Как сделать пересказ от лица героя

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 08.09.2024

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 2) Формировать связную монологическую речь детей пересказом сказки от лица героев. 3) Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

посредством художественной литературой.

(Пересказ от лица героев сказки).

Подготовила: воспитатель подготовительной гр.23

Никитина Ольга Анатольевна

ЗАДАЧИ: 1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 2) Формировать связную монологическую речь детей пересказом сказки от лица героев. 3) Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: работа с антонимами красивый, гадкий.

Ход занятия. (часть 1.)

1 и 2 слайды – страна, где родился писатель, дата рождения, о семье.

3 слайд - о детстве писателя.

4 слайд – Великий сказочник – Г.Х.Андерсен.

5 слайд – Золотая медаль имени Андерсена.

6 слайд – сказки Андерсена.

8 слайд – определение слова – гадкий.

9 слайд – гадкий утенок.

10 слайд – определения, которыми автор в сказке называет гадкого утенка.

11 слайд - определение слова – красивый.

12 слайд – лебедь.

13 слайд - определения, которыми автор в сказке называет красоту лебедя.

14 слайд – сравнение лебеденка и лебедя.

(дети садятся за столы).

В. Давайте вспомним сказку. Посмотрите, на схему – помогалочку и вспомните, как начиналась история гадкого утенка? (выставить схему № 1)

Вопросы:1) Какой был день?

2) Где сидела утка?

3) Какие вылупились утята?

4) Как отнеслись обитатели птичьего двора к гадкому утенку?

5) Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? (ответы детей)

В. Ребята, а сейчас попробуйте рассказать историю от лица самого гадкого утенка (вызвать ребенка к доске). Начни свой рассказ со слов «Я родился в прекрасный летний день у мамы утки….(рассказ ребенка)

Давайте вспомним сказку дальше. (выставить схему №2)

Вопросы: 1) Куда прибежал утенок и кого там встретил вначале?

2) Кого испугался утенок?

3) Что сделал утенок когда прекратилась пальба охотников? (ответы детей)

Итог занятия: В. Молодцы ребята, какую сказку мы сегодня пересказывали? Чья эта сказка, скажите автора сказки. Вам понравилось пересказывать сказку от лица героев сказки?

Задачи: Формировать связную монологическую речь детей путем пересказа сказки от лица героев, а также диалогическую речь – пересказом в лицах, выборочным пересказом.

Ход занятия. (часть 2)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Работа с синонимами и антонимами.

Ветхая избушка, суровая, чудо , отражение .

(Дети сидят за столами. Выставить первые две схемы.)

Д. От лица самого гадкого утенка, от лица мамы утки, от лица собаки.

Краткий обзор по схеме №1 и схеме № 2.

Вопросы: 1) Опишите избушку до которой добежал утенок? Работа с синонимами: Ветхая избушка – бедная, старая, с дырками, еле держится, древняя, хлипкая.

2)Кто жил в этой избушке?

3) Почему старушка решила оставить утенка?

4) Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему?

5) Почему ушел утенок?

В. А сейчас мы с вами разыграем сценку разговора гадкого утенка, кота и курицы.

В. Молодцы, ребята. Почему же ушел утенок? (его никто там не любил и не понимал)

(выставляется схема №4)

Вопросы и работа по схеме.

  1. Какая была зима? ( Суровая – холодная, холодная – прехолодная, морозная, сильный холод).
  2. Какой был утенок вначале? (Серый, некрасивый, с большой головой, гадкий, безобразный).
  1. Какие были лебеди? (Большие, прекрасные, белые, чудесные, великолепные).

4) Какое чудо произошло с гадким утенком? ( Чудо – внезапная радость, волшебство. Отражение – это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда ты в него смотришь).

Ребята, мы с вами переживали за маленького гадкого утенка, сочувствовали ему. А как вы думаете, если бы гадкий утенок с самого рождения знал, кто он на самом деле, ему легче было бы переносить все скитания и унижения?

А как вы думаете, что такое счастье? Молодцы ребята, какую же вы сегодня пересказывали часть сказки?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытое занятие по развитию речи с использованием графических схем.

Развитие речи посредством художественной литературы

Средства развития речи младших дошкольников.


Педагогическое мероприятие поможет педагогам обучить воспитанников связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событи.


План работы с родителями по развитию речи посредством художественной литературы

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже нау.


Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.



Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

В роли рассказчика выступает автор. Или вымышленный персонаж, который также может иметь свою биографию и особенности.

Например, в игре Dragon Age 2 историю рассказывает один из персонажей (Варрик), который путешествовал вместе с главным героем.

В чем особенность?

Особенность заключается в том, что рассказчик хорошо осведомлен о происходящем. Например, он может заглянуть в головы людей, которые окружают главного героя. Предвидеть события или вовсе забежать вперед.

Такой прием применял Маркус Зусак в книге "Книжный вор".

Как писать от 3-го лица?

Выбери рассказчика, это будет сам автор ? Или " сторонний наблюдатель " ?

Следите, чтобы в тексте не проскакивали местоимения 1-го лица (я, мы)

Аналогично с местоимениями 2-го лица . Да, такое тоже бывает (ты, вы, тебя, тобой и так далее)

Смотрите на историю со стороны , желательно сохранять непредвзятость .

И конечно, избегайте "спойлеров", несмотря на то, что 3-е лицо - всезнающее, это не должно отражаться на качестве повествования.

Интересный момент: вы можете описывать мотивы другого персонажа либо как сторонний наблюдатель, либо "влезть ему в голову".

3. Как автор относится к герою? Высмеивает ли он рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

4. Какой урок извлёк Дениска?

5. Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

6. Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

7. Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

8. Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой прием использовал автор? Неправильное звучание Неправильное значение Несуществующее слово

9. Могла ли такая история произойти с тобой?

Ответ на задание:

Пример сценария из открытого доступа:

по мотивам произведений Виктора Драгунского

- Ребята, а есть в вашей жизни то, что вы любите больше всего?

- Я люблю в выходной день с папой мечтать о собаке, как мы будем с ней заниматься, и какая она будет потешная и умная, как она будет воровать сахар.

- Я очень люблю играть в шашки и шахматы, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

- А я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе.

- Я очень люблю звонить по телефону, смотреть телевизор и сидеть у компьютера.

- А я люблю гостей. А когда читаю книжку, люблю грызть яблоко или ещё что-нибудь.

- Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать, бегать по коридору и изо всех сил топать ногами.

- Люблю стоять перед зеркалом и строить рожицы, как будто я Петрушка из кукольного театра.

- Ребята, а читать весёлые рассказы, смеяться и размышлять о жизни вы любите?

Учительница (в руках книга)

Звучит мелодия.(дети на перемене)

- Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос.

А потом дело было так.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Кораблев, к доске!

- У меня сразу испортилось настроение.

- Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

- И я пошел к доске.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

- Да, это Пушкин. Александр Сергеевич.

- Что "да"? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

- Что "что"? Я тебя спрашиваю: что я задала?

- Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

- Вот что значит верный друг.

А Раиса Ивановна уже рассердилась:

- Слонов! Не смей подсказывать!

- Да. Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

- Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!

- Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

- Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Мишка показывает на свой большой палец и щелкает его по ногтю.

- С ноготком! Мужичонка с ноготком!

- Довольно, Кораблев. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

- Конечно, выучил. А как же!

- Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Ребята подсказывают и показываю написанное на бумаге слово.

- Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?

- Да, Кораблев, двойку свою ты сегодня честно заработал!

- И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Развивающие: развивать навыки учебного сотрудничества, развивать навык осмысленного чтения, развивать память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, дисциплинированность, активность и самостоятельность учащихся.

Оборудование: учебник Литературное чтение: 2 класс: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. – М. – 2013; компьютер, проектор, экран, толковый словарь С. И. Ожегова

- умение связно читать предложения в данном тексте;

- знания о способах подготовки речевого аппарата к чтению;

- знания об интересных фактах из жизни писателя В. Беспалькова;

- умение отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

- умение составлять план пересказа;

- начальные умения пересказывать тексты изученных произведений по предложенному плану.
Метапредметные:
1. Познавательные:
- умение осуществлять поиск и выделение существенной информации,
- умение анализировать объекты с целью выделения признаков,
- способность выдвигать гипотезы, их обоснования,
- умение работать с информацией, представленной в различной форме;

- умение на слух воспринимать учебную информацию;
- способность использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания .
2. Регулятивные:

- проявлять дисциплинированность;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью;
- выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3. Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание, используя термины;
- формулировать понятные высказывания, мнение;

- умение слушать и понимать учителя;

- умение вступать в диалог с учителем;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

- проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- оценивать собственные достижения при освоении учебной темы.

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности ( Ф -фронтальная, И -индивидуальная, П -парная, Г -групповая)

( П -познавательные, Р - регулятивные, К – коммуникативные)

Настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятную атмосферу для урока.

Прозвенел звонок и смолк,

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Мария Александровна. Ну что, вы готовы работать? Отлично!

Слушают учителя, садятся за парты и настраиваются на урок.

Р - проявлять дисциплинированность;

К - умение слушать и понимать учителя;

- проявлять интерес к изучению темы;

2. Речевая гимнастика

Повторить ранее изученный материал, необходимый для открытия нового знания.

Словесный, упражнение, жужжащее чтение.

Тогда я предлагаю вам для начала выполнить небольшую речевую разминку.

1. Тренировка дыхания (важно вдыхать через нос, а выдыхать через рот)

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;

2.Упражнение на развитие интонационной выразительности:

-Ребята, посмотрите на доску, и прочтите правильно соседу по парте по очереди.

- Заблудились мы в лесу!

- Нам в ответ уху,уху.

-Мы нашли в лесу сову?

Хорошо, теперь мы точно готовы к уроку!

Выполняют с учителем речевую разминку.

Компьютер, проектор, экран

- знания о способах подготовки речевого аппарата к чтению;

П - умение на слух воспринимать учебную информацию;

Р - проявлять дисциплинированность;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью;
- выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

К - умение слушать и понимать учителя;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- Проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности.

Формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Словесный, объяснение, ребус.

-Ребята, чтобы узнать, с каким произведением мы будем сегодня знакомиться, вам нужно отгадать ребус:

t1579692372aa.jpg
t1579692372ab.jpg
t1579692372ac.jpg

Верно! Но мы не просто будем читать этот рассказ, а еще и научимся пересказывать от лица главного героя. Так кто может сформулировать задачи нашего урока?

Компьютер, проектор, экран

П - умение работать с информацией, представленной в различной форме;

Р - проявлять дисциплинированность;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом, целью;

К - формулировать понятные высказывания, мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

4. Открытие нового знания

Организация деятельности учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования)

Наглядный, словесный, практический, игра, слово учителя, чтение по цепочке.

(на слайде портрет В. Беспалькова)

Ребята, а вы знаете, чей портрет я вывела на слайд?

Это Валентин Иванович БеспАльков - советский и российский прозаик, поэт, журналист. Член Союза писателей СССР и России, родившийся 16 июня 1916 г.

А вы знаете, кто такой прозаик? (прозаик – словарь)

Давайте познакомимся поближе с автором нашего сегодняшнего произведения.

Более двадцати стихотворных текстов В. И. Беспалькова стали песнями.

Печатался также под псевдонимом В. Волгин.

Хорошо, теперь, когда мы узнали об авторе, можно перейти к произведению.

(я читаю, учащиеся слушают)

Ребята, скажите, вам понравилось это произведение?

Кто был главным героем?

А каким вам представился Федотка?

Хорошо, может быть, вы почувствовали огорчение? Когда? Или радость? Когда?

А как изменился главный герой в конце рассказа? Что он понял?

Молодцы, ребята! Теперь же обратимся к произведению.

Как вы считаете, в этом рассказе все написанное – правда?

А что здесь есть волшебного, необычного?

Скажите мне, совпали ли наши предположения в начале урока с содержанием рассказа?

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Пожалуйста, руки на пояс!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Отлично, а сейчас мы поработаем с текстом, начинаем читать по цепочке, я буду вас останавливать и продолжит следующий ученик.

Хорошо, ребята! Сейчас я предлагаю вам побывать в роли корреспондентов и собрать необходимый материал для того, чтобы любой из вас смог пересказать одну из частей этого рассказа.

С первой частью мы поработаем все вместе, а затем вы продолжите по группам.

Для того, чтобы корреспонденту написать статью, он должен знать ее тему и придумать название. О чем эта часть? Как мы можем ее озаглавить?

Далее корреспондент должен определить основные моменты своей статьи, то есть ключевые слова, вопросы, события. Поэтому давайте же назовем основные события, которые происходят в первой части рассказа и подчеркнем очень аккуратно главные слова, передающие смысл написанного.

Ну и, конечно, какой материал корреспондента без иллюстраций! Смотрим, есть ли они в учебнике к нашей части и сопоставляем их с моментами произведения.

На этом все! Вот у вас и получилась небольшая аннотация к первой части рассказа. Но помните, что писать вы должны от лица одного из главных героев, как мы уже сказали, это Федотка или Сова.

Читайте также: