орнамент многоцветен, в нем преобладают теплые оттенки красного, зеленого, желтого. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте контрастно.

Национальная традиция в восприятии цвета возникла еще в мифологическую эпоху, когда цвету предавалось различное информационное и символическое значение. Цвет имел важное значение в той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы, на лбу делали мазок красной краской. [6] Можно сказать, что в

традиционных цветах башкирского орнамента нашли свое отражение наиболее яркие черты национального духа башкир: духа, сформировавшегося и закаленного в ходе насыщенной событиями истории

Обереги в одежде башкирского народа

С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде и на жилище. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять". [7]

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.

В башкирском народном костюме немало украшений. В прошлом многие украшения у башкир играли роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство украшений башкирок включали ожерелья (муйынсаk), затылочные заколки (елкэлек, елкэмес), подвески (суk, сулпы), бляхи для нагрудников и головных уборов (kаш), серьги (алkа, пырhа), браслеты (белэзек, безэлек), перстни и кольца (йэзэк, балдаk), застежки (kаптырма).

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Селтэр - нагрудное женское украшение. Селтэр - означает "кружево", "сетка". Это украшение представляло собой плетенную из коралловых нитей коралловую сетку, которую украшали монетами. Сакал - женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным

убранством являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебряной оправе. Нагрудник закрывал грудь и

спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны. Большую группу представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет, раковин, бисера, серебряных монет, ювелирных изделий: нагрудники (селтэр, hаkал, яга, муйынса, башкизеy, алмизеy), наспинники (инhэлек), перевязи (эмэйзек, дэyэт, хэситэ), накосники (kаралыk, сэсмэy, сэстэнкэ, арkалыk, сэсkап, сэс yргес), сплетенные из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья. К ним относятся нагрудное и наспинное украшение, нагрудное украшение, женский головной убор.

Для отпугивания злых духов в башкирском костюме использовались шумящие подвески. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха"). В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила. Постепенно эти представления забывались, люди привыкали смотреть на необычные предметы с чисто эстетической точки зрения.

Возможно, в какой - то мере нехваткой собственных ювелирных изделий объясняется широкое распространение у башкир оригинальных украшений, изготовление которых требовало творческого участия женщины.

Мой дом – моя крепость

В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо было украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшали, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками.

На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц, которые символизировали мир. Они приносили благословения небес, душевное равновесие и надежды на лучшее. Окна домов снабжали ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую глубину элемент башкирского орнамента - кускар, круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами. Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных сложившимся характером народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”.

В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используются красный, белый, синий цвета, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании с белым.

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу или какому- либо селу, можно увидеть на домах, зданиях башкирский орнамент. Радует, что его используют в современных архитектурных постройках и в интерьере: в оформлении интерьера в современных гостиницах, кафе и ресторанах. К примеру, здание конгресс - холла в городе Уфе, здесь установлен большой остекленный фасад с самым большим башкирским орнаментом, протяженность которого составляет 179 метров и площадью- 2377 кв. метров. Это впечатляет!

Можно сделать вывод, что многонациональный народ Башкирии высоко чтит традиции края и любит свою культуру - культуру наших предков. А это значит, башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколение.

Состав личных имен людей (фамилии, имена, прозвища) связан опосредованно с реальной действительностью, отражает мировоззрение и эстетические взгляды их носителей.

В прошлом имена башкир были более конкретными, их значение прозрачным, понятным, со временем они все более абстрагировались, это произошло особенно после принятия Ислама. Домусульманские имена стали употребляться все меньше и меньше, они до наших дней сохранились в большинстве своем в фамилиях и документах.

Названия диких и домашних животных занимали значительное место в общем именнике башкир. Эти имена, очевидно, возникли в тот период, когда люди верили в магическую силу слова (имени) и старались придать имени то качество, которое хотели видеть в своем ребенке: здоровье, крепость, силу, ум, находчивость и др.

Поэтому преимущественно применялись в качестве имени названия сильных, могущественных зверей: Арслан (лев), Юлбарыс (тигр) и тотемных животных, как Айыусы, Айыухан (медведь), Буребай (волк), Тулкусура (лиса), hеляуhен (рысь). Но никогда не называли ребенка именем kуян (заяц), кузян (хомяк), йомран (суслик) и т.п. Они встречаются сейчас в качестве родовых подразделений или уничижительных прозвищ.

Среди прирученных животных особое место занимает собака (эт) и щенок (кучук). Это имена-обереги. Они сохранились сейчас только в фамилиях, хотя их носители свои фамилии переименовывают на русский лад, чтобы избежать отрицательных восприятий (Итбаев, Иткулов, Итдимасов) и кучук (Кучуков, Аккучуков, Иткучуков, Кучукбаев, Кучуккулов) и др. Тем самым стирается истинный смысл древнего имени.

Встречаются больше всего общие наименования животных, как Йылкыбаев (от слова йылкы “конь”), Малбаев (от слова мал “скот”). Но башкиры никогда не давали имени угез (вол), хыйыр (корова), бейэ (кобыла) и т.п., хотя в русских именах их сплошь и рядом.

В составе древних имен имеются названия детенышей животных: колонбай (жеребенок), конанбай (двухлетний жеребенок), кузы, кузыбай (ягненок).

Только в фамилиях сохранились названия видов верблюда: Нартайлаков (нар+тайлак “двухгодовалый жеребенок одногорбого верблюда”), Нарбутов (нар+бута “детеныш одногорбого верблюда”).

В именовании своих детей названиями детенышей животных выражаются также особо почтительное отношение к этим животным и тотемистические взгляды. Кстати, наименования растений не имеют места в именнике башкир. [8]

Именник всегда подвижен, постоянно меняются его состав и формы. А значит, движение башкирского именника имеет тенденцию к краткости, звучности и абстрагированности по смыслу. К примеру, жители города Октябрьского в 2005 году для девочек предпочли Алину и Элину, а для мальчиков - Руслана, Рината, Рустема. Эти имена вышли на ведущее место.

В целом именник сужается, то есть количество наиболее употребительных имен становится меньше, частотность одних и тех же имен больше.

Обереги современной молодёжи

В процессе изучения данной темы я решила выяснить, а верит ли в обереги современная молодёжь? Если - да, то какие обереги используются? Для этого я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Результаты таковы:

- верят в силу оберегов – 68%

- не придают значения данной теме – 10%

Используют следующие обереги:

- личные обереги (кулоны, подвески) -56%

- обереги – игрушки - 4% -

- домашние обереги (подковы, венички, китайские монеты и т.д.) – 23%

Выводы по работе

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР

  • Post author:КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник
  • Запись опубликована: 02.11.2012
  • Post category:Люди, факты, мнения

uk4 ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР Люди, факты, мнения

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР, вид декоративно-прикладного искусства, распространенного у башкир, имеет многовековую традицию. Широкая область традиционного ювелирного искусства – женские украшения. При их изготовлении и отделке использовались различные техники – гравировка, чеканка, чернение, штамп, вставка и др. Широко применялась скань, вставки из полудрагоценных и драгоценных камней, главным образом из сердолика и бирюзы.

Распространены были украшения из бисера, кораллов, монет, бусин, раковин и отчасти из жемчуга. Другая широкая сфера ювелирного дела – украшение оружия. Серебряная насечка по металлу была характерным приемом его орнаментации. Пластины и бляхи с отделкой закреплялись на колчанах для стрел, на передней и задней луках седла, на подпругах, нагрудниках, уздечках, стременах.

Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия, особенно браслеты-блязики. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

uk7 ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР Люди, факты, мнения

Женский нагрудник, украшенный серебром и бисером

Подбор матриалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкий по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.

Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традици связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья. Обергом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.

Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. – М., 1968.

Башкирский национальный костюм

История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.


Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.




Всего регионов было семь:

  • Северо-восточный;
  • Северо-западный;
  • Юго-восточный;
  • Юго-западный;
  • Центральный;
  • Восточный;
  • Самаро-иргизский.

Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.



Описание костюма

Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.




Материалы и фасон

Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.


Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.

В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.




Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.


Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.


Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.


В будничных костюмах преобладали цвета:

  • Красный.
  • Коричневый.
  • Синий.
  • Черный.
  • Зеленый.
  • Желтый.







Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.






Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.

  • Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.


  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.



  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.


Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.


  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.


Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.


Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.




Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.



Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.


Детская вариация

Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.





Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.



Обувь

Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.


Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.

Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.



Головные уборы

Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.


Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.


Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.

В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.

Совсем недавно Оксана стала увлекаться созданием башкирских украшений. Как говорится, сам научился – других научи, и Оксана решила проводить мастер-классы по созданию таких украшений.

Совсем недавно Оксана стала увлекаться созданием башкирских украшений. Как говорится, сам научился – других научи, и Оксана решила проводить мастер-классы по созданию таких украшений.

Численность башкир в мире составляет более двух миллионов человек, из них более миллиона человек проживают в Башкирии. Среди них есть такие, которые чтут свои традиции, называют детей исконно башкирскими именами, пропагандируют изучение родного языка и даже делают своими руками национальные украшения. Сегодня расскажем о многодетной семье Мифтахитдиновых.

Оксана Мухаметжанова переехала в Уфу из деревни Малая Казакбаева Кунашакского района Челябинской области (ранее этот и Аргаяшский район принадлежали Башкирии – Прим.ред.) в детском возрасте. Сегодня она активистка, общественница и счастливая жена и мать. Она работает в гимназии Рами Гарипова заместителем директора по воспитательной работе, там же, где сама училась с 8 класса.

- После того, как мы стали частью Челябинской области, мы лишись башкирского телевидения, башкирских журналов и газет. Сохранилась разговорная речь, но возник диалект – он смешанный, в нем есть слова из татарского языка, из башкирского, - рассказывает Оксана свою историю. – С течением времени жители района стали забывать свои обычаи, традиции, язык. Все это мне очень не нравилось, я ведь с детства любила свой народ и язык.

Когда Оксана после окончания школы поступила в университет и стала развиваться в плане национальной культуры, глубже интересоваться историей своего народа.

- Я поняла, что не надо терять свою культуру и, самое главное, свой язык. Когда приезжала в гости в деревню, я разговаривала уже на чистом башкирском языке, позднее и родители отошли от диалекта, - продолжает женщина.

Оксана с гордостью носит башкирские украшения

Оксана с детства мечтала выйти замуж за настоящего башкира, назвать детей исконно башкирскими именами, рассказывать им о своем народе, учить языку и традициям. Так и сложилось – она встретила своего мужа Шагита. Сейчас супруги воспитывают троих детей – 12-летнего Батырьяна, 6-летнюю Ямилю, 11-месячного Малика.

Мать троих детей считает, что никто не должен стесняться своего языка. Будь ты татарин, башкир, узбек, таджик, русский, ты должен знать свой язык, историю и культуру.

- Поскольку в Челябинске тоже много башкир, впервые с бесплатным мастер-классом я поехала туда. В первую очередь, для того, чтобы они не стеснялись своего языка и традиций, надевали с гордостью этно-украшения. Хочется, чтобы больше народу возвращалось к нашим истокам. Второй мастер-класс я провела уже в Уфе. Почему бесплатно? На этих занятиях я заряжаюсь энергией и в то же время делюсь ей, хочу, чтобы у каждого была возможность попробовать себя в роли творителя. Беру деньги только за используемый на курсах материал, - говорит Оксана.

Бабушка Оксаны Зайтуна с маминой стороны занималась ткачеством. У нее был большой станок, на котором она делала половики. Оксана решила пойти по ее стопам – она купила такой станок и сейчас осваивает технику. В будущем планирует проводить мастер-классы и по нему, а еще мечтает, чтобы ее дочь Ямиля продолжила их семейную традицию.

Не раз Оксана проводила в своей родной деревне шэжэрэ-байрам (конкурс на лучшее составление родословной – Прим.ред.).Праздник родословной в этом году объединил более 100 человек. Каждый гость нашел что-то интересное для себя: изучали и фотографировали родословную, разглядывали изделия из меха и кожи, башкирские нагрудники и украшения. Особой популярностью пользовалась выставка с башкирскими национальными блюдами.

На фото Оксана с родной сестрой и племянницей

- Мы живем в такое время, что дети, молодежь, не знают своих предков, свои корни. В некоторых семьях родные друг с другом не общаются. Это неправильно, и шэжэрэ-байрам помогает объединить людей, сплотиться семье общей целью, - говорит башкирка. – Делая свое древо, многое узнала и для себя. Например, то, что в моей родословной есть такие красивые и необычные имена, как Душанбай, Азнабай, Гумар, Марьен, Ида. Заметно, как мы обрусели – в конце ветви встречаются уже и русские имена. Нация, как народ, постепенно теряется, и это печально.

ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Самое главное в жизни для Оксаны и ее супруга – это семья и воспитание детей. Дома у них такие законы – разговаривать только на башкирском языке, читать книги на родном языке. Старшие дети Оксаны и Шагита пошли в садик, не зная русского, к тому моменту они разговаривали только на башкирском языке. Зато спустя два дня выучили уже почти все русские слова.

- Я им говорю, что вам стоит пройтись по улице с плакатом? Они ведь бились несколько лет, чтобы мы жили в мирное время. Услышав эти слова, они собирают волю в кулак и идут до последнего, несмотря на то, что силы уже на исходе, - продолжает собеседница.

Оксана считает, что правительству республики стоит поддерживать такие семьи, которые несут культуру, язык, воспитание детей. Все начинается с семьи, уверена она. Будут крепкие и дружные семьи – будет сильная республика.

Логично то, что Оксана убеждена, что дети в башкирских школах должны обязательно изучать башкирский язык.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: