Как сделать прическу как у натальи гончаровой

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 08.09.2024

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­
Наталья Гончарова. Неизвестный художник.
Начало 1820-х. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

­
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: "Вы власть, Вы могущество в обществе. Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать. Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели". Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­
А.С.Пушкин.Профиль Натали

­
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым - молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну "заняться" её портретом, так как "сквозил характер лица". "Чрезвычайно изящная картина", написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: ". это один из лучших моих портретов. я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож".

­
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение "Мадонна".


­
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.


­
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины - это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: "От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов. В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин".

­
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

Александр Пушкин: "О, как мучительно тобою счастлив я…"

Прошло более 150 лет со дня смерти Натальи Николаевны Гончаровой, любимой жены Александра Пушкина, супруги генерала Петра Ланского, матери семерых детей, красивейшей женщины своей эпохи. Существует много словесных описаний ее облика, но, пожалуй, интереснее рассматривать портреты Натальи Николаевны, тем более, что их сохранилось достаточно много.


Акварельный рисунок неизвестного художника. Наталья Гончарова. 1818 год


А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. 1831–1832 гг.


В. Гау. Н.Н. Пушкина. 1842–1843 гг.


В. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1844 г.


И.К. Макаров. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849 год.


К. Лаш. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1856 г.


Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

Единственное ее изображение в детстве, рисунок неизвестного художника без точной даты: предполагают, что девочке на нем шесть или семь лет.

Самым же узнаваемым, безусловно, считается акварельный портрет работы Александра Брюллова, созданный в первый год супружеской жизни с Пушкиным. На полотне изображена совсем юная женщина (ей нет и 18), в лике которой пока еще нельзя разгадать душу модели. К достоинствам картины обычно относят легкость и "воздушность" рисунка, тщательность исполнения деталей. Это единственный портрет супруги великого поэта написанный при его жизни.

Остальные изображения созданы во время вдовства Натальи Николаевны и ее повторного замужества.

В период с 1841 по 1849 годы по инициативе Петра Андреевича Вяземского, сильно увлеченного вдовой Пушкина, придворный художник Владимир Гау создал несколько акварельных портретов. Каждый из них по-своему интересен, но вряд ли претендует на психологическую глубину. Наталья Николаевна везде разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство.

Портрет, в котором видна душа модели, то, что Пушкин любил более, чем ее прекрасное лицо, по признанию большинства искусствоведов хранится в музее-квартире поэта на Мойке, 12. Это живописное изображение художника Ивана Кузьмича Макарова, написанное на картоне.

Несомненно, художник хорошо знал историю жизни Натальи Николаевны: ему удалось передать всю сложную гамму чувств, какую он испытывал по отношению к модели. Наталье Николаевне на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Ее классическая красота сочетается с необычайной хрупкостью и незащищенностью. Близкие считали, что портрет очень удался. ". Мне даже совестно согласиться, что портрет похож", — писала она мужу летом 1849 года.

В 1856 году еще один портрет создает художник Карл Лаш. Здесь ей 45 неполных лет. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер: его создатель не ставил перед собой цели проникнуть в глубь психологических переживаний модели.

В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. Большинство портретов, а также фотографии Натальи Николаевны второй половины 50-х — начала 60-х годов, можно увидеть во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Первое время после смерти Александра Сергеевича Пушкина людская молва обвиняла его жену в его гибели. Её считали легкомысленной и даже развратной особой, позволившей ухаживать за собой Дантесу и давшей тому надежду на ответное чувство.


Развратница или благочестивая вдова?

Что бы ни делала Наталья при жизни великого поэта, факт, что после его гибели она стала вести очень уединённую, даже затворническую, по великосветским меркам, жизнь, посвятив её почти исключительно воспитанию своих детей от Александра Сергеевича.

Жизнь для детей

В Наталье обнаружилась глубокая любовь к своим детям. Дети стали для неё всем. Наталья, оставаясь первой красавицей России, привлекала великосветских женихов. Но для Натальи главным критерием было отношение своего потенциального второго мужа к детям от первого брака. С таким отношением к женихам она рисковала остаться незамужней до конца дней своих. В 1844 году ей было уже 32 года. В то время этот возраст считался для дамы чуть ли уже не преклонным.


Дети А.С.Пушкина в 1841 году. Слева направо - Гриша, Маша, Наташа, Саша


П,П. Ланский в 1847 году. Акварель художника В.Гау

Дети от Пушкина

Старшая дочь Пушкина и Гончаровой, Мария, в 28 лет вышла замуж за управляющего императорскими конными заводами генерала Гартунга. Детей у них не было. По мнению некоторых историков, облик Марии Гартунг послужил Льву Толстому прототипом для изображения Анны Карениной. В 1877 году в семье случилось несчастье: Гартунг был обвинён в хищении казённых средств. Не имея надежды оправдаться, он застрелился. Вдова дожила до крушения старой России и умерла от голода в большевицкой Москве весной 1919 года.

Сын Александр сделал блестящую военную карьеру, участвовал в Крымской и Русско-турецкой войнах, дослужился до звания генерала от кавалерии. Умер он в день объявления Первой мировой войны.


Фотография Натальи Гончаровой-Пушкиной-Ланской в 1863 году, незадолго до смерти

Другой сын, Григорий, достиг меньших успехов на государственной службе. Зато он унаследовал Михайловское и прославился организацией первых в России музеев, посвящённых жизни и творчеству его великого отца. Он скончался в 1905 году, не успев увидеть крушения того мира, к которому принадлежал.

Младшая ночь Наталья в 17 лет буквально выскочила замуж за офицера Михаила Дубельта. Скороспелый брак распался через девять лет. Наталья, оставив своих троих детей на бескорыстное попечение своей матери и старшей сестры, стала любовницей немецкого принца Николая Вильгельма Нассауского. После развода с Дубельтом они оформили брак, в котором Наталья Александровна родила ещё троих детей. Наталья стала скандально известна публикацией переписки между своими родителями, которую предприняла для получения издательских гонораров и поправки своего материального положения после разрыва с первым мужем.

Интересные факты из истории древнего города Аркаима смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк видео.

Наталью Николаевну принято считать потрясающе красивой женщиной и я с этим согласна. Каково же было мое удивление, когда изучая ее портреты, я узнала, что далеко не все люди так считали. Например, Брюллов (известный наш художник) очень оскорбительно о ней отозвался. Но обо всем по порядку.

Самый ранний и, пожалуй, единственный (больше о других портретах неизвестно) детский портрет Натальи Гончаровой принадлежит кисти неизвестного художника. Маленькой Наташе на нем шесть-семь лет. Рисунок выполнен акварелью.

Практически все портреты Натальи Николаевны писались после смерти Пушкина, в пору ее вдовства и повторного замужества.

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

Следующая известная картина с Натальей Николаевной принадлежит кисти Александра Брюллова. Писалась в 1831–1832 годах.

Александр Брюллов - является братом известного художника Карла Брюллова. Интересен тот момент, что первоначально Александр Сергеевич Пушкин очень желал, чтобы его жену нарисовал Карл Брюллов. Он даже писал Наталье:

«…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного?

Карл Брюллов был весьма прямолинейной личностью. Нельзя было просто заплатить ему денег и получить портрет. Нет. Он писал картины, лишь симпатичных внешне ему людей. Наталья Николаевна ему не понравилась, он посчитал ее дурнушкой. Как рассказывал племянник художника:

В итоге, за картину принялся брат Брюллова и картина получилась восхитительная, до сих пор завораживает взгляды людей. Наталье на полотне 19 лет и она ждет ребенка.

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

Следующая картина (не одна даже, а две) принадлежит кисти Владимира Ивановича Гау. Написана в 1842–1843 годах

Владимир Иванович Гау являлся мастером акварельной портретной живописи. На период вдовства Натальи Николаевны, ее поддерживал и опекал старый друг семьи Пётр Вяземский. Именно он и заказал у художника Гау серию портретов Натальи.

На этом портрете Наталье 31 год. Она все еще очень хороша собой и выглядит моложе своего возраста. Неудивительно, что мужчины млеют от восторга в ее присутствии.

Кстати, с начала 1843 года вдова Пушкина начала появляться при дворе, но ей это не нравилось. Спустя время, она поделится со своим вторым мужем впечатлением о дворе:

"Втираться в интимные придворные круги — ты знаешь моё к тому отвращение; я боюсь оказаться не на своём месте и подвергнуться какому-нибудь унижению. "

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

Еще один портрет Натальи Николаевны, но уже ставшей Ланской. Писал Гау в 1844 году

Зимой 1844 года Наталья Николаевна познакомилась с Петром Петровичем Ланским, а весной он сделал ей предложение. Она согласилась. Семь лет вдовства и вот он новый брак.

На портрете на нас смотрит спокойная и красивая женщина. Ее классическая красота прекрасно сочетается с хрупкостью и мудростью.

В браке с Ланским Наталья Николаевна родила трёх дочерей: Александру, Софью и Елизавету.

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

И.К. Макаров. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849 год.

Этот портрет был написан, когда Наталье исполнилось 37 лет. На тот момент она уже была матерью семерых детей.

Картина создавалась по дагерротипу (ранний фотографический процесс). Художник сделал портрет в три сеанса и подарил его Наталье Николаевне, отказавшись брать деньги, мол, это будет его подарок Ланскому, с которым он находился в приятельских отношениях.

Сейчас портрет хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина.

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

К. Лаш. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1856 год.

На этом полотне Наталье Николаевне неполных 45 лет. С художником договаривалась старшая дочь Мария, чуть позже Наталья Николаевна полушутя напишет мужу:

Лаш создал картину за месяц.

Продолжительное время про полотно не было известий, а потом его принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша. Сомнений в авторстве не оказалось, так что все подтверждено.

7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

Ну, и напоследок выложу не картину, а фотографию Натальи Николаевны. Одну из последних. Начало 1860-х г.

В последние годы жизни здоровье Натальи Николаевны сильно пошатнулось. Как начиналась весна, она начинала мучиться от дурного, изматывающего кашля. Врачи рекомендовали поправлять свое здоровье на курортах, она внимала их советам и выполняла. Возможно, она бы и укрепила здоровье, но к физическим недомоганиям добавились душевные переживания за дочь Наталью, решившую разводиться с мужем.


Неотразимая красота Натальи Гончаровой сводила с ума самого императора. Александр Пушкин дико ревновал Гончарову ко многим мужчинам, которые обращали на неё взоры, когда она появлялась в свете. Вскипевший гнев поэта в итоге и привел его на смертельный поединок на набережной Черной речки.

Любовь дедушки

Гончарова появилась на свет 27 августа 1812 года в поместье Кариан в Тамбовской губернии. Там её семья временно обосновалась после вынужденного отъезда из Москвы после нашествия Наполеона.

Маленькую Наталью особенно любил её дедушка – Афанасий Николаевич. Он долго не отпускал внучку обратно в Москву из Полотняного завода – обширного родового имения Гончаровых под Калугой. Там маленькая Таша жила до шести лет.

Наталья Николаевна Гончарова в детстве. Неизвестный художник. Начало 1820-х годов

Мать, Наталья Ивановна Гончарова, гневалась на свекра за то, что он сильно балует её дочь. Раздражали её и разговоры о уже тогда явной красоте ребенка. Многие знакомые говорили Наталье Ивановне, что дочь в дальнейшем легко сможет затмить её саму своей неотразимой внешностью.

Дедушка Афанасий Николаевич любил радовать свою внучку игрушками и лучшей одеждой из Парижа. Особенно Наталье Гончаровой нравились фарфоровые куклы, на которые дед, к тому времени плотно занявшийся растратой 30-миллионного состояния, денег не жалел.

Холодному и сдержанному спокойствию, которое в Наталье Гончаровой в дальнейшем отмечали многие современники, её научила мать. Наталья Ивановна в гневе разбивала любимые фарфоровые куклы дочери. Девочке приходилось стойко переносить вспышки гнева родного человека – с самого детства она научилась пережидать бурю, вспыхивающую внутри другого. Жизнь рядом с беспокойной матерью и больным алкоголизмом отцом, Николаем Афанасьевичем, сделала Наталью Гончаровой молчаливой и застенчивой, но красоту, данную природой, испортить не смогла.

Несмотря на свой тяжелый характер, мать будущей супруги Пушкина любила своих детей. Братья Натальи Гончаровой были отданы на военную службу. Трем сестрам она дала хорошее образование: девушки знали несколько языков, отлично разбирались в литературе. Стихи известного в России Пушкина читали наизусть, переписывали в альбомы.

Дом усадьбы Гончаровых в посёлке Полотняный завод Калужской области

Письма с поцелуями

Александр Пушкин был по-настоящему счастлив в браке

Летом 1831 года Пушкин и Гончарова были в Царском селе. На одной из прогулок пара повстречалась с императорской четой. Императрица Александра Федоровна была в восхищении от Натальи Николаевны. Она настойчиво попросила пару быть при дворе. Александра Федоровна знала, что на балах такая красавица будет блистать. Пушкину же это вовсе не нравилось. Не по нраву ему пришелся и достаточно поздно пожалованный ему камер-юнкерский мундир.

Поэт был по-настоящему счастлив в браке. Свидетели, бывшие рядом с Пушкиным в дни разлуки с Гончаровой, утверждали, что когда он получал письма от супруги, покрывал их мелкими поцелуями. Поэт был горячо влюблен, но также был безудержно и бешено ревнив.

Пневмония на крестинах

Миниатюра Морица Даффингера, 1835/1837 г

Дантес продолжал ухаживать за Гончаровой, но она не торопилась отвечать ему взаимностью. Между тем в свете поползли слухи о том, что супруга поэта изменяет ему. Осенью 1835 года друзьям Пушкина был разослан анонимный пасквиль, в котором были оскорбительные намеки в адрес писателя и его супруги. Пушкин был уверен, что за этим стоит Дантес и его приемный отец, голландский дипломат Геккерн. Пушкин послал своему сопернику вызов на дуэль. Тогда поединка не было, а следом состоялось объявление о помолвке Дантеса и… сестры Натальи Гончаровой Екатерины.

Этот факт ситуацию не исправил. Напротив, Дантеса перестали принимать у Пушкиных, а светские сплетни трубили о том, что кавалергард просто спасает честь любимой. Свадьба Дантеса и Екатерины Гончаровой, ставшей, по сути, одной из главных жертв любовных интриг, состоялась 10 января 1837 года. Она родила убийце Пушкина четверых детей и умерла на седьмом году замужества.

Дуэль Пушкина и Дантеса состоялась на Черной речке.

8 февраля 1837 года по новому стилю Дантес и Пушкин сошлись в поединке на набережной Черной речки. Соперник смертельно ранил поэта в живот. Пушкин выстрелом задел лишь руку Дантеса. В дальнейшем убийцу писателя выслали из страны, лишив военных чинов.

Раненый Пушкин, которого внесли в дом, сразу сказал Гончаровой, что она ни в чем не виновата. Супруга писателя все время до его смерти стояла на коленях рядом с постелью и тихо плакала. От брака с поэтом у Натальи Николаевны остались четверто детей – Мария, Александр, Григорий и Наталья. Старшей Маше в момент смерти отца было только пять лет. С малышами она какое то время жила в том самом Полотняном заводе. В течение последующих нескольких лет Гончарова хлопотала о наследии Пушкина.


Долгое время Наталья Николаевна оставалась одна. Лишь в 1843 году она повстречала генерал-майора Петра Ланского. Тому было уже 45 лет, он был убежденным холостяком. Однако Ланской не смог устоять перед притягательной красотой Гончаровой и уже в 1844 году пара сыграла свадьбу. Второй супруг Натальи Николаевны взял на себя заботу о детях жены от брака с Пушкиным. Впоследствии в семье было еще три дочери - Александра, Софья и Елизавета.

В последние годы Гончарова сильно болела. Супруг вывозил её на курорты, но ей становилось лучше лишь на время. В 1863 году она поехала в Москву и подхватила воспаление легких – это случилось, когда она поехала в Москву крестить внука, сына Александра Александровича Пушкина. 8 декабря её не стало. Гончарову похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте также: