Как сделать психологическую маску
Мимика живет на лице и может совершенно не вовремя выдать все наши эмоции, состояния и отношения к чему-либо, а лицо – это первое, на что обращают внимание. Так что вся эта сугубо личная информация может стать доступной для кого угодно. Как же мы решаем эту проблему? Очень просто – надеваем маски. В психологии есть множество масок на любые случаи жизни. Маска “внимания” надевается чтобы скрыть скуку, когда необходимо заинтересованно слушать полный бред человека, от которого мы как-то зависим. Маска “участия” может прикрывать безразличие или злорадство. Без психологических масок мы уже не представляем своей жизни. Хотя, иногда они очень нам мешают. Это происходит в случаях, когда они “прирастают” к лицу, но об этом мы поговорим чуть позже.
Надетая нами маска мгновенно выдает информацию о том, какими мы хотим казаться. Недаром, еще в древних театрах использовались маски, на которых как бы застыли выражения разных эмоций. Таким образом, режиссеры моментально создавали образ персонажа и формировали отношение зрителей к этому герою. Всем известны маски печального, вечно ждущего нового удара судьбы Пьеро и веселых, неунывающих Арлекина и Коломбины. Но представьте себе, что Арлекин идет топиться от несчастной любви или Пьеро становится предводителем восстания. Картина получается очень фальшивой, не правда ли?
Так происходит и в жизни когда человек существует в единожды выбранной маске. Его речь и общение без изменений мимики становятся бледными и безжизненными. И воспринимают его однобоко и однообразно. Если человек всегда носит жизнерадостную физиономию, к нему будут относиться как к легкомысленному, поверхностному человеку, не способному на глубокие чувства. Поэтому его рассказ о самом трагическом событии в жизни никогда всерьез не воспримут. Он не получит ни поддержки, ни сочувствия, ни помощи, в которых скорее всего в этот момент отчаянно нуждается.
Значения психологических масок на лице человека
Что можно сказать о человеке по приросшей к его лицу маске? Как ни странно, именно эта маска рассказывает нам о том, чего не хватает в жизни ее владельцу. Иногда встречаем на улице людей, несущих свое лицо как драгоценную антикварную вещь. О таких людях мы можем сказать, что они больше всего боятся его уронить. А кто боится потерять лицо? Скорее всего тот, кто в силу низкой самооценки считает свой естественный образ недостаточно хорошим. То есть наши маски – это великолепные средства для манипуляций. При их помощи мы добиваемся желаемых результатов. Как это происходит? Если нам нужно внимание – мы носим грустное лицо, чтобы окружающие люди спрашивали что у нас случилось, предлагали свою помощь или просто пытались развеселить. Таким образом мы добиваемся своей цели, не прилагая никаких усилий. Люди, которым не хватает ощущения значимости, чаще всего ходят с надменными озабоченными лицами, демонстрируя этим всему миру, что только от них зависит решение проблем вселенского масштаба. Стремясь добиться расположения людей, человек скорее всего примерит маску улыбчивой доброжелательности; избегающий ответственности – наденет “клоунский колпак”, чтобы к нему не относились строго. Заметьте, кто чаще всего получает поддержку, снисхождение и помощь – талантливый подхалим.
Заискивание – это тонкий психологический инструмент, при помощи которого удовлетворяются потребности обоих участников общения. Один получает подтверждение своей значимости, а второй решает насущную проблему. Есть еще одна интересная маска. Каждый хотя бы раз в жизни надевал ее на себя, но встретив на чужом человеке это выражение, принимает его за “чистую монету”. Эта маска надевается застигнутыми врасплох любителями нашкодить, когда они хотят избежать заслуженного наказания. Как вы уже, наверное, догадались – это маска “оскорбленной невинности”. А не “застуканный” на месте преступления шкодник, надев маску удивления, выслушает ваш возмущенный рассказ о безобразии, которое вы обнаружили. Так что эта маска говорит о желании быть непричастным к каким-либо событиям и остаться вне подозрений. Иногда маска становится тяжелым грузом для человека, который он сам на себя взваливает и героически несет по жизни. Такой ношей является маска “высший класс”. Ее надевают люди, желающие считаться “счастливчиками”. Всю свою жизнь доказывая окружающим свой привилегированный статус, эти люди всего-навсего стремятся банально поднять собственную самооценку. Строгое лицо мы надеваем тогда, когда не уверены, что нас воспримут всерьез, добиваясь таким образом подчинения со стороны окружающих. В тех же ситуациях, стремясь подчеркнуть значимость происходящего, мы надеваем серьезные и сосредоточенные выражения лица.
Как мы только что обсудили, определенные выражения лиц становятся нашими масками когда мы в чем-то нуждаемся постоянно. Они помогают компенсировать эту потребность. Но сросшийся с нами образ может доставлять и неприятности. Ведь каждая маска загоняет нас в определенные рамки, диктуя соответствующие стереотипы поведения. А значит, дает окружающим людям возможность манипулировать нами. Например, маска “радушный хозяин” заставляет безропотно сносить все выходки гостей и исполнять их прихоти. Маска “мученика” не дает возможности поделиться с окружающими своей радостью или присоединиться к всеобщему веселью. А образ “начальника” не позволит поговорить по душам. Поэтому важно всегда осознавать, насколько диктуемый нашей маской стереотип совпадает с тем, чего бы нам на самом деле хотелось. Не говоря уже о том, чтобы добиться практически любой цели вообще без помощи масок.
Если вы хотите научиться выражать свои эмоции неповторимо ярко и выразительно, то вам стоит пройти курс обучения актерскому мастерству. Если же вашей целью является достижение взаимопонимания с окружающими людьми, основанного на умении адекватно пользоваться мимикой, то мы можем порекомендовать посетить тренинги, посвященные невербальному общению.
Маска-Некий образ,которому мы стараемся соответствовать для создания определенного образа,маска определяет ту роль,которую мы играем в обществе.
Не стоит заглядывать под чужие маски. Потому что иногда ты можешь увидеть то,чего совсем не ждёшь. Сломанную напрочь психику. Вдребезги оскаленную душу. И больные,страшно больные глаза..
Присвоив себе ту или иную маску со временем так привыкает к ней, что и вправду становится тем,чем сначала хотел казаться.
Если посмотреть вокруг и обратить внимание на лица людей - мы увидим только маски. Весёлые, хмурые, злые, ироничные, добрые, равнодушные, насмешливые - люди представляют себя миру посредством масок. За каждой маской скрывается свой, внутренний мир. Мир, который по тем, или иным причинам человек не желает/запретил себе представлять другим, запретил себе быть собой настоящим.
Внутренний мир человека заполнен множеством различных объектов, воспоминаний, эпизодов и переживаний, которые не получили одобрения в родителей и окружающих, которые несут в себе боль, которые вступают в острое противоречие с существующими нормами морали, правилами и социальными нормами. В определенной мере маски дают нам защиту от мира, помогают наладить контакт, не задействуя болезненное содержимое нашего внутреннего мира и спасают психику от потрясений. Такая защита довольно призрачна и чревата опасностями. Такая защита легко уязвима, принуждает человека держатся за маски, значительно сужает возможности поведения в различных ситуациях. К тому же защитные маски имеют свойство врастать в сущность человека, заменять собой личность и трансформировать ее.
Такой образ применяют в трёх вариантах: либо от внутренней обиды, либо в качестве защитного покрывала от социума, либо как знак протеста этому миру.
Во всех трёх вариантах – это явная незрелость личности.
Надо сказать, что данная маска-образ не доставляет радости даже тому, кто её носит: индивидуум в конце-концов очень устаёт от неё… Но так как она уже сделала своё дело, оттолкнув от своего носителя всех, кого только можно, кроме таких же духовно убогих, то человек чувствует себя не только одиноким и никому не нужным: он ещё вдобавок своими собственными руками создал себе свой личный ад, выбраться из которого не просто…
Эта маска очень удобна при манипуляциях и нужна для того, чтобы попрочнее создать у окружающих определённое мнение о себе, в целях, чтобы, например, поменьше беспокоили и ничего серьезного (ответственного) не предлагали сделать.
Как отличить: только контр-наблюдением: незаметно для этого человека наблюдать его в разных жизненных ситуациях. Если человек на самом деле гневливый – это будет видно в самые обычные моменты… По любому пустяку. Если это маска – человек временами будет отдыхать от нее…
6.Маска- Образ беспомощного человека.
Если человек не является черствым по-настоящему, то такая маска–образ служит хорошей психологической защитой от разных деструктивных реалий жизни. Психологической основой такого образа служит страх, слабость и глубокая внутренняя оголенность перед миром, поэтому личность принимает для себя такой сознательный выход, в виде этого образа, тем самым, как панцирем, отгораживается от мира и реальности. Это есть неосознанное стремление человека закрыться от мира. На какое–то время этот образ действительно служит защитным коконом для человека, но не на долго. Бесконечность диктует свои правила и законы, и один из них гласит:
Чем сильнее человек бежит от реальности, тем стремительнее реальность настигает его.
8. Маска – образ жалостливого человека.
Очень трудно отличить человека с действительно тонкой психической натурой от человека, неосознанно пребывающего в этом образе. Если у первого характерологической особенностью является искреннее стремление помочь, или посочувствовать ближнему, то у второго подсознательной причиной возникшего образа является:
1.проекция чувства жалости к себе, как один из аспектов проявления чувства страха и незащищенности перед окружающей средой,
3.побуждения к помощи ближнему на скрытой основе, что когда –нибудь этот ближний поможет и ему тоже,
4.корыстная основа: многие, носящие эту маску–образ стараются вовремя оказаться рядом и помочь исключительно важным и нужным для них людям.
9. Маска-образ супер общительного и вечно жизнерадостного человека.
Человек,пребывающий в этом образе отличается от истинно жизнерадостного тем, что основой его такого поведения является бегство от своего глубокого внутреннего одиночества, которое также является проекцией чувства страха пред окружающей действительностью. Есть люди, которые паталогически не могут находится в одиночестве, или уединении. Такие люди обожают шумные кампании, громко смеются над анекдотами, а если находятся дома одни, то стараются заполнить свое жизненное время хотя бы разговорами по телефону. Бегство от реальности заставляет их искать псевдо друзей. Часто за этим образом-маской скрывается по-настоящему очень грустная личность. Стремление заполнить контактами свое свободное время, также желание сбежать от своих проблем и мрачных мыслей выражается в чрезмерной общительности и чрезмерной активности в поиске родственного по духу человека, или круга людей.
В заключение следует заметить, что маски помогают не просто жить, а выживать. В то же время их надо периодически снимать, чтобы они не вросли в душу и не заменили собой подлинную человеческую сущность. В противном случае высока вероятность навсегда остаться на сцене. Ведь мир это театр, а мы все актёры. А какие психологические роли играете вы?
Трудно мне сейчас,хочется кому-то рассказать выплакать,но трудно кому-то открываться,доверять, да и вспоминаю про то что писала и сразу отпадает тема открытости.. А как вы открываетесь человеку?
Они в большей мере, чем другие направления и подходы в арт-терапии ориентированы на самоисследование и далеко не всегда на осознание конечного результата изобразительной продукции, т.е. какого-либо его смысла. Конечной целью является само переживание и сама творческая деятельность как таковая.
Цель: нормализация эмоциональной сферы человека; актуализация внутренних личностных и творческих ресурсов; осознание собственных чувств; развитие чувства групповой сплоченности; самораскрытие.
Содержимое разработки
Программа открытой арт-терапевтической группы
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
(техника трансперсонального подхода)
Упражнения, техники и методики трансперсонального подхода в арт-терапии имеют свою особенность.
Они в большей мере, чем другие направления и подходы в арт-терапии ориентированы на самоисследование и далеко не всегда на осознание конечного результата изобразительной продукции, т.е. какого-либо его смысла. Конечной целью является само переживание и сама творческая деятельность как таковая.
Цель: нормализация эмоциональной сферы человека; актуализация внутренних личностных и творческих ресурсов; осознание собственных чувств; развитие чувства групповой сплоченности; самораскрытие.
способствовать вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
содействовать развитию и усилению внимания к чувствам;
усилить ощущения собственной личностной ценности;
повысить художественную компетентность участников группы;
способствовать пониманию собственной социальной роли, своих защит.
определить зоны ближайшего личностного развития участников;
снять внутренне напряжение.
Время проведения – 1 час.
Вводная часть.
В древности считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа. Маска как декоративный элемент должна предохранять от неблагоприятного влияния.
Маска на шлеме римского времени не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. В театре маска воспроизводит характер и подчеркивает жестикуляцию персонажей.
С психологической т.зр. маска практически управляет нами и рассматривается как часть личности. Эти связи прослеживаются в мифологии и мистике.
Маска является инструментом восприятия материала, вытесненного в бессознательное. Она показывает нам, как мы живем, что мы делаем со своей жизнью, она выражает характер и наши страсти, борьбу между нашими требованиями к жизни, конфликт потребностей. Маска оказывает влияние как на нашу внутреннюю, так и на внешнюю жизнь.
Маски подчеркивают различные грани нашей личности и защищают нас, скрывая наши наиболее уязвимые места. Мы надеваем разные маски по разным поводам, в зависимости от ситуации, и сквозь них, немного отстранившись, мы можем взглянуть на самих себя со стороны.
Маска является одной из терапевтических тем, известной нам по старым традициям. В давние времена в ритуалах лечения маска связывала в единое целое потребности и возможности. Маска у всех народов (карнавальные праздники) тоже олицетворяла причастность к иному миру.
Ведущий предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза, сделать несколько вдохов и выдохов.
- Вы расслаблены….Легкость растекается по вашему телу…
Вы в лесу… Вы слышите мышиный писк, нагибаетесь посмотреть, не притаилась ли мышь в траве или в кустах, но там все спокойно… Потом раздается птичий гомон, но вы не можете понять, что это за птицы… А вот цоканье белки… вы видите ель и подходите к ней. Вы знаете – там живет Голубая Сойка, вы зовете ее…
Вытяните правую руку. Голубая сойка сядет на нее, так крепко обхватив ваш палец когтями… Войдя в резонанс с вашими внутренними вибрациями, она сделалась вашей союзницей…
Глядя в глаза Голубой Сойке, вы видите свое отражение, причем на вас та Маска, которую вы показываете миру… Голубая Сойка подражает вашей манере поведения…
Может быть вы увидите сразу несколько Масок, которыми вы наиболее часто прикрываетесь… Если вы захотите и будете готовы к этому, Голубая Сойка покажет вам ваше истинное лицо, скрытое под всеми этими Масками…
Пусть воображение участников
поработает без всяких подсказок в течении 1 минуты.
Поблагодарите Голубую Сойку за то, что она показала вам то, на что вы не обращали внимания раньше…
А теперь возвращайтесь… и медленно открывайте глаза.
Участники изготавливают маски, изображающие, как человек воспринимает себя, и как он преподносит себя миру.
Маски выполняются из бумаги, с последующим раскрашиванием акварелью и оформлением дополнительными материалами (перьями, бусинами, бисером, блестками, шерстяными нитками, мелкой аппликацией и т.п.)
Участникам предлагается отслеживать свои чувства во время работы.
Анализ работ участников (для ведущего)
. Чем сильнее человек идентифицируется с Персоной, тем более он отвергает какие-либо части себя.
Использование дополнительных материалов – потребность в дополнительных ресурсах и саморегуляции.
Эмоции, состояния, ассоциации, возникшие в процессе работы с маской эмоциональный подъем, ощущение радости, детства, удовлетворение, самопонимание, обновление, очищение, желание понравиться окружающим и др.)
Понимание собственной маски, социальной роли, которую она играет (облегчение взаимодействия в социуме, помощь в интимно-личностном развитии, определение зоны ближайшего развития, снятие напряжение, защита от страхов и т.д.)
1. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. С-П.: Речь, 2008.
2. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. К.: София, Ltd., 1997.
3. Платонова Э.Е. 10 лекций по мифологии. М.: Ось – 89, 2000.
4. Скалли Н. Золотой котел, или Странствия с тотемными животными / пер. с англ. Т. Азаркович. М.: София, 2004.
-75%
Человек выстраивает свои отношения с миром и людьми в основном посредством масок. Если маленький ребенок открыто выражает свои эмоции и переживания, то с возрастом человек все больше и больше закрывает себя за психологическими масками.
Причин, по которым каждый человек создает такие маски и использует их – великое множество. Но основная цель - это скрыть в себе то, спрятать от других то, что не нравится самому человеку, или может не понравится окружающим. С помощью масок человек скрывает свою внутреннюю сущность, свою боль, свои недостатки и одновременно репрезентирует миру и окружающим положительный образ себя.
Если посмотреть вокруг и обратить внимание на лица людей - мы увидим только маски. Весёлые, хмурые, злые, ироничные, добрые, равнодушные, насмешливые - люди представляют себя миру посредством масок. За каждой маской скрывается свой, внутренний мир. Мир, который по тем, или иным причинам человек не желает/запретил себе представлять другим, запретил себе быть собой настоящим.
Внутренний мир человека заполнен множеством различных объектов, воспоминаний, эпизодов и переживаний, которые не получили одобрения в родителей и окружающих, которые несут в себе боль, которые вступают в острое противоречие с существующими нормами морали, правилами и социальными нормами. В определенной мере маски дают нам защиту от мира, помогают наладить контакт, не задействуя болезненное содержимое нашего внутреннего мира и спасают психику от потрясений. Такая защита довольно призрачна и чревата опасностями. Такая защита легко уязвима, принуждает человека держатся за маски, значительно сужает возможности поведения в различных ситуациях. К тому же защитные маски имеют свойство врастать в сущность человека, заменять собой личность и трансформировать ее.
Масок есть огромное количество. Нет двух одинаковых масок, как нет двух одинаковых людей. Но при этом все маски можно выделить в 6 основных типов.
Теги: защитные маски,психологические маски,основные типы масок,основные виды психологических защит
Сильная и уверенная в себе личность
Такую маску обычно надевают руководители всех рангов. К этому их обязывает должность. В личной жизни на воображаемый трон лидера взбираются женщины, вышедшие замуж за слабых и безвольных мужчин. Они взваливают на себя все тяготы семейного быта и в глазах окружающих выглядят абсолютными владычицами. Мужья у них дети прилежно учатся, в доме идеальный порядок
В душах у таких героинь постоянно присутствует злость, так как придуманный образ очень часто не имеет ничего общего с истинным. Властная дама очень быстро стареет, ведь её организм ослаблен внутренними противоречиями. Женщине хочется быть слабой, беззащитной, желанной, но ей приходится изо дня в день надевать маску энергичного и уверенного в себе повелителя
Добродушие и покладистость
Такая свойственна слабовольным мужчинам. Они вырабатывают психологическую защиту от более сильных по характеру людей. Спасение от негатива находят в гараже, распивая бутылочку с соседями в конце дня. Помогает также рыбалка, поход в баню или на футбольный матч. Такие люди постоянно испытывают чувство вины перед самими собой и близкими. Где-то в глубинах души они понимают, что могли бы достичь в жизни большего, но бездарно прожили многие годы, которые уже нельзя вернуть. Из таких людей часто получаются алкоголики, что ещё более усугубляет проблему
Жертвенность
Встречаются в жизни личности, готовые пожертвовать собой ради другого человека. Они творят себе кумиров, отказываясь при этом от карьеры и материальных благ. Взамен при этом не получают ничего. Но их поведение только на первый взгляд кажется странным. В действительности же каждое действие таких людей подчинено жёсткой логике. В далёком детстве их постоянно игнорировали, принижали значимость. В результате этого в душе возникло всепоглощающее чувство обиды
Его нужно заглушить, возвыситься в своих глазах и глазах окружающих. И здесь панацеей выступает бескорыстная жертва. Она всегда вызывает чувство уважения, а иногда и сострадание. Такая маска в основном свойственна женщинам, так как психика у них более ранимая и ориентирована на общественное мнение. Эти представительницы прекрасного пола по-своему счастливы и считают такой образ жизни достойным.
Вечный клоун
Есть люди, которые всегда всех смешат. Они знают кучу анекдотов, шуток, прибауток. Серьёзными их увидеть просто невозможно, и кажется, что у таких личностей лёгкая, бездумная и бесшабашная натура. Но это обман. В действительности всё не так. В душе вечного клоуна постоянно сидит страх. Он боится оказаться ненужным и никчемным.
Чаще всего в детстве такой человек был нежеланным ребёнком. Малыш это постоянно чувствовал и глубоко переживал. Прошли годы, но страх остался. Поэтому напускная весёлость является защитной маской от когда-то испытанного равнодушия и наплевательского отношения со стороны самых близких людей.
Душа компании
Такие люди стремятся быть первыми в любой деятельности. В больших компаниях всегда задают тон. Они лучше всех поют, лучше всех танцуют, говорят красивые тосты и пользуются всеобщим уважением и восхищением. Поведение у них всегда непринуждённое и уверенное, а внимание других воспринимается как должное. Но всё это является лишь маской, за которой скрывается главное душевная пустота и страх перед будущим.
Создав образ победителя и баловня судьбы, такой человек очень боится поражений. Он глубоко убеждён, что окружающий мир только и делает, что пристально наблюдает за его успехами. Но никто не застрахован от ошибок. Оступиться может каждый, а для души компании такой сценарий развития событий означает полный крах. Ему невыносима мысль, потерять свой статус в глазах окружающих.
Такая модель поведения, как правило, навязывается ребёнку в детстве. Его все любят, балуют и внушают, что он самый лучший. Постепенно возникает глубокая убеждённость в правоте родителей. Но с возрастом приходит жизненный опыт, а с ним и понимание того, что взрослые заблуждались. Признаться себе в этом трудно. Отсюда и страх перед возможными неудачами, которые могут нанести серьёзный удар по уже устоявшейся психике.
Серая мышь
Человек ничем не выделяется из общей массы. Он спокойный, выдержанный, не хватает звёзд с неба и не привлекает к себе повышенного внимания. В школе это твёрдый хорошист на производстве добросовестный работник. Проблем от такой личности нет никаких, поэтому она нравится людям.
Но никто даже не догадывается, что за внешней уравновешенностью скрывается чувство глубочайшего одиночества и эмоциональная замкнутость. Иногда серые мыши совершают самоубийства, чем вызывают шок у окружающих. Но они никогда не бросают вызов обществу и не идут на баррикады. Высокие душевные порывы им абсолютно чужды. Такая маска в наши дни пользуется определённой популярностью. Современный мир очень эгоистичен, а поэтому порождает серых мышей в большом количестве.
В заключение следует заметить, что маски помогают не просто жить, а выживать. В то же время их надо периодически снимать, чтобы они не вросли в душу и не заменили собой подлинную человеческую сущность. В противном случае высока вероятность навсегда остаться на сцене. Ведь мир это театр, а мы все актёры. А какие психологические роли играете вы?
Читайте также: