Как сделать маску пульчинелла

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 30.08.2024

Пульчинелла — неоднозначный персонаж уличной итальянской комедии дель арте. Сегодня он стал символом неаполитанской культуры, перейдя из уличного театра в другие отрасли искусства. Яркий фольклорный герой примерил на себя множество образов и характеристик, которые воплотили на сцене Раффаэле Вивиани, Антонио Петито, Эдуардо де Филиппо.

История создания персонажа

Маска Пульчинеллы появилась на сцене в конце XVI века вместе с другими представителями южного квартета — Скарамуччи, Тартальей и Ковьелло. Что касается ее предыстории, здесь прослеживается ряд гипотез. Многие авторитетные ученые и писатели, включая Альбрехта Дитриха, утверждали, что она воспроизвела образ древнеримского шута Маккуса.

Эта версия подкреплялась схожестью внешности двух персонажей — их костюмов и типов фигуры. Пульчинелла появился в той же части Италии, где 1,5 тыс. лет назад зародилась комедия с участием Маккуса. Однако достоверными доказательствами такое суждение не располагает.

Другая гипотеза более реалистична и приближена по времени к концу XVI века. Маска появилась на юге Италии, в то время как на севере комедия дель арте уже гастролировала в течение 30 лет. Соответственно, архетипы и образы были известны и в месте рождения южного квартета.

Кроме того, необходимо было придать сатирическую стилизацию представителям крестьянства наподобие северных коллег — Арлекина и Бригеллы. Так и появился Пульчинелла — крестьянин, рабочий или слуга. Что характерно для населения юга, здесь из-за вливания плебейских потоков о чистоте крестьянского типа говорить не приходилось. Поэтому и персонаж вышел многоликий и видоизменяющийся в зависимости от постановки.

На заре комедии дель арте герой получил сольные представления — пульчинеллаты. Он стал стержнем пьесы, определяя ее главную тему. Интересно, что его внешность, характер и социальное положение могли разительно отличаться, но даже это не позволяло двусмысленно трактовать связь с неаполитанским пращуром.

Таким образом, традиция уличного театра не прерывалась, а слава об итальянском балагуре позволила ему дожить и до сегодняшних дней.

Образ и биография Пульчинеллы

Подробное описание биографии персонажа представил знаменитый публицист Галлиани. Рассказ аббата начинается с того, что актеры из комедии дель арте возвращались после представления в южный город Неаполь. На дороге им повстречались крестьяне, которые трудились на виноградниках. Утомленные рабочие решили поострить, задев театральную труппу.

Актеры же не остались в долгу, тем более что словесная перепалка — то, в чем они слыли профессионалами. Крестьяне потихоньку умолкали, не в силах противостоять мастерам. Но среди них нашелся один молодой парень, который выдавал обидные эпитеты и ругательства без остановки.

Эта статья о запланированном контенте, который ещё не был добавлен в игру. Информация здесь не является точной.

Пульчинелла


Регион

Английский

Китайский

Японский

Корейский

Титулы

Содержание

Описание

Введение

Когда Тарталье (тогда был известен как Аякс) было 14 лет, он был втянут в Бездну и снова появился, сильно измененный событиями, которые там произошли; он приобрел непревзойденное боевое мастерство и особое умение сеять вокруг себя хаос. Это вызвало любопытство Пульчинеллы, и они призвали мальчика в состав Фатуи под предлогом отбывания наказания Царице. [1]

Личность

Внешность

Пульчинелла по видимому довольно высокий человек — выпрямившись, он будет ростом с агента Фатуи. Предвестник одет в тёмно-синий утеплённый пиджак без пуговиц с очень длинными фалдами, доходящими до щиколоток, толстые штаны до половины голени, больше похожие на шаровары и классические зашнурованные ботинки с закруглённым носом. Оголённую часть ног закрывают плотные белые носки, а на шее повязан галстук-платок того же цвета. Стоит отметить, что его воротник и коническую шляпу украшают птичьи перья, что делает Пульчинеллу похожим на свой прототип из комедии дель арте, чьим основным элементом дизайна являются маска в форме птицы и декоративные перья.

Пульчинелла – южная неаполитанская маска комедии Дель-Арте второго дзанни (слуги), которая сформировалась и появилась в театральных уличных представлениях в последние десятилетия 16-ого века. Образ Пульчинеллы демонстрировал собой типичного представителя неаполитанского крестьянского населения со всеми его характерными чертами.


Гравюра Морис Санда

Происхождение маски Пульчинелла

Однажды группа актеров комедии Дель-Арте возвращаясь с очередных гастролей в Неаполь, проходила мимо крестьян, занятых сбором винограда. Так как виноградные плоды славятся своим веселящим действием, крестьяне, и мужчины и женщины, были настроены игриво и стали задевать комедиантов. Те, разумеется, не остались в долгу, ибо словесная перепалка была, можно сказать, их профессиональным приёмом. Пошли в ход богатые актерские запасы остроумных словечек, обидных эпитетов и просто ругательств. Крестьяне не в силах были сопротивляться и начали смолкать один за другим. Только маленький крестьянский парень не только не сдавался, но и непрерывно переходил в наступление, осыпая актеров градом язвительнейших острот. Актёры спросили имя своего противника и решили пригласить его в свою труппу. Парень не отказался и, примкнув к труппе, вскоре выдвинулся на одно из первых мест. Звали его Пуччо д'Аньелло. Когда он стал популярен, это сложное название упростилось и превратилось в Пульчинелла. Талантливый актер прожил недолго, но после его смерти осталась маска, им созданная.

По некоторым другим историческим данным его история прослеживается ещё с римских времён и маска Пульчинеллы близка к персонажам Ателанны – древнеримского народного комедийного импровизированного представления. Свою маску, внешний облик и пронзительный петушиный крик он позаимствовал у героев такой комедии: Макка (Маккуса) - плутоватого ловеласа крестьянского происхождения, зачинщика скандалов и интриг, горбатого, носатого, с ослиными ушами и Доссена (Доссенуса) – прожорливого дурака, злобного горбуна, провинциального философа-шарлатана.



Образ Макка и Доссена из древнеримской комедии Ателлана

Роль маски Пульчинелла, её характер и её место в комедии

Очень интересным является разнообразие социального статуса образа Пульчинеллы - он выступает и как огородник, и как булочник, и как сторож монастыря. Он может быть и торговцем, и художником, и солдатом, и контрабандистом, и вором, и бандитом. По характеру он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Преобладающей чертой его характера является, конечно, глупость, но не всегда. Он может быть и умен, и ловок, и хитер, как Бригелла. Пульчинелла, также как и Бригелла и Арлекин, несет в себе сатирическую стилизацию. И отрицательные его качества - глупость, лень, обжорство, преступные наклонности - все они от сатиры. Пульчинелла разговаривает высоким пронзительным голосом. Он рассыпает остроты, часто непристойного характера.


Гравюра Морис Санда

Отличие южного (неаполитанского) дзанни от северного (венецианского)

Маска Пульчинеллы в неаполитанской комедии Дель-Арте напоминает Бригеллу, однако у него много черт и Арлекина. Это скорее собирательный образ слуг, если проводить соответствия с венецианским уличным театром.

На юге Пульчинелла не имеет рядом с собой более развитого партнера, ибо Ковьелло (ссылка в будущем), с которым он во многих сценариях стоит рядом, не отличается от него ни умом, ни практической сметкой. Существует еще одна разница, уже чисто бытового, не социального порядка. Северные дзанни почти всегда неженаты. Бригелла - убежденный холостяк. У Арлекина жена появляется лишь в поздних сценариях, и то не часто. Напротив, Пульчинелла женат, нередко даже в ранних сценариях, и комедианты в этих случаях играют его сварливым ревнивцем, ворчуном, тираном и в конце концов всегда обманутым.


Он может жаловаться, кричать и драться, но это ему не помогает. Жизнь его несчастная, и это иногда усугубляется еще тем, что около него трутся маленькие Пульчинеллята, которые плачут и просят хлеба.


Развитие образа Пульчинеллы

С точки зрения общей истории комедии Дель-Арте Пульчинелла наряду с Арлекином - самая популярная из масок. И не только в итальянском театре, но и в мировом масштабе.



Если слава Арлекина опережала иной раз славу Пульчинеллы на сцене, то Пульчинелло опередил его в литературе, особенно в повестях и рассказах для детей. Этот смешной паяц с петушиным носом издавна является любимцем детей: и тогда, когда он попадает им в руки в виде деревянной игрушки, и тогда, когда они с волнением следят за его судьбой по книжкам.


В течение первых десятилетий 17-ого века маска получила большое распространение и быстро перебралась за границы не только Неаполя, но и Италии. Она стала одним из любимейших персонажей карнавалов, народных игр и даже беллетристики. Французский Полишинель, английский Панч и многие другие разными путями заимствовали у неаполитанского шута и во внешности, и в характере и в выходках, найденных первыми создателями маски.




Различные образы Полишинеля




Различные образы Мистера Панча

Пульчинелла стал также в какой-то мере прообразом русского Петрушки.

Отличительные черты костюма Пульчинеллы


Окунитесь в очарование итальянского комедийного театра, удивительно точно переданного мастерами мануфактуры Meissen. Начните коллекционировать комедию Дель-Арте, купив фигурки в нашем салон-магазине в Карловых Варах и на нашем интернет-сайте!

Материалы частично позаимствованы из книги крупнейшего русского энциклопедиста 20-ого века Дживелегова Алексея Карповича

Как сделать маску на Хэллоуин: все способы

По легенде в этот день все должны задаривать нечисть, чтобы она ненароком не причинила зла. Для этого пекут печенье и торты, делают фонари из тыкв и, конечно, облачаются в устрашающие костюмы, чтобы максимально походить на призраков, привидений, вурдалаков и монстров. Как же сделать главный элемент маскарада – маску?

Как создать маску, если под рукой нет бумаги


Красками по коже

Чтобы создать на лице реалистичный и леденящий кровь рисунок, нужно не так уж много:

  • Чуть воображения.
  • Немного водостойкой косметики или аквагрима.
  • Спонж и кисточки разных калибров.
  • Влажные салфетки для коррекции.

Итак, что вы хотите изобразить? Проведем небольшую репетицию, чтобы во время праздника вы смогли легко повторить отрепетированную технику. Как правило, девушки стремятся выглядеть одновременно сексуально и ужасающе. Как добиться такого двойного эффекта? Очень легко. Нарисуйте маску на пол-лица, а на вторую половинку нанесите обычный вечерний яркий макияж.

Например, вот так.



В этом варианте вы будете узнаваемы на вечеринке и подчеркнете контраст между вашей естественной красотой и обезображенным с помощью грима лицом.

С такой маской вы легко справитесь, даже если не умеете рисовать. Главный секрет – хорошо выбелить личико. Для этого пригодится пудра самого светлого оттенка, белая тональная основа или грим. Зомби, скелеты, привидения всегда мертвенно бледны, тем эффектнее будет смотреться кровь и нарисованные шрамы.

Есть еще варианты, при которых необязательно замазывать лицо целиком. Можно выделить нижнюю часть и глаза, или изобразить кое-где шрамы и раны.


Совсем облегченный вариант: украсить только верхнюю часть. Взгляните, какие шикарные карнавальные маски можно создать.




Но чтобы уж точно выглядеть на все 100%, и ни друзья, ни родная мама не смогли узнать в этом существе из потустороннего мира вас, придется постараться.

  • Хорошо намажьте тональную основу или белый грим.
  • Выделите темным (серым или фиолетовым) линии впалости щек. Если их нет, втяните воздух и посмотрите, где образовались ямки, туда и направляйте спонж или кисточку.
  • Хорошенько растушевывайте, чтобы не было явных мазков.
  • На линии век, верхние и нижние нанесите тёмные или красные тени.
  • Под глазами обязательно синяки.
  • Губы можно накрасить ярко-фиолетовым, черным, алым, а можно и нанести бело-голубой оттенок.
  • В финале наносим шрамы, кровь, свежие порезы, рисуем кости черепа, проглядывающие сквозь разверзшуюся кожу.

Это лишь общие рекомендации для самой примитивной маски. Если включить фантазию и постараться, можно создать неповторимые образы, которые сделают вас королевой самой жуткой вечеринки года.

Вот такие нарисованные маски вполне под силу создать каждому из вас.

Черная вдова и эльф с зашитым ртом (они же сахарные черепа)


Клоунесса, Мисс Большая пасть, Многоглазка и другие



Готовые маски из бумаги







Есть вот такие классные варианты для парней.



И очень милые – для девушек.



Учтите, что бумажные маски очень недолговечны, они вряд ли сохранят после вечеринки свой презентабельный вид, а могут испортиться или порваться прямо в процессе. Вот конфуз-то будет. Если хотите, чтоб наряд был безупречным, то маску нужно делать не меньше, чем из картона. Он более устойчив к намоканию, разрывам, не мнется и пригодится еще для одного-двух карнавалов. Поверьте, гуашью или акварелью можно нанести очень яркие рисунки. А если уж хотите аксессуар вообще на века, то подготовьте фетр – плотную ткань из полиэстера и шерсти.

Вот, взгляните. Такие экземпляры вполне подойдут и ребенку. И не слишком жуткие, и недорогие, и довольно прочные. Можно смело идти на утренник или детскую тусовку. Ну, детские маски мы еще рассмотрим ниже.



А пока продолжаем колдовать в домашних условиях. Если вы располагаете временем, настроением и желанием, то советую покреативить и удивить всех друзей очень эффектными масками из фетра. Делать их довольно просто. Вам понадобится несколько цветных войлочных листов, клей, ножницы, краски или лак для ногтей, ленточки или резинки для завязок. Для наглядности прилагаю картинки.

Можно изготовить вот такой вариант на пол лица.

А как вам такая маска ведьмы а-ля Малефисента? По-моему очень круто, элегантно и стильно. Сама бы такую надела с удовольствием.


А может, выберете вот такую, унисекс, ведь образ летучей мыши идет практически всем.


Самодельные маски тем и хороши, что это эксклюзив в чистом виде, уникальная, почти дизайнерская вещь, которой вы точно ни у кого больше не встретите. И, как ни крути, объемные смотрятся куда реалистичней и эффектней, чем вырезанные из бумаги. Вот взгляните на этого симпатичного скелета. А ведь это сделано своими руками!



Джейсона из ужастика про резню бензопилой.


Маску из папье-маше можно очень здорово украсить тканью. Это может быть, как кружево, так и куски мешковины или другие старые лоскуты. Для того, чтоб образ не был чересчур мрачным, добавьте гламура: блесток, стразиков, бантиков из атласных лент.

Если таких серьезных материалов у вас нет, то обычный бинт или марля обязательно найдутся. Из них тоже можно сделать устрашающую маску для Хэллоуина. Крайний вариант – чулок на голову черного цвета, который нужно основательно порвать в нескольких местах.

Маски для детей

Малыши тоже обожают Хэллоуин, а стало быть, и им необходимы красивые маски. Если у вас остались карнавальные, с новогодних утренников, можно использовать их. Многие ребятишки обожают наряжаются в скелета, Кощея, вампира. А что делать, если у вас лишь маска клоуна? Она же совсем не устрашающая и безобидная. И её можно украсить! Красным лаком для ногтей немного расширьте рот, нарисуйте черным маркером шрам, который небрежно заклейте пластырем, пришейте паклю, похожую на волосы.

Самые простые варианты – самодельные. Можно нарисовать их на листе картона вместе с ребенком, раскрасить и вырезать. Дешево и сердито.

Милый вампир для мальчиков.





Симпатичная маска эльфа для девочек.


Заготовка маски смерти (унисекс). Не забудьте масштабировать перед тем, как распечатать, по размеру лица ребенка.


Пластиковая маска тыквы.


Для детишек можно придумать много классных идей, от аквагрима до тех же масок из папье-маше, фетра и других подручных материалов.

Страшные готовые маски из магазина

Как правило, в специализированных отделах продаются не только цельные маски, но и отдельные части туловища: уши, носы с бородавками, рога и копыта, страшные кисти с огромными когтями, парики. Они обязательно должны вписываться в общую концепцию образа и дополнять его, а не выбиваться из общей массы.

Самые популярные на сегодня образы на Хэллоуин у парней: Джокер, Мумия, Вурдалак, Зомби, Маньяк, Дьявол. У девушек свои предпочтения: Мертвая Невеста, Черная Вдова, Эльфийка, Монашка, Смерть и даже… Матрешка. Исконно-русский образ стал пользоваться популярностью в Хэллоуин сравнительно недавно. К нему даже маска не понадобится, а яркий грим и цветастый платок с сарафаном – обязательно.

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре).


Paul Cezanne (1839-1906) ."Pierrot i Arlekin", 1888

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "

Cамые популярные маски: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин,
Пульчинелла, Коломбина и другие.
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукой (это были так называемые барбулье?), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок.

Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"

Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро .
Этот персонаж представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху - он ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.

Comerre, Leon (1850-1916) ." Pierrot", 1884

Арлекин - слуга. Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как другие и должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Сlaude Verlinde. "Arlekin"

Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок , служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, как правило при Панталоне или Докторе, маску не носит, первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки.

Sand Maurice. "Colombina", 1683

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраиваивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии дель арте в самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников.

Джованни Доменико Тьеполо. "Влюбленный Пульчинелла", 1797

Watteau, Jean-Antoine ( 1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"

Гийом Сеньяк." Объятия Пьеро", 1895

Auguste Toulmouche (1829-1890)


Longo Mancini, Francesco (1880-1954) ."Pierrot guitariste"


Бальдомеро Ромеро Рессенди."Arlekin"

Пабло Пикассо. "Арлекин с бокалом", 1905

Пабло Пикассо. "Задумчивый Арлекин", 1901

Эваристо Валле. "Пьеро", 1909

Зинаида Серебрякова." Автопортрет в костюме Пьеро", 1911

Зинаида Серебрякова. "Портрет Таты в костюме Арлекина", 1921

Кларенс К. Чаттертон. "Арлекин", 1918

"Pierrot and Arlekin"

Тома Кутюр. "Арлекин и Пьеро", 1857

Василий Шухаев, Александр Яковлев. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914

Александр Шевченко . "Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)", 1920

Маттейс Нево (1647-1726). "Освещенная комната"

Константин Сомов. "Арлекин и дама", 1910

Константин Сомов. "Влюбленный Арлекин", 1912

Константин Сомов. "Итальянская комедия", 1914

Константин Сомов. "Пьеро и дама", 1910

Константин Сомов. "Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой", 1909

Константин Сомов. "Язычок Коломбины", 1915

Szantho, Maria (1897-1998)



Geiger, Richard (1870-1945) ." Pierrot and Columbine"

Stieborsky, Georg Willy (1881-1966) ." Harlequin and Columbine"

Эдгар Дега. "Арлекин и Коломбина"

Читайте также: