Как сделать обтравочную маску в иллюстраторе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 31.08.2024

День 26. Создаем обтравочную маску и непрозрачную маску (Clipping Path /Opacity Mask)

С обтравочной маской и маской непрозрачности Вы можете легко выделить и убрать области, которые не должны быть видны. Давайте разберемся, как это работают.

Обтравочная маска

В этой иллюстрации у нас 3 слоя. Задний фон, эффект лучей и солнце.
Нужно поместить солнечные лучи в квадрат.

Нарисуйте прямоугольник, чтобы определить область, которую вы хотите показать. Убедитесь, что он находится сверху других объектов.

Выберите фон и контур который Вы нарисовали. Щелкните правой клавишей и выберите Объект > Обтравочная маска > Образовать (Object > Clipping Mask > Make).

После этого переместите фон на задний план нажав Ctrl+Shift+[

Редактируем обтравочную маску

Маска непрозрачности

Непрозрачность позволяет создать прозрачность для вашего слоя. Интенсивность черного определяет прозрачность слоя. Черный будет прозрачным, а белый соответственно непрозрачным.

В отличие от рисования квадрата из предыдущего примера, мы нарисуем круг и заполним его градиентом.

Теперь выделим обе фигуры и выберем маску непрозрачности (Opacity Mask), щелкнув на иконке опций (Options icon) в углу палитры Прозрачности (Transparency Palette).

После этого Вы получите маску, края которой будут размыты. Маска непрозрачности хороши способ размыть края и сделать переход в цвет фона для ваших иллюстраций.

обтравочная маска в иллюстраторе

Обтравочная маска (маска отсечения) – это объект, которой маскирует (прячет часть объекта) другой объект, то есть рисунок обрезается по форме маски. Обтравочная маска и замаскированные объекты называются обтравочным набором.

обтравочная маска в иллюстраторе


Маскировать можно и векторные и растровые изображения.

обтравочная маска с текстом в иллюстраторе


Назначенная обтравочная макса – это объект без заливки и контура.

Обтравочный контур – это объект, который используется в качестве маски.

Создать обтравочную маску:
Выбрать обтравочный контур и объекты или группы, которые предстоит маскировать и
нажать Объект — Обтравочная маска — Образовать

редактирование обтравочной маски в иллюстраторе

Редактировать обтравочную маску:
Объект – Обтравочная маска – Редактировать маску.
Можно

  1. Перемещать обтравочную маску инструментом Выделение
  2. Изменять форму обтравочного контура Прямым выделением
  3. Применять к обтравочному контуру заливку и контур

Дополнительные параметры находятся на контрольной панели (панель свойств)

редактировать содержимое обтравочного контура в иллюстраторе

Редактировать содержимое маски:
Выделять объекты в маске можно через палитру слои или инструментом Прямое выделение.
Дополнительные параметры находятся на контрольной панели (панель свойств).

Удалить обтравочную маску: Объект – Обтравочная маска – Отменить

маски непрозрачности в иллюстраторе

Маски прозрачности (непрозрачная маска).

Маска непрозрачности используется для создания прозрачных областей на иллюстрации. Например, можно сделать виньетку для портрета.

Создать маску прозрачности:

  1. Создаем фигуру
  2. заливаем ее градиентом черно-серо-белым
  3. выделяем фигуру и то что будет маскироваться
  4. Палитра Прозрачность — меню палитры — Создать непрозрачную маску.

Черный цвет — 100% непрозрачность.

Белый — 100% прозрачность.

Серый — полупрозрачность.

редактирование маски прозрачности в иллюстраторе

Для редактирования маски выделяем ее на палитре Прозрачность, а дальше редактируем. Для завершения редактирования выделяем тот объект, который спрятан под маской, там же на палитре Прозрачность.

Заметки дизайнера

В этом ролике вы узнаете, что такое маски в иллюстраторе. В видео я покажу как применять обтравочные маски к векторным и растровым объектам. А также покажу как разобрать обтравочную маску на отдельные элементы. Маски в иллюстраторе,обтравочная маска,маска иллюстратор,как создать маску,маска в иллюстраторе,работа с масками в adobe illustrator,уроки дизайна,design,урок,растровый,векторный,lesson,как в иллюстраторе,адоб иллюстратор,уроки иллюстратор


Информация об областях с прозрачностью в изображении сохраняется в двух видах: векторном и растровом. Но только когда речь идет о полной прозрачности, если же области в изображении должны иметь частичную, подходит исключительно растровый вид. Среди дизайнерской братии для первого случая в ходу термин обтравочный контур (clipping path), а для второго прижилось понятие альфа-канал (alpha channel). Встречаются именования контур (embedded path) и маска (mask). Интересно, что контуры и маски нисколько не влияют на изображение, существуя независимо, потому после наложения маски картинка остаётся доступной для редактирования без каких-либо ограничений.

Все современные графические пакеты (Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDRAW, PhotoPAINT, Macromedia Freehand) обзавелись встроенными функциями создания и редактирования прозрачности. Среди форматов, поддерживающих этот эффект и распознаваемых графическими пакетами (в порядке снижения распространенности), — EPS, DCS, PDF и TIFF. Для корректной печати первых трёх необходим PostScript-принтер. Что касается программ вёрстки (PageMaker, QuarkXPress, InDesign, Ventura, FrameMaker), то они, кроме импорта уже готовых изображений с прозрачностью, обладают собственными функциями работы с масками и контурами.

ОБТРАВОЧНЫЙ КОНТУР

По существу, обтравочный контур — замкнутая форма (маска), сформированная кривыми Безье и определяющая абсолютно непрозрачные области в изображении. При масштабировании или изменении его размеров первоначальная точность кривой сохраняется. Более того, пути копируются из одного документа в другой в виде областей выделения и, что особенно ценно, напрямую переносятся из Photoshop в другие продукты Adobe (Illustrator или InDesign). Области изображения вне пределов обтравочного контура рассматриваются поддерживающими их программами как совершенно прозрачные.

Средства работы с обтравочными контурами нисколько не отличаются от присутствующих в графических редакторах стандартных инструментов для работы с векторными объектами. Векторные маски не передают частичную прозрачность, поэтому имеют относительно узкое применение. Основное преимущество контуров — минимальный объём памяти для их хранения.

Чаще всего обтравочные контуры используются в качестве промежуточной операции, когда нужно отделить изображение от фона. Подготовленное изображение сохраняют в формате EPS, а затем импортируют в пакеты вёрстки. В растровых редакторах контуры применяются и для задания траектории движения пользовательской кисти (Stroke Path — чертить путь), что даёт эффекты, трудно достижимые обычными средствами.

Рассмотрим работу с обтравочными контурами в основных редакторах. Начало традиционно…

Adobe Photoshop

Создание контура Контрольные точки бывают трёх видов: угловые, гладкие и комбинированные. Если, зажав клавишу, потянуть мышку, вместо прямого сегмента, соединяющего соседние точки, будет создан криволинейный. Такие сегменты — отличная альтернатива постановке большого количества близко расположенных точек, но соединённых прямыми отрезками. Это экономит время при создании и редактировании контура. Чтобы угловую точку превратить в другой тип, достаточно выбрать её инструментом Convert Point (Преобразование точки). Если при этом потянуть мышью, появятся направляющие, которыми задается форма криволинейного сегмента.

Для преобразования выделенной области в векторный контур в палитре Path предусмотрена операция Make Work Path From Selection (Создать рабочий контур из выделения). Но если область имеет растушёванную (feathered) границу, контур пройдёт по черте, соответствующей 50% прозрачности этой области.

По опыту, при преобразовании области сложной формы, полученной после Magic Wand, в контур обычно возникает небольшая погрешность. А контур с множеством контрольных узелков может стать причиной сбоя при печати. Поэтому следующая операция — доводка формы получившейся кривой. Впрочем, вручную созданные области выделения всегда переводятся правильно, а созданные с помощью Magic Wand предварительно сгладьте операцией Smooth (Select, Modify).

У команды Make Work Path From Selection один параметр — Flatness (Спрямление). Он определяет, с какой точностью интерпретатор PostScript, встроенный в принтер, аппроксимирует кривую. В принципе, можно ничего не указывать — выводное устройство воспользуется параметрами, установленными в нём самом по умолчанию для обтравочных контуров. Но иногда это приводит к ошибкам, а потому желательно перестраховаться.

Окончательная доводка формы кривой (если возникнет необходимость) проходит без проблем — техника работы с контрольными узлами (добавление, удаление, изменение типа) аналогична принятой в Illustrator и CorelDRAW.

Итак, контур получен. Осталось его сохранить (Save Path, Новый контур), а затем определить как обтравочный (Path/Clipping Path, Контур/Обтравочный контур).

Экспорт Последняя операция — сохранение изображения в любом из форматов, поддерживающих контуры (EPS, DCS, PSD или PDF). Для сохранения из Photoshop в EPS предлагается три варианта: Photoshop EPS (*.eps), Photoshop DCS 1 (*.eps) и Photoshop DCS 2 (*.eps). Первый — обычный EPS, хранящий информацию о векторных объектах, остальные два — его разновидности, записывающие изображение в виде сепараций (см. вставку). На примере EPS рассмотрим основные параметры, которые следует задать.

Preview (Предварительный просмотр) создаёт экранную копию изображения (с низким разрешением) для работы в верстальных программах (FPO — For Positioning Only, Только для позиционирования). Для сохранения рreview лучше выбрать формат TIFF, обеспечивающий кросс-платформенную переносимость файла. JPEG можно использовать только на Mac OS и при условии, что установлен QuickTime.

Encoding (Кодирование) определяет формат сохранения данных изображения. Стандартным является ASCII, хотя используется и компрессия типа JPEG. Тогда за счет удаления избыточности размер файла существенно уменьшается (в 2-5 раз). Но печать будет корректной лишь на принтерах с поддержкой PostScript level 2 и выше.

Include Vector Data (Включить векторные данные) сохраняет в файле информацию о векторных объектах. Например, пути с заливкой, текст — в векторном же виде для пакетов вёрстки. Это не касается обтравочных контуров из-за их особого статуса.

Image Interpolation (Интерполяция картинки) сглаживает резкие переходы яркости и цвета при печати изображения в низком качестве.

PhotoPAINT


Как и в Photoshop, здесь имеется всё для комфортной работы с контурами — инструменты управления типом узелков (symmetrical, cusp, smooth), их добавление и удаление. Есть и такие известные по CorelDRAW инструменты, как поворот/масштабирование части кривой, — но это уже экзотика. Если некоторая область изображения выделена, её можно по аналогии с Photoshop преобразовать в контур (Mask/Create/Mask to path) и, наоборот, преобразовать контур в маску. Для сохранения контура в качестве обтравочного нужно выбрать пункт Set as Clipping Path (свиток Path) — справа от названия контура в свитке появится характерный знак, указывающий, что контур стал обтравочным.

Adobe Illustrator

Как и в растровых, в векторных редакторах можно задавать для изображения обтравочный контур. Единственное отличие — не указывается параметр Flatness.

Если нужно открыть в Illustrator изображение с обтравочным контуром, созданное в растровом редакторе, выберите команду File/Place (Файл/Разместить). Желательно отключить опцию Link, чтобы устранить проблемы при печати. В результате в документ будет включена группа из нескольких объектов — само растровое изображение и столько контуров, сколько их есть в изображении. Для доступа к ним по отдельности служит операция Ungroup (Разгруппировать) либо инструмент Direct Selection (Непосредственное выделение). Редактирование маски, созданной в Photoshop, без проблем продолжается в Illustrator, что явно показывает преимущества продуктов Adobe.

Обратите внимание: импорт контуров поддерживается только в формате EPS — при внедрении TIFF редактор теряет всю векторную информацию.

При заключении изображения в обтравочный контур средствами Illustrator нужно создать требуемую кривую (по точкам обвести нужные области), а затем выбрать пункт Object/Clipping Path/Make (Объект/Маска/Применить). Участки изображения, выходящие за пределы контура, будут скрыты, создастся эффект прозрачности. Редактирование формы контура доступно через уже известный Direct Selection Tool. Допускается включение одной обтравочной группы в другую.

Полученный объект можно без каких-либо ограничений использовать в составе более сложной векторной композиции, дополнять её другими фрагментами с обтравочными контурами — полная свобода действий. Сохраняйте полученную векторную композицию в формате EPS (File/Save) и помещайте в вёрстку.

Corel DRAW

Процесс применения обтравочного контура в CorelDRAW мало похож на аналогичную процедуру в Illustrator. Во-первых, перед операцией нужно проверить, выключена ли опция Auto Center New PowerClip Contents (Автоматически центрировать содержимое конверта) в настройках программы (Options/Workspace/Edit). Далее: операция доступна через Effects/PowerClip/Place inside Container (Эффекты/Конверт/Разместить внутри контейнера), а объект получает название PowerClip Object. В-третьих, контур в DRAW сохраняет свои параметры (заполнение и окантовку) и после превращения в маску. А для редактирования объекта внутри контура нужно перейти в специальный режим, при котором редактирование остальных объектов будет невозможно.

Для редактирования маски используются все имеющиеся в редакторе инструменты. Доступ к самому маскированному объекту выполняется операцией Edit Contents (Редактировать содержимое), содержимое извлекается через Extract Contents (Извлечь содержимое). Обе команды занимают самые верхние позиции в контекстно-зависимом меню, всплывающем по щелчку правой кнопки мышки при выборе объекта-маски. Другой вариант доступа к содержимому маски — щелчок по ней с нажатой клавишей . Возврат в обычный режим редактирования — Finish Editing this Level.

По умолчанию редактор жёстко привязывает позицию маски к объекту (Lock Contents to PowerClip), поэтому для её независимого перемещения опцию нужно выключить. Такая разветвленная система команд в DRAW позволяет с легкостью манипулировать объектом с маской в составе сложной композиции, не прибегая к слоям. К сожалению, в Illustrator без этого обойтись весьма сложно.

DRAW позволяет собственными силами создавать для изображения и растровую маску — функцией Bitmap Color Mask, напоминающей Magic Wand из Photoshop. Указывая в изображении пипеткой на те цвета, которые планируется замаскировать, и выбирая диапазон захвата соседних оттенков (Tolerance), можно добиться требуемого результата. Но помните, что редактор ищет пиксели с указанными параметрами цвета по всему изображению (а не только прилегающие к выбранной области). Повлиять на это нельзя, и применение функции ограничено.

Импорт/Экспорт Если вы хотите использовать заранее подготовленную иллюстрацию с маской в составе макета, следует учитывать, что векторные маски в изображениях, сохраненных в формате TIFF, CorelDRAW, как и Illustrator, не распознает. Обходной путь — использовать EPS. Вставить заготовку можно операцией Import, принудительно указав формат чтения файла как Encapsulated PostScript. К сожалению, дальнейшее редактирование маски средствами редактора невозможно — об этом нужно помнить на стадии её создания.

Готовый макет для включения в вёрстку экспортируют в формате EPS. Но поскольку он не поддерживает растровые маски прозрачности, CorelDRAW идёт на хитрость: получившееся растровое изображение разбивается на множество мелких (прямоугольных), с заданной точностью восстанавливающих первоначальное. В результате растровый процессор принтера может захлебнуться в потоке информации (для высококачественной иллюстрации ему потребуется обработать несколько тысяч мелких изображений).

Форматы файлов и прозрачность

Не все графические форматы поддерживают прозрачность, а в некоторых эта возможность появляется только в отдельных цветовых моделях (см. таблицу).

Поддержка прозрачности

Формат Обтравочный контур Альфа-канал
TIFF + +
EPS +
DCS + + (версия 2.0)
GIF + (RGB)
PICT + (RGB)
PNG + (RGB)
JPEG +
PCX +
BMP +

Не все редакторы реализуют потенциал того или иного формата в полной мере. Например, PhotoPAINT при сохранении в TIFF автоматически преобразует векторный контур в альфа-канал.

Рассмотрим подробно первые три формата как наиболее актуальные для полиграфии. Информация об остальных приведена в качестве справки.

Самый распространенный формат для передачи растровых изображений, используется всеми графическими и издательскими редакторами. Название (Tag Image File Format) получил из-за возможности встраивания в него, кроме собственно битовой карты изображения, разнообразных дополнительных данных. Это позволило сохранять в нём документы Photoshop. Количество поддерживаемых каналов цветности — 1, 3 и 4.

Чтобы удобнее манипулировать файлами EPS, при сохранении в них обычно включают отрастрированное с разрешением 72 dpi экранное представление (preview). Некоторые редакторы, записывая в него информацию, вместо прозрачности подставляют белый цвет. Правильно распознают preview не все верстальные пакеты, иногда вместо областей с прозрачностью также отображая белый цвет. И хотя это представляет определённые неудобства при вёрстке макета, при печати на PostScript-принтере всё будет правильно. На принтере без поддержки PostScript будет напечатано только хранящееся в заголовке файла экранное представление с низким разрешением.

Формат DCS (Desktop Color Separations) разработан Quark и представляет собой разновидность стандартного формата EPS, а потому и расширение файлов DCS точно такое же — *.eps. Записанное изображение обычно состоит из пяти файлов: сборочного (экранная версия его содержимого плюс названия связанных с ним файлов) и четырех (или больше) цветоделенных сепараций изображения.

DCS имеет две разновидности. DCS 1 в цветовой модели CMYK информацию об альфа-каналах не поддерживает. Этого недостатка лишен DCS 2, хранящий информацию об альфа-канале и нескольких смесевых (spot channel).

Автоматические контуры

Альтернативный вариант создания обтравочного контура — автоматическое преобразование в него выделенной области. Самые простые инструменты для получения области — Lasso (Лассо) и Polygonal Lasso (Многоугольное лассо). Иногда для упрощения кропотливой работы помогает инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), имеющий всего один параметр — диапазон захвата близлежащих цветов Tolerance: чем значение выше, тем более далекие цвета будут включены в область выделения. Как правило, при создании контуров опцию Continuous (Непрерывный) отключают. При выборе точки на изображении, базовой для поиска цветов в заданном диапазоне, нужно учитывать, что Photoshop включит в него цвета, находящиеся в стандартной цветовой гамме по обе стороны. После использования Magic Wand обычно нужна доводка инструментами группы Lasso.

Опции CorelDRAW при сохранении в EPS

Все опции тематически разделены по двум закладкам — General и Advanced. В первой собрана информация общего плана, касающаяся параметров отображения документа на экране (Image header), выбора политики сохранения текста и управления цветопередачей.

Header представляется либо в виде растрового изображения формата TIFF (тогда можно указать его разрешение и глубину цвета), либо в векторном виде (в формате WMF). Недостаток WMF — текст не всегда отображается корректно на других ПК, а цветовые растяжки имитируются наложением друг на друга множества объектов, что существенно увеличивает размер заголовка. Недостаток TIFF — практически всегда больший, чем у WMF, размер заголовка. Transparent Background полностью имитирует прозрачные области в экранной версии файла, что позволяет в пакете вёрстки оценивать дизайн макета прямо на экране, без распечатки на принтере.

Тут же можно задействовать опцию конвертирования текста в кривые или же включения шрифта в EPS для корректного открытия там, где макет будет выводиться на пленки (Export Text as Curves/Text). Текст желательно сохранять в виде кривых при условии, что в макете используется крупный кегль — несмотря на некоторое увеличение размера файла, это не вызовет никаких проблем. В противном случае возможно зрительное утолщение символов и ухудшение читабельности.

Для управления цветопередачей служат настройки Color Management: цветовой профиль можно внедрить в макет, и результат печати станет более предсказуем.

Среди дополнительных настроек — конвертирование всех растровых изображений в необходимую цветовую палитру (Save Bitmap as, по умолчанию — CMYK), что обезопасит от потенциальных проблем при использовании в макете множества изображений из различных источников. Опция Auto Increase Fountain Steps ответственна за плавность перехода цветов в объектах с заливкой Fountain Fill. Включайте эту функцию в любом случае, а не только при слабоконтрастных цветовых переходах: количество градаций цвета будет максимальным на любом печатающем устройстве.

В закладке Advanced собраны более тонкие настройки. Сompatibility отвечает за совместимость с различными принтерами (от старых, поддерживающих PostScript Level 1, до новейших — 3). Если планируется цветоделение из других редакторов, оставляйте совместимость с Level 1, если нет — выберите более новые и тогда укажите для изображения JPEG-компрессию и коэффициент сжатия.

Опция Bounding Box задает размеры документа: они могут соответствовать размерам экспортируемой области и всему размеру страницы. Последнее удобно вместо создания невидимого прямоугольника по размерам страницы, позволяющего в пакетах вёрстки точно позиционировать EPS относительно нижерасположенного изображения.

Корректировать параметры Trapping требуется только в особых случаях. Always Overprint Black сигнализирует RIP запечатывать области с чёрным цветом поверх остальных цветов, Preserve Document Overprint Settings сохраняет в файле параметры overprint, указанные в программе вручную.

Bleed Area устанавливает величину вылета документа за размеры страницы (по умолчанию в EPS обрезается вся информация, выходящая за её пределы).

Читайте также: