Как сделать маску мартышки из басни крылова
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
Басню "Ворона и Лисица" читает Валентин Гафт
Мораль басни заключается в том, что не нужно слушать льстивых речей и принимать их за правду. Если пойти на поводу у льстеца, можно незаметно лишиться всего, что у вас есть.
Басня "Мартышка и очки"
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Басню "Мартышка и очки" читает Валентин Гафт
Мораль басни : чтобы чем-то пользоваться, нужно узнать, как это сделать правильно. Нельзя судить о том, в чем не разбираешься.
Басня "Зеркало и обезьяна"
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Басню "Зеркало и обезьяна" читает Валентин Гафт
Автор: Жумашева Ляззат Сабиржановна
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный
Конспект урока по литературному чтению
Тема
Басни И.А.Крылова
Тип урока
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель
Задачи
Образовательная: учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Развивающая: развивать мышление, речь, умение анализировать произведения .
Воспитательная: прививать интерес детей к чтению.
Личностные УУД
-понимают нравственные уроки, которые даёт басня;
-анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы, развивают рефлексию.
Предметные УУД
-составляют небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивают события, героев произведения;
-определяют героев басни, характеризуют их, понимают мораль и разъясняют её своими словами.
Метапредметные УУД
-принимают, удерживают и реализовывают учебную задачу;
-формируют способность к оценке поведения персонажей.
-работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения);
-осуществляют поиск необходимой информации в книге, в словаре, в интернете.
-аргументируют свое мнение;
-совершенствуют навыки учебного сотрудничества.
Оборудования
Формы работы
Фронтальная, в парах, в группах.
Педагогические технологии
Технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая технология, технология личностно - ориентированного обучения.
Методы
Словесные методы: беседа, рассказ. Наглядно – демонстрационный метод.
Ход занятия
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
I.Организационный этап.
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны. (Слайд №1)
Как вы понимаете эту пословицу?
К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.
(Слайд 2)Сегодня на уроке мы с вами: повторим важное и нужное, откроем новые знания, оценим себя и сделаем выводы.
Дети отвечают на вопросы
Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт
2 мин
II.Актуализация знаний
А хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?
Для этого разобьёмся по группам. Давайте вспомним, как нужно работать в группах?
Каждая группа слушает внимательно задания. Будете работать по моему сигналу.
Ребята первой группы - вы должны расшифровать слова, алфавит вам в помощь.
Вторая группа - поработайте с научной информацией, затем разгадайте кроссворд.
Остальные ребята – у вас на столах лежат конверты, в них картинки из произведений.
Ваша задача собрать пазл и догадаться, из какого произведения иллюстрация и кто автор?
Время на выполнение заданий 3 минуты.
Итак, давайте, теперь посмотрим, какие иллюстрации у вас получились.
Выполняют задания в группах
Дети по одному выходят к доске с картинками.
5 мин
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
(Слайд 3)Посмотрите на ваши выполненные задания, назовите каждое из них. Что объединяет эти персонажи? Кто автор?
Обратимся к 1 группе ребят и проверим, правильно ли вы ответили.
(слайд 4.Портрет вывешивается на доску)
Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли, скажите, о ком будем говорить?
Правильно, и тема нашего урока: Басни И.А. Крылова.
А в конце урока побудем в роли актёров и зрителей.
Ребята, давайте сформулируем цель урока.
Ребята, а что вы знаете о творчестве И.А.Крылова?
А вот группа ребят, которые работали с научным текстом, наверняка узнали ещё интересные факты из биографии И.А. Крылова. (Слайд 6 проверка)
Итак, под цифрой:
1. Писатель, сочиняющий басни - баснописец
2. Город, с которым связано детство Крылова - Тверь
3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность - подканцелярист.
4. Французский поэт-баснописец, его басни Крылов переводил на русский язык - Лафонтен.
5.Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов - скрипка.
6.Важная часть в басне, вывод-поучение - мораль.
7.Произведения для театра, которые писал Крылов – пьесы
8.Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет - библиотекарь.
Что нового узнали?
А чем отличается басня от произведений других жанров?
Что такое мораль? (Слайд 7- на доску)
Читают зашифрованные слова - И.А. Крылов
Отвечают на вопросы
Узнать, что такое басня, познакомиться с басней
1 ученик читает в словаре определение басни
1 ученик с группы выходит к доске
Басня обязательно содержит мораль - вывод, поучение, где объясняется смысл басни
5мин
IV. Этап усвоения новых знаний
Откройте страницу 134. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?
А зачем она это делает?
Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов.
Работа в парах. На столах у вас листочки со словами и их значениями. Соедините их.
Проверяем по слайду. (Слайд 8)
Полдюжины верхняя часть головы
Нанижет необразованный человек;
Невежда грубый, невоспитанный человек.
Невежа наденет подряд на нитку, проволоку;
К худу клонит слепая, плохо видит
Познатней к плохому клонит;
Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, прослушивая басню, посмотрим, какое из них встречается в ней.
Обезьяна надевает очки
5 мин
V.Первичное восприятие.
Работа над выразительным чтением басни.
(Слайд 9)Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить персонажи, их характеры, о которых идёт речь.
Понравилась ли вам басня? Чем? А исполнение?
Как нужно читать эту басню?
А теперь шёпотом прочитайте басню.
Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?
Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
Почему мартышка решила, что ее обманули?
Кто виноват в том, что очки не действовали?
Что обычно делают с очками?
Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?
Напомните, пожалуйста, что такое мораль?
Попробуйте найти мораль в этой басни.
Какой вывод можно сделать?
Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?
Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, лень, невежество, ложь и т.п.
Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.
1-2 ученика читают басню
Начало – медленно, как сказку.
Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.
Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.
Мораль – поучительно, медленно
Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.
Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны.
Очки очень важны для людей со слабым зрением
Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.
Люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности
7 мин
Мы весёлые мартышки
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Все с гримасами замри!
2 мин
VII. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Ребята, а вы знаете ещё какие- либо басни Крылова?
Давайте попробуем найти в баснях мораль. Для этого, на столах у вас лежат картинки с названиями басен. Я читаю мораль басни, затем вы отвечаете на вопрос, в какой басне была такая мораль.
3 мин
VIII. Этап закрепления нового материала
Инсценирование произведения
А знаете ли вы, что 2019 год объявлен в России Годом театра.
Как вы думаете, что такое театр? (слайд 10)
Если есть желание, вместе с родителями посетите театр, затем расскажите своим одноклассникам свои впечатления!
Ребята, а хотите сейчас посмотреть мини-театр из басни “Стрекоза и Муравей” (слайд 13)
Спасибо ребята за инсценировку басни.
Зрители, понравилось ли вам, как актёры выступили на сцене?
Вы молодцы, поставлю вам 5.
Какова мораль этой басни? В каких словах она выражена? Как вы её понимаете?
Ответы детей (в интернете, словаре)
Дети инсценируют басню
Наблюдают за сценкой
Чтобы не мерзнуть зимой, нужно работать летом, а не постоянно отдыхать.
Муравей символизирует работу и трудолюбие, а Стрекоза — лень и легкомыслие.
7 мин
IX. Подведение итогов
Рефлексия
Вот и подходит к концу наш урок.
Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
Стали вы мудрее? В чём?
Чему учат басни И.А. Крылова?
Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха. Оцените свою работу. (Слайд 14)
Отвечают на вопросы
Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
2 мин
X. Информация о домашнем задании
(Слайд 15)Выполните домашнее задание на выбор:
2.Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).
2 мин
Стрекоза и Муравей (Басня)
Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.
Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.
Форма урока: урок – литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).
Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.
І. Организационныйй момент
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы уже не отдыхаем.
Все работать начинаем!
(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)
ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)
Проверьте себя, внимательно ли вы читали.
Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).
Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).
Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).
И.А.Крылов написал более … (200) басен.
В чем секрет басен И.А.Крылова?
В каких источниках можно найти информацию о Крылове?
Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?
ІІІ. Речевая разминка
(Задание на карточке)
- Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
- Прочитайте отрывок из басни выразительно.
ІY. Актуализация опорних знаний
Подготовительная работа. Слово учителя.
Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.
- Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.
Каждая группа уже выступила в роли художников - иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.
2. Проблемный вопрос
- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.
В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.
YІ. Работа по теме урока
(1 группа) с последующей беседой:
- Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
- Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).
(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).
- Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?
- Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).
- Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).
- В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).
- Прочитайте слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас?
- Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек – невежда).
2. Работа в парах.
- Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).
Невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа - грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).
YІІ. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! (присели). Немного отдохнем.
И с лужайки в класс пойдем
(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).
Все, закончилась игра -
Заниматься нам пора.
YІІІ. Продолжение работы по теме урока
- Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?
Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
- Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
- Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть
- Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
Таких примеров много в мире:
не любит узнавать никто себя в сатире.
2. Работа со словарем.
- Запишите в рабочую тетрадь это определение.
Сатира – это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.
3. Работа с иллюстрацией к басне.
- Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.
Запишите их в рабочую тетрадь.
4. Инсценирование басни
- Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.
- Понравилась ли вам басня?
- Что было непонятно?
- Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
- Установите соответствие между словами и их лексическими значениями
А. Внушающий отвращение, омерзительный
Б. Лицемерное, угодливое восхваление
В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
Г. Взобраться с усилием на что-то высокое
(Ключик: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – В)
8. Работа со словариком (с.220)
- Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил – привлек внимание, привел в восторг)
(3 группа) по ролям.
- Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
- Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)
- Прочитайте слова, характеризующие ее. ( Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)
- Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
- Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
- Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)
- Почему эта история случилась с Вороной?
- Как Лисице удалось достичь своей цели?
11. Словесное рисование
- А сейчас, ребята, поработайте в парах.
- Обсудите , как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?
12. Чтение по ролям
- Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.
ІХ. Заключительный этап
- Продолжите предложение:
Мораль – это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).
1. Угадайте название басни по морали.
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)
2. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)
3. Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)
- Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.
Х. Рефлексия
2. Творческое задание
- Составьте монолог по алгоритму:
Я знаю … Я желаю …
ХІ. Итог урока
- В чем сила басни?
- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.
- Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?
- Продолжите предложение:
Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).
ХІІ. Домашнее задание
2. Выучить одну из басен наизусть.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
- Спасибо всем за работу.
Карточка для работы
Речевая разминка
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Определите лексическое значение слов
(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).
- - Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.
(Ключик: невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).
Невежа - грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).
Установите соответствие между словами и их лексическими значениями
А. Внушающий отвращение, омерзительный
Б. Лицемерное, угодливое восхваление
В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
Г. Взобраться с усилием на что-то высокое
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. - 400 с.
3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.
Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о басенном творчестве И.А. Крылова и умении выявлять признаки жанра басни в его произведениях.
Цели урока:
- формирование у обучающихся представлений о биографии И.А. Крылова, его басни "Мартышка и очки";
- умении выявлять признаки жанра басни в данном произведении.
Задачи:
- мотивировать на изучение биографии И.А. Крылова, его басни "Мартышка и очки",
- организовать изучение басни "Мартышка и очки" с точки зрения поэтики и структуры басни.
- развивать читательские умения: выделение главной мысли, смысловых частей, поиск примеров из произведения и их интерпретация
- воспитывать интерес к биографии И.А. Крылова и к его творчеству.
Предметные результаты:
- знают биографию и творчество Ивана Андреевича Крылова, имеют представление о жанре басня, анализируют басню И.А.Крылова "Мартышка и очки";
- умеют определять тему и главную мысль произведения, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, характеризовать героев басни на основе их поступков;
- выразительное прочтение басни, участие в оценивании выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Методы и приемы: наглядный (показ видеофрагмента), практический (выполнение заданий), словесный (объяснение, обсуждение).
Учебник: "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть (Климова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.).
Ход урока
Мотивационный этап
Задача: мотивирование обучающихся на изучение биографии И.А. Крылова.
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте проверим Вашу готовность к уроку.
- На парте у Вас должен лежать учебник по литературному чтению, дневник, пенал. Все готовы?
- Присаживайтесь тихонечко на свои места.
- Я очень рада Вас видеть!
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы знаете, кто изображен на портрете? (Русский писатель Иван Андреевич Крылов)
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - русский поэт, баснописец
- Верно, это известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
- В прошлом году мы уже знакомились с его творчеством, но оно настолько огромное и разнообразное, что мы просто не можем пройти мимо его известных произведений, а также мимо его биографии, поскольку необходимо знать писателей своей Родины!
Целеполагание и планирование деятельности
Задача: постановка целей и задач на урок.
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, как Вы предполагаете? (узнавать о его жизни: когда родился, чем занимался и т.д.)
- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока с помощью слов: "Я узнаю…", "Я научусь…". (Ответы детей, например: я узнаю о жизни И.А. Крылова)
- Хорошо! Сегодня на уроке нам необходимо познакомиться с биографией И.А. Крылова и с его творчеством.
Открытие нового знания
Задача: подготовка к восприятию биографии И.А. Крылова, изучение биографии писателя.
Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о биографии Ивана Крылова. И после просмотра Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что умел Иван Андреевич, чем увлекался, что ему нравилось?
- Что такое басня? Кто является героями басен?
- Какие басни написал Иван Андреевич?
- Итак, приступаем к просмотру. Внимательно слушаем!
Первичное закрепление нового знания
Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного.
Учитель: А сейчас давайте ответим на вопросы.
- Что умел Иван Андреевич, чем увлекался, что ему нравилось? (Любил читать, учил иностранные языки, учился рисовать и играть на скрипке, очень любил сочинять)
- Что такое басня? Кто является героями басен?
Басня – небольшое произведение, в котором есть совет, поучение или насмешка. Чаще всего героями сказок являются животные, которые ведут себя совсем как люди, с такими же достоинствами и недостатками.
- Какие басни написал Иван Андреевич? ("Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей", "Слон и Моська", "Мартышка и очки", "Лебедь, Рак и Щука", "Квартет", "Свинья под дубом", "Осел и соловей", "Волк и ягненок")
- Хорошо, вижу, что Вы внимательно смотрели видеофрагмент и запомнили много нового.
- А знали ли Вы, что свою первую басню Иван Андреевич написал в 14 лет? Он был почти в таком же возрасте, как Вы. Вот таким уже смышленым ребенком был он в свои 14 лет.
- Если Вам интересно, то попробуйте в свободное время сесть и сочинить басню. Вдруг в ком-то из Вас может таиться юный баснописец.
- Как Вы думаете, сколько всего басен написал за свою жизнь Иван Крылов? (236)
- Верно, всего он написал 236 басен. Представляете, как это много!
Закрепление и систематизация знаний
Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся
Учитель: А сейчас познакомимся с одной из известных басен Ивана Крылова.
- А что это за басня, Вы узнаете, посмотрев на иллюстрацию.
- Как Вы думаете, как называется это басня? (Мартышка и очки)
- Верно! Басня "Мартышка и очки".
- Сейчас я включу Вам запись. А Вы закройте глазки и представьте, что Вы видите мультфильм.
Изображение к басне И. Крылова "Мартышка и очки"
- Получилось? Как изобразили мартышку, где она находится? Давайте послушаем нескольких ребят.
- Откроем учебник на странице 134.
Работа в парах
Учитель: Займитесь, пожалуйста, планом этой басни. На какие части ее можно поделить?
- Давайте проверим. С чего начинается басня?
- Какую бы часть вы выделили следующей? Что происходит в этой части?
- Чем заканчивается басня?
- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?
- Хорошо, назовите главного героя басни.
- Какой ее изображает нам Иван Крылов. Найдите слова из текста.
- Какие чувства у Вас вызывает поведение Мартышки?
- Какие непонятные для Вас слова Вы встретили в басне? (Полдюжины – раньше так называли число 12, темя – часть головы, слыхала – слышала, нанижет – наденет, нет проку – нет толку, к худу клонит – клонит к чему-либо плохому, невежа – грубы)
- Эти слова сейчас используются в нашей речи? (нет)
- Да, эти слова использовались раньше. Их называют устаревшими словами.
- Давайте попробуем к каждому слову подобрать синоним или определить значение этого слова.
- Какую цель выполняют эти слова в басне. Зачем использует их автор? В какое время жил Иван Крылов.
- Хорошо, поработаем с выразительными средствами. Какие средства присутствуют в басне Крылова?
- А как Вы думаете, как автор относится к Мартышке? Давайте попробуем найти из текста слова, подтверждающие наши догадки.
Физкультминутка
Учитель: А сейчас давайте встанем и немного отдохнем.
Мы - веселые мартышки, (дети шагают на месте)
Мы играем громко слишком, (прыгают)
Мы в ладоши хлопаем, (хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем. (топают ногами)
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
Самостоятельная работа
Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку Демонстрирует образец выразительного чтения басни и организует выступление детей
Учитель: Хорошо, сейчас еще раз послушаем прочтение, а потом будем самостоятельно выразительно читать.
- Читаем частями. Есть желающие?
- А остальные ребята внимательно слушают выступления и позже оценивают выступление по следующим критериям:
- Исполнитель выделял самые важные слова своим голосом.
- Исполнитель правильно делал остановки и паузы.
Рефлексия
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня проходили на уроке? (Биографию И.А. Крылова и его басню "Мартышка и очки")
- Выполнили ли мы поставленные цели? (да!)
- Хорошо, закончите предложения:
- Мне понравилось …
- Мне было трудно …
- Я узнал …
Домашнее задание
Прочитать учебник с. 132 и подготовить выразительное чтение басни "Мартышка и очки" на отметку.
Читайте также: