Как сделать маску смерти

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.09.2024

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Фото: Википедия

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?


– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.

Макияж – маска смерти Калавера очень узнаваемый образ. Все мы видели множество образов с праздника Хэллоуин, когда девушки раскрашивают лицо по типу черепа. Сложно найти более яркий, красивый и одновременно зловещий макияж. При этом вариантов окраса множество, любая девушка вольна сама придумывать маску Калавера.

Маска смерти Калавера – правила макияжа

Калавера – символ мексиканского праздника День мертвых. Любое изделие, раскрашенное по типу черепа, может ассоциироваться с этим праздником. Поэтому изначально не было четких границ в оформлении, нет границ и в макияже. Хотя есть некоторые основополагающие идеи.

Мексиканский праздник мертвых совсем не такой, как Хэллоуин, там нет разгула злобных духов. В этот день народы Мексики поминают своих умерших родственников. Сахарный череп с глазурью и цветами является одним из элементов поминального стола. В нашей традиции во время поминовения усопших место сахарного черепа занимает кутья. Наша кутья имеет мало сходства с сахарным черепом, но зато пасхальные куличи бывают похожи.

Сахарный череп с глазурью

Как сделать правильный макияж

Макияж маска смерти Калавера не должен быть исключительно мрачным и зловещим. Главная идея праздника – научиться воспринимать жизнь и смерть с долей юмора и уметь радоваться каждому моменту, даже помня о том, что все мы когда-то умрем. Если сделать такую философию главным принципом жизни – не будет страхов перед болезнями и смертью, ведь зачем бояться того, чего никто не в силах избежать. Кроме того, смерть просто дверь в другой мир.

Именно с таким настроением надо делать макияж. Не стоит ограничиваться черным. Правильный макияж в стиле Калавера должен быть ярким, хотя возможны разные варианты.

Макияж – маска смерти Калавера

В идеале сначала делаем белую основу, а потом используем черные обводки и все доступные цвета из косметички. Красный, зеленый, синий, розовый цвет добавят праздника в образ, а цветочные орнаменты сделают маску Калавера более милой и нежной. Можно дополнить образ живыми розами, украсив цветами ободок для волос или тиару.

Сейчас в моде асимметрия, но в традиции Калавера абсолютная симметрия, ведь настоящие черепа почти всегда полностью симметричные. Посему надо стремиться проявить все мастерство, чтобы все орнаменты, тени и цветы получились симметричными.


Подобный makeup идеален на Хэллоуин или костюмированную вечеринку. Помимо праздников, можно потрудиться сделать такой окрас для яркой фотосессии. Своими силами сделать все наилучшим образом нереально. Возьмите напрокат шикарное платье, пригласите фотографа и художника по макияжу. Такое развлечение стоит денег, но зато останутся изысканные воспоминая. Нам не жалко день за днем оставлять деньги в кафе и барах, а на красивую фотосессию жалеем?

Макияж давно превратился в настоящее искусство. Богатство декоративной косметики открывает перед нами безграничные возможности для творчества. В повседневной жизни мы выбираем makeup, проверенный временем, или красимся по образу и подобию моделей с Недель моды, ведь именно на них можно увидеть тренды beauty индустрии. Только такой подход ограничивает полет фантазии.


Смотришь фото девочек в соцсетях и часто замечаешь, как много повторений. Где же творчество и индивидуальность? Поэтому мне захотелось сделать новую фотосессию в духе маска Калавера. Макияж не только творчество, но и яркое впечатление. Благодаря фотографии можно будет сохранить эти впечатления навсегда.

Три маски для праздника Хэллоуин

В нашей статье мы подробно расскажем, как сделать страшную маску на Хэллоуин своими руками из бумаги или картона или других подручных материалов.

Разнообразные оригинальные страшные маски на праздник Хэллоуин – это главный элемент праздничного наряда. Страшные модели помогут дополнить конечный образ выбранного героя или воспроизвести лицо персонажа из ужастика.

Для этого вам не придется покупать дорогостоящие материалы, подойдут подручные средства.

Праздник, где нужна маска

На Хэллоуин принято надевать устрашающие костюмы, маски и различные аксессуары.

И это не только традиция, но еще и способ показать свою фантазию, оригинальность мышления и креативность.

Наряды для праздника Хэллоуин

В нашей статье мы расскажем, как сделать страшную маску на Хэллоуин своими руками.

Сделаем маску для Хллоуина своими руками

Изготовление маски из картона

Распространенный вариант страшной маски — это вариант из картона. Но данная вещь больше подойдет ребенку, так как в своем изготовлении она достаточно проста.

Материалы

Итак, для создания такой бумажной маски вам необходимы будут следующие предметы:

  1. — клей;
  2. — цветной картон;
  3. — краски или маркеры;
  4. — лента для завязок или резинка.

Процесс

Первое, что необходимо сделать — это выбрать нужный образ. Можно выбрать маску бабы яги, летучей мыши, паука или приведения. Нарисуйте на шаблоне требуемый образ или распечатайте на бумаге.

Смешные страшные маски на день всех святых

Далее аккуратно вырежьте образ маски из картона и раскрасьте его соответствующим образом или задекорируйте его. В качестве украшений можно использовать пайетки, бисер, бусины, стразы.

С двух сторон маски не забудьте сделать прорези для резинки или ленты. На этом изготовление страшной маски на Хэллоуин закончено.

Делаем маску на Хэллоуин объемного типа

За основу возьмите обычную картонную маску. Добавьте детали из папье-маше, и у вас получится отличная страшная маска.

Для ее изготовления вам понадобятся следующие вещи:

    — нарисовать или распечатать части объемной маски;
  1. — если присутствуют детали папье-маше, то их необходимо хорошо просушить, перед тем как приклеивать;
  2. — сделать боковые отверстия на маске для резинки;
  3. — все детали из папье-маше лучше прогрунтовать и снова просушить;
  4. — рисовать маску на Хэллоуин и все ее элементы.

В итоге у вас получилась самая страшная маска своими руками.

Реалистичные маски на Хэллоуин

Оригинально и устрашающе смотрятся реалистичные маски, которые закрывают полностью все лицо. Такую маску купить можно в магазине, а можно сделать самому.

Три реальных маски для праздника Хэллоуин

Для ее создания вам потребуется несколько часов, много терпения и аккуратности.

Гипсовые слепки для масок

При втором способе вам придется постараться, т.к. гипсовый слепок выполняется непосредственно на лице. Вам нужен будет помощник, который будет аккуратно распределять гипсовую массу по всем частям лица.

Процесс изготовления слепка

Слепок изготавливают следующим образом:

    — уберите волосы под специальную купальную шапку. Форму бровей обязательно зафиксировать при помощи геля или мылом. Кожу лица смазать жирным кремом. В ноздри вставить две трубочки, для беспрепятственного дыхания;
  1. — процедуру лучше проводить на полу. Чтобы не замарать одежду гипсом, положите на плечи, голову и тело мокрые полотенца или влажные салфетки;
  2. — ваш помощник быстро и ровно должен положить тонким слоем гипсовую массу на лицо. Жидкий гипс обычно забывают купить, и используют гипсовые повязки и бинты. Перед их накладыванием нужно разрезать на маленькие кусочки и замочить в теплой воде;
  3. — после того, как гипсовая смесь затвердеет, ваш помощник поможет вам снять аккуратно слепок;
  4. — выровняйте все края у маски.

Маска из папье-маше

Самый доступный, распространенный и лучший метод — это лепка маски их папье-маше.

Маска на глаза для праздника Хэллоуин

Для изготовления страшной маски на Хэллоуин в данной технике вам понадобятся:

  1. — бумажные цветные листы. Сюда подойдут разнообразные старые книги, журналы, салфетки;
  2. — клей ПВА для обоев. Но учитывая, что вы будете носить данную маску, и ваше лицо постоянно будет соприкасаться с гипсовой основой, советуем вам заменить клей на клейстер;
  3. — форму основу смажьте жирным кремом —

Пошаговая инструкция создания маски

Для изготовления страшной маски на Хэллоуин необходимо предпринять следующие действия:

  1. — на форму маски нанести жирный крем;
  2. — бумажные листы разорвать на маленькие полоски и замочить в клейстере; — приклеивайте бумажные части равномерно, следите, чтобы не было пузырьков воздуха;
  3. — после третьего слоя бумаги, закрепите маску слоем бинтов или кусочком ткани. Это позволит стянуть маску и не даст ей развалиться;
  4. — просушить маску в течении 3-х суток. Вырезать отверстия для резинки или лент, обработать края маски;
  5. — загрунтовать и раскрасить. Отличным вариантом краски станут масляные краски и гуашь;
  6. — если у вас богатое воображение можно добавить различные украшения на маску.

На этом процесс изготовления маски своими руками закончен. Вам останется лишь купить на праздник Хэллоуин костюм соответствующей тематики или также сделать его из подручных материалов.

Маска из пластики

Люди, которые увлекаются рукоделием, наверняка слышали про данный материал. Он затвердевает только после термической обработки. Работая с данным материалом необходимо соблюдать технику безопасности и ряд строгих правил.

ВНИМАНИЕ! Начинайте процесс создания маски с прочтения инструкции по применению.
Стоит также отметить, что у различных видов пластики различная температура затвердевания.

Для создания маски из полимерной глины вам потребуется:

    — упаковка пластики;
  • — нож и специальная посуда для работы;
  • — чашка с водой;
  • — форма-основа для маски;
  • — духовой шкаф;
  • — элементы декора.

СПРАВКА! Не используйте пищевую посуду при изготовлении маски. И после термообработки помойте духовой шкаф с чистящим средством.

Процесс изготовления маски на Хэллоуин из полимерной глины можно разделить на несколько важных этапов:

  • — форму для маски обязательно смажьте жирным кремом, перед тем как наносить глину;
  • — кусочки глины перед началом работы лучше разогреть, так она будет лучше ложиться на гипсовую основу. С этой целью используйте теплую воду или фен;

Работать необходимо в перчатках и на чистой поверхности. На глину не должны попадать частички пыли и прочий мусор.

  • — отверстия под глаза и для резинки необходимо прорезать до начала термообработки. Для более эстетичного вида постарайтесь область вокруг глаз сгладить, чтоб не было больших перепадов; — также до термообработки можно украсить маску различными декоративными элементами, но такими, которые не расплавятся от высокой температуры;
  • — сушить маску в духовом шкафу необходимо строго по прилагаемой инструкции. Первое — это необходимо разогреть духовку до нужной температуры. Далее поместить туда маску из глины. После отведенного количества времени, маску оставляют в духовом шкафу остывать;
  • — следите за температурой в духовке, при 170 С и выше, полимерная глина начинает выделять ядовитый дым. Если все-таки вы допустили перенагрев маски, откройте все окна и двери, покиньте срочно помещение и хорошо все проветрите;
  • — маски можно подвергать повторной термообработке после полного ее остывания от первой процедуры;
  • — получившуюся готовую маску снимите с основы, прогрунтуйте и раскрасьте.

На этом изготовление маски из полимерной глины закончено.

Надеемся, что наша статья помогла вам понять, как сделать страшную маску на Хэллоуин. Главное при изготовлении — это фантазия и воображение. При правильном творческом настрое можно сделать настоящее произведение искусства.

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Off?c?al Cl?p 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Рыцарь посмертного образа: кто и как в Москве делает маски с покойников

В гости к покойникам

— В ритуальной сфере я работаю полжизни — 26 лет, — говорит мой собеседник Алексей Аносов. — Начинал как выездной бальзамировщик с медицинским образованием: готовил к погребению усопших. Ведь еще в начале 90-х годов всех, кто умирал не в больнице, оставляли дома. Исключения делались лишь при наличии так называемых социальных показаний — к примеру, если усопший находился в коммунальной квартире. В то время на всю Москву было лишь одно трупохранилище — в Митине, куда можно было по желанию родственников покойных из ближайших районов отправлять тела на сохранение. А раз покойники после смерти оставались дома, там их и готовили к погребению, а потом везли сразу на кладбище. Потом трупохранилищ стало больше, а несколько лет назад столичные власти выпустили приказ, по которому врачи поликлиник лишились права выдавать справки о смерти. Сегодня получить их можно только в моргах — и покойников везут туда в обязательном порядке. Везти потом тело домой смысла не имеет — слишком хлопотно, а потому похороны из дома в Москве фактически прекратились. С ними ушла в прошлое и моя профессия выездного бальзамировщика, и я стал работать в Подмосковье. Здесь из дома хоронят где-то 20–25% усопших.

— Как вы пришли к посмертным маскам?

— А зачем они вообще нужны? Как люди их используют на практике?

— Посмертная маска, как мне кажется, — это форма глубочайшего почтения и уважения к покойному. Она становится семейной реликвией и передается из поколения в поколение. Обычно ее держат в ячейке колумбария — там, где урна с прахом. Если же усопшего хоронили в гробу, то маску держат дома и выставляют в дни его поминовения, рождения и смерти.

— А не слишком ли это жутко? Ведь маска — это копия лица умершего человека, а на нем вполне могут быть следы предсмертных мук.


— Через несколько часов после смерти человека в его организме начинается процесс аутолиза, — рассказывает Алексей Аносов, — это саморазрушение, или самопереваривание тканей. Бальзамирование нужно для того, чтобы, с одной стороны, остановить аутолиз, а с другой — придать трупу достойный и благородный вид.

— А что будет, если не бальзамировать труп?

— И как проходит процесс бальзамирования?

— В бедренную артерию вводится до 5 литров специального раствора на основе формальдегида — он останавливает процесс аутолиза в теле. Если бальзамирование происходит в морге, где труп уже вскрыт и нарушена артериальная система, то аутолиз останавливают двумя-тремя инъекциями в сонную артерию. Правда, иногда санитары в моргах делают это другим способом — уколами прямо в лицо. Это плохо: лицо может пойти буграми и деформироваться.

— Возвращаясь к посмертным маскам… вы говорите, что с помощью бальзамирования можно придать лицу покойного любое выражение?

— Все верно. Дело в том, что примерно у 30% усопших после смерти открыт рот, и если оставить его в таком положении, то через несколько часов, с наступлением трупного окоченения, закрыть его, а при необходимости и вставить зубные протезы, будет крайне проблематично. Выход из ситуации — аккуратно зашить рот после смерти. А заодно можно придать ему нужное выражение — грустное или веселое. Некоторые родственники решают вопрос иначе: просто подвязывают нижнюю челюсть, чтобы рот не открывался. Но это плохо — лицо может деформироваться.

— Значит, само создание посмертной маски — это следующий этап после бальзамирования?

— Да, к нему я приступаю уже тогда, когда бальзамирование лица закончено и у него появилось нужное выражение. Вначале делается слепок с лица — он называется негатив. Скульпторы делают слепки гипсом, но он слишком груб для моего ремесла. Я использую альгинат — жидкую резину. Им делают зубные слепки. Вначале на кожу усопшего наносится вазелин; потом альгинат в порошке разводится с водой, и у меня остается всего несколько минут для того, чтобы нанести его на лицо (потом раствор просто высыхает). Толщина альгината — 1,5–2 см, он сохнет почти моментально. Сверху я накладываю гипсовый бинт, и после этого негатив можно снимать. Это первый этап создания посмертной маски.

— Раз вы делаете негативы дома у усопшего, наверное, вам нужно возить с собой массу всякого оборудования?

— Все оно спокойно помещается в большой туристический чемодан. Главное — это много альгината и гипсовые бинты, они и весят больше всего.


Анатомия посмертной маски

— Чтобы получить саму маску, негатив-форму нужно залить каким-нибудь материалом, — объясняет мой собеседник. — У скульптурного гипса есть недостатки: со временем он набирает влагу и легко раскалывается. Вместо него я использую пластикрит — акриловую смолу, в которую добавляю мраморный порошок. Получается такой гибрид камня и пластика. Через 4–6 часов он застывает и готовую маску (позитив) можно вынимать — она готова.

— Говорят, что в моду входят посмертные слепки рук, это так?

— Такая практика есть, это правда. Негатив для них получается просто: рука покойного (ее держит мой ассистент, а самого усопшего для процедуры усаживают на каталку) опускается в емкость с разведенным альгинатом и спустя несколько минут вынимается оттуда, когда он застывает. И всё — форма готова. Остается залить ее пластикритом — и получится слепок руки. Лучше всего снимать негатив с руки покойного сразу после смерти, пока не наступило трупное окоченение. Тогда руке можно придать нужную форму — скажем, сложить ее так, как будто она держит ручку или карандаш. Если правая рука у покойного не повреждена, чаще снимают ее. А еще любопытно, что посмертные слепки рук люди чаще держат дома, тогда как маски — в колумбариях, вместе с урнами. Думаю, это потому, что на маски смотреть психологически сложно, потому дома не все готовы их хранить.

— А слепки с живых людей вы снимаете?

— Я делаю слепки с ручек и ножек новорожденных и маленьких детей — на них есть спрос, а технология ничем не отличается от посмертных слепков. Правда, у этих слепков есть особенность: обычно клиенты заказывают их не из пластикрита, а из металлов. Я делаю обычный слепок-позитив и отдаю его литейщику, который по нему отливает свою копию из бронзы или латуни. Потом гальванщик может покрыть ее золотом — и получится дорогая памятная вещь. Иногда таким же образом отливают и посмертные слепки, но это делается редко: ведь отлить что-то в металле стоит денег. К примеру, если обычная посмертная маска стоит 60 тысяч рублей, то отлитая в латуни и покрытая золотом — уже 150 тысяч. Кроме того, отливка слепка в металле занимает много времени, и полностью готов он только к 40-му дню со смерти человека.

— Нет, такого не припомню — ни из золота, ни из серебра. Зато как-то раз ко мне приехал человек и попросил сделать его маску. Я удивился: зачем? Стал выяснять. Оказалось, он захотел устроить розыгрыш на свой день рождения — загримироваться под покойника и лечь в гроб. А маска была ему нужна для антуража. Я от заказа отказался: как-то это неэтично, что ли, — делать слепок для шутки. Хотя вообще маски с живых людей снимают: скажем, портрет композитора Листа как раз с такой писали.

Усы слепку не помеха

— У снятия маски с каждого покойника есть своя специфика — к примеру, усы и борода требуют особого внимания: вначале их покрывают лаком для волос, и только потом — вазелином. А вот прическа никакой роли не играет — на маске она все равно не отображается. Мусульмане из религиозных соображений заказывают только руки. И у усопших детей посмертные маски тоже почти никогда не снимают: смотреть на такие изделия очень тяжело для родителей. Хотя недавно у меня было два таких заказа — может, новая тенденция, кто знает?

— Есть ли такие покойники, с которых нельзя сделать слепок в принципе?

— Бывает, что онкобольные после смерти практически моментально высыхают из-за так называемой раковой кахексии — резкой потери веса. У них из-за этого может очень сильно деформироваться лицо, а кожа стать сухой, пергаментной. С таких покойников снимать маски не всегда получается — они будут просто не похожи на лицо при жизни. Чтобы у клиентов не было претензий, я всегда фотографирую усопшего: в любом случае можно сопоставить снимок и маску и доказать, что искаженное лицо — это не моя вина.

— Работая выездным бальзамировщиком, вы снимаете с покойных негативы на дому. А если тело увезут в морг, но поступит заказ — как быть?

— Люди из-за кризиса стали реже заказывать маски?

— Нет, на мою работу кризис никак не повлиял. В месяц у меня всего 1–2 заказа — совсем немного, но так было всегда. Правда, если заказ мне приходит — я сразу же выезжаю к клиентам, и не важно, днем это происходит или ночью. Ведь чем быстрее будет проведено бальзамирование и снят негатив с лица, тем лучше.

— Были ли у вас какие-то знаменитые клиенты?

— Богатые люди пользуются услугами собственных ритуальных специалистов. Если кому-то из элиты понадобится посмертная маска — просто пригласят известного скульптора, и он ее отольет. К примеру, маску с Владимира Высоцкого — ту самую, которую недавно продала Марина Влади, — снимал скульптор Юрий Васильев. Экземпляр Влади отлит из бронзы с серебром, но это не первый слепок, а где-то четвертый. То есть вначале была первая маска, с нее сняли негатив, сделали вторую — и так четыре раза. Причем с каждым шагом мелкие мимические черты Владимира Семеновича — в том числе поры и морщины — постепенно терялись и на экземпляре Марины Влади уже сильно размыты. Всего, насколько я знаю, есть еще 5–6 копий посмертной маски Высоцкого: одна — у его сына, Никиты, вторая — у Юрия Любимова, другие — у кого-то еще. Конечно, ритуальная маска известного человека — это большая ценность, но продавать ее, как мне кажется, дурной тон: это все же дань памяти человеку и семейная реликвия, а не способ получения дохода.

Читайте также: