Как сделать маску из бересты

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В настоящее время народные обычаи и традиции привлекают все большее внимание. Веками русский народ свято чтил и хранил их, передавая из поколения в поколение. Спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. Традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

В нашей семье тоже есть традиции: на Рождество мы готовим сырники с изюмом, в Крещение ставим крестики над входной дверью и окнами, на Пасху – красим яйца и печем куличи, во время Святок - гадаем. В этом году на Святочные гуляния мы решили удивить своих родных и близких. Для этого изготовили и надели маски, отправились в гости и поздравили всех шуточными колядками.

Мне стало интересно, зачем наши предки надевали маски? Откуда пришла такая традиция? Что обозначают славянские маски?

Гипотеза исследования: знание истории появления, значения и символики славянских масок позволит создать собственную уникальную маску.

Цель исследования: изучить историю появления и значения масок в культуре славян и народов России, создать собственную уникальную маску.

Цель определила задачи исследовательского проекта:

изучить и проанализировать научно-популярную литературу и интернет-ресурсы по проблеме исследования;

рассмотреть историю маски как культурного явления и определить основные функции и сферы действия маски;

проанализировать особенности символики и значения масок в культуре славян и народов России;

разработать эскизы маски и описать технологию создания собственной маски.

Объект исследования: славянские маски как отражение традиционной культуры России.

Предмет исследования: знания, полученные в результате исследования научно-популярной литературы для создания маски по канонам предков.

Данная маска пополнит мою личную коллекцию масок, работа будет представлена на уроках истории России.

В процессе работы над проектом использованы следующие методы исследования: теоретические, сравнение, обобщение, наблюдение, создание маски из бересты и кожи.

ГЛАВА I . Теоретические аспекты культуры славянских масок

Свое исследование мы начали с изучения литературы по проблеме исследования и выяснили, что маска является одним из важнейших элементов культуры всех известных науке обществ и традиций.

В Полном словаре иностранных слов маска означает следующее:

- слепок из гипса (снять маску значит обложить лицо мягким гипсом и дать ему таким образом застыть);

- изображение человеческого лица, птичьей или звериной морды, или же просто небольшая накидка с отверстиями для глаз (для случаев, когда хотят остаться неизвестными);

- личина притворства, лицемерия [ 5 ] .

В Словаре иностранных слов даются 2 дополнительных понятия маски:

- человек, надевший маску; замаскированный и костюмированный участник маскарада;

- проволочная решетчатая личина, надеваемая противниками при фехтовании[8].

Продолжая исследование, мы узнали, что проблемой изучения славянской культуры и традиций занимались такие ведущие ученые как Еремина В.И., Иванов В.В., Топоров В.Н. Криничная Н.А., Рыбаков Б.А. и другие. В книгах этих авторов можно найти расшифровку старинных рукописей, толкование обрядов, объяснение археологических находок. Однако, информации о масках как культурном феномене крайне мало. Исследователи отмечают, что в отличие от культур других народов, в славянской народной культуре маска была сравнительно мало разработана.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная функция маски - скрыть лицо, защитить его, отвлечь от него внимание. Вместе с тем, маска представляет собой другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах.

По мнению В.В. Иванова человек в маске может оказаться воплощением божественного или демонического начала, приобщиться к миру зверей, теней или духов, стать иной личностью, вовсе не похожей на того, кто под маской[6]. Это очень ярко прослеживается в мифах и легендах славян о сотворении Земли, природы и человека, в поверьях о духах природы и домашних демонах, о высших Богах и загробном мире. Поэтому следующий параграф исследовательского проекта будет посвящен проявлению славянской мифологии и религии в масках.

2.2. Маска как отражение мифологической и религиозной картины мира

О том, как развивалась культура славян и народов России мы решили узнать из мифов и легенд, изложенных на основе устных преданий, собранных этнографами и филологами. Оказалось, что культура славян и народов России формировалась на основе природных факторов, в число которых входили лес, река, степь, небо и др [1,6,10]. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, служил надежным убежищем от врагов. Реки исполняли роль транспортных магистралей и кормили славян своими запасами, по их берегам строились города и села. Степь - широкая, раздольная и величавая - была символом свободы. Поэтому славяне жили в природе и вместе с природой. Они верили, что разным видам человеческой деятельности, которые зависят от природных факторов, покровительствуют боги.

Так, например, славяне поклонялись Святобору – богу лесов и лесных угодий. Бог Волос (Велес) был покровителем хозяйства и скотоводства. Покровителем всех плодородных сил природы у славян был бог Ярило.

Славяне верили не в единого Бога, а во множество самых разных богов, наделяли их наиболее важными функциями и считали, что от них зависит жизнь и благополучие людей. Поэтому богов старались задобрить: для них устраивали святилища, им поклонялись, совершали ритуалы, обряды, организовывали в их честь праздники. Самые известные праздники славян, которые дошли и до наших дней – Святки (в честь бога Святовита), Масленица (в честь бога Ярилы), праздник Ивана Купалы (в честь Купалы)[6].

Нам удалось выяснить, что некоторые ритуалы, обряды, праздники сопровождались ряженьем с использованием масок. Славяне считали, что маски позволяют принять любой облик и перевоплотиться в кого угодно, хоть в зверя, хоть в Бога. Это нужно было для того, чтобы иметь возможность общения с существами из иных миров. Это возможность даже не просто общения, но и взаимопроникновения через границу душ и духов, и даже богов. Некоторым это было необходимо для того, чтобы просить духов и богов о благоденствии, успешности, достатке, другие надевали маски потому, что им позволялось, и даже было обязательным, то, что в обычной жизни было под запретом[9].

При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой. Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а затем выбрасывали и лишь в редких случаях сохраняли до следующего праздника.

Интересно, что когда на Русь пришло православие, оно вытеснило языческую культуру и маски стали использоваться только скоморохами, которые веселили народ на улице. При Петре I вновь вернулись карнавальные маски, которые дали участнику маскарада святое право быть неузнаваемым.

Сегодня маска утратила свое первоначальное значение и в большинстве случаев стала объектом эстетического восприятия и изображения, она используется для игры в театре ли на праздничных карнавалах.

2.3 Основные характеристики славянских масок: типы, формы, цвета.

Как известно, в каждой культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, раскраска обычно позволяют достаточно точно установить ее принадлежность к тому или иному народу.

Мы рассмотрели основные характеристики масок славян и народов России и выяснили, что существует единая типология для всех масок. С целью удобства изучения материала мы представили его в таблице, где привели примеры масок, найденных на местах раскопок в Великом Новгороде и во Владимире, с кратким описанием. Стоит отметить, что до наших дней дошли только маски из кожи; к сожалению, маски из бересты в силу определенных особенностей навсегда утрачены[10]. Кроме того, добавим, что маски, представленные в таблице, датируются XIII – XIV вв.

Типология славянских масок

1 тип – антропоморфные. Маски с более или менее узнаваемыми человеческими чертами, мужские или женские

Материал изделия - кожа. Представляет собой смеющееся человеческое лицо. Углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией. Размеры: 16 см* 13 см.

Материал изделия - кожа. Представляет собой лицо овальной формы, с асимметрично расположенными овальными прорезями для глаз, узкой вытянутой прорезью для рта и полуовальным вырезом для носа, прикрытым клапаном. Размеры: 14,6 см. x 12 см. x 0,3 см.

2 тип – зооморфные. Маски, изображающие разных животных

Маска выполнена из плотной кожи черного цвета. Глаза, нос, в форме клапана и рот вырезаны схематично, но четко прослеживаются зубы. Размеры: 16 см* 28 см.

Маска выполнена из плотной кожи темно-коричневого цвета. Отверстия глаз, носа и рта вырезаны неаккуратно, отсутствует детальная проработка. Нос прорезан в форме клапана. Размеры: 13 см* 17 см.

3 тип – смешанные. Маски, сочетающие в себе

человеческие и животные признаки

Маска выполнена из кожи черного цвета. Представляет собой лицо смешанного типа. Глаза, нос и рот выполнены весьма схематично, детальная проработка отсутствует: глаза разного размера, выполнены на разном уровне. Во рту, с правой стороны внизу, четко прослеживаются зубы. Размеры: 22 см* 22 см.

Маска выполнена из мягкой толстой кожи черного
цвета. Предположительно вырезана из голенища сапога.

Глаза, нос и рот намечены очень схематично. Нос имеет форму клапана. Рот похож на щель с одним зубом внизу. Размеры: 13,5 см* 13 см.

Таким образом, анализ показал, что для славянских масок XIII - XIV вв. характерно преобладание овальных форм, максимально приближенных к форме человеческого лица, цветовая гамма скудная и ограниченна двумя цветами кожи – черным и коричневым. Детальная проработка элементов маски отсутствует. Определить смысловую нагрузку данных масок крайне сложно. Более поздние маски отличаются богатством материалов, из которых они изготовлены, цветовым спектром, натуральностью и приближенностью к реальным образам. Нам удалось найти значения некоторых славянских масок, например, маска медведя – к богатству, маска коровы – к долгой жизни. Маска старика или старухи обозначали опыт и связь поколений.

Итак, изучив основные характеристики, функции и сферы действия маски, мы приступили к практической работе по созданию маски в домашних условиях. Этому посвящена следующая глава исследовательского проекта.

ГЛАВА II . Практическая работа по изготовлению маски

2.1 Разработка эскизов маски

Изготовление маски требует планомерных действий. Прежде всего, нужно создать эскиз будущей маски, изобразив его на бумаге. Это стало первым этапом практической работы.

В мифах и легендах славян Перун описывается как немолодой разгневанный мужчина с рыжей клубящейся бородой и черно-серебрянными волосами. В руках он держит кремень, похожий на громовую стрелу (молнию) или луч, поэтому порой его величали Богом небесного огня.

Мы представили Перуна таким.

По нашему мнению обязательным элементом маски должна была стать молния, которой Перун поражает разную нечисть. Поэтому в первой маске мы изобразили молнии в виде резцов короны, что символизирует величие Перуна, во второй маске мы использовали молнии для обозначения волос и бороды.

В обеих масках мы использовали цвет огня – желтый и красный. В одной добавили цвет темных туч - черный и синий, для обозначения волос Бога молний.

Считалось, что Перун был суровым Богом, поэтому мы изобразили его с нахмуренными бровями и опущенными вниз уголками рта.

Из представленных эскизов для создания собственной маски мы выбрали первый, т.к. он более точно передает образ Перуна, его величие.

По канонам славянских предков, маски изготавливались из бересты или кожи, а затем украшались кусочками меха, ткани, пучков шерсти и т.п. Мы решили не отступать от традиций и выполнить берестяную маску.

Технология изготовления маски

Второй этап практической деятельности мы начали с обработки бересты. Мы сняли тонкий верхний белый слой и очистили его от пыли и грязи мягкой тряпочкой. С внутренней стороны убрали кусочки бересты с других слоев.

Третьим этапом нашей работы стала разработка технологической карты и создание маски.

Береста – превосходный материал, из которого можно создать удивительно тонкие и изящные предметы, начиная от цветов и прочих деталей живой природы, заканчивая бижутерией.

Как делать поделки из бересты

  • Как делать поделки из бересты
  • Как плести из бересты
  • Как сделать шаркунок из бересты
  • Для божьих коровок-магнитиков:
  • - береста разных оттенков;
  • - магнитик;
  • - растворитель;
  • - картон тонкий;
  • - клей-пистолет;
  • - мелкие кусочки черной кожи;
  • - инструменты (шило, пробойник);
  • - перманганат калия (марганцовка);
  • Для роз:
  • - береста;
  • - ножницы;
  • - ветка березы;
  • - клей "Момент";
  • Для фенечки:
  • - береста;
  • - карандаш;
  • - линейка;
  • - ножницы;
  • - булавки;
  • - клей ПВА ("Момент");
  • - нитка-резинка (нитка-спандекс);


Впоследствии вырежете лепестки из жёлтой бересты и вытесните шилом прожилки. Подклейте лепестки к головке цветка. После из бересты красноватого оттенка высеките стебель с листочки, на которых также изобразите узор. Соберите и скрепите цветочек воедино.




Глазки сделайте из белой бересты. Зрачки прорубите пробойником (2 мм). Приклейте к цветку готовую божью коровку. Для прочности композиции снизу приложите другой пласт картона и сцепите их клеем. Прикрепите с обратной стороны поделки клеящим пистолетом магнитик. Подобным образом изготовьте и других божьих коровок.


Роза из бересты. Сделайте бутон цветка. Вырежете заготовку из бересты в виде продолговатого прямоугольника с двумя закругленными углами короткой стороны. Загнув левый верхний уголок, начните скручивать бутон.



Для готовой розы оформите стебель с зубчатыми листьями. Вырежьте заготовки для листвы разнообразной формы и размеров и прикрепите клеем к стеблю.


Для фенечки приготовьте бересту, подойдут и маленькие кусочки бересты. Для берестяных бусин сделайте треугольные заготовки. Расчертите на бересте прямоугольники, затем поделите их на треугольники.


Разрежьте отрезок бересты на отдельные треугольные детали. Затем скрутите каждую в трубочку, начиная с широкой части. Острые кончики промажьте клеем и зафиксируйте булавкой, пока не высохнут.


Отмерьте нитку-резинку по ширине запястья. Соберите на спaндeксную нитку необходимое количество приготовленных бусин-трубочек. Закрепите прорезиненную нить узелком. Для красоты можно прикрепить к фенечке несколько висюлек-кулончиков.

Береста березовая кора что можно сделать из бересты в походе

Березовая кора, береста – это уникальный природный материал, из которого можно извлечь разнообразную пользу. Нас должен воодушевлять тот факт, что в наших широтах береза встречается повсеместно. Исключением могут быть только самые южные, степные и пустынные регионы и тундра крайнего севера. Это дерево может быть представлено сплошными рощами или участвовать в ансамбле столь распространенных смешанных лесов. Береза регулярно встречается и в тайге. Так что, для туриста, рыбака, охотника, оказавшихся в экстремальной ситуации, береста – первый многофункциональный помощник. Поговорим про использование бересты для различных бытовых и экстренных задач.

Чтобы понять, как применять кору, сперва разберемся с её свойствами. Она многослойна, а значит обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Даже если всё вокруг пропитано влагой, внутренние слои коры останутся сухими. Береста содержит в себе дёготь, древесную смолу, что делает её горючей. Также стоит отметить технологичность этого материала. Из него можно изготовить в походных условиях много полезных. Мы этого тоже коснёмся.

Как добыть бересту

Поваленные березы

Способ заготовки коры зависит от дальнейших задач её применения. Если нужна растопка и влажность не слишком велика, то можно нарвать мелких фрагментов с поверхности дерева, прямо руками. Ещё один способ получить бересту без ножа – это найти старую трухлявую березу. Разбив остатки древесины ногами, берем фрагменты коры, которая сохраняется намного лучше содержимого. Вытряхиваем обломки и получаем растопочный материал. Кора не сильно промокает, даже если лежала на земле. Но желательно брать фрагменты с полу-висящих частей сломанного ствола, с пней.

Обычно бересту добывают используя нож. Делают глубокие надрезы на дереве, чтобы добраться до питательного слоя подкорка. Когда периметр куска прорезан, кончиком ножа поддевают край и отделяют весь кусок.

Добыча березовой коры

Если нужны длинные полосы, например, для плетеных изделий, то можно резать вдоль длинных ровных стволов молодых берез, у которых ещё нет рваных чёрных наростов. Альтернативный вариант – снимать бересту по спирали. Так можно получить особенно длинные ленты. Такой трюк лучше всего проходит весной и в начале лета, в период сокодвижения.

Нарезка бересты

Использование бересты для розжига костра

Первое и главное применение березовой коры в условиях дикой природы и выживания – это растопка костра.

Заготовка бересты

На поверхности дерева можно нарвать тонкие пластинки, отделившиеся фрагменты верхнего слоя бересты. Толщина их ничтожна, как у папиросной бумаги. Так что, эти кусочки остаются сухими. Впитывать влагу там просто некуда. Нарвав горсть таких пластинок, можно моментально зажечь пламя от искры огнива или иного способа.

Розжиг костра берестой

Используют и кору, срезанную с дерева ножом. Её нужно расслоить, изорвать на мелкие кусочки. Даже если она влажная, достаточно отделить наружный слой, чтобы добраться до сухой сердцевины. Внутренние слои могут тоже казаться сырыми, особенно если они срезаны весной с молодой живой березы. Это обманчивое ощущение. За счёт дёгтя, береста все равно будет легко воспламеняться.

Береста для розжига костра

Кусочки коры березы используют и как фрагменты трута, когда добывают огонь трением. Если имеется много поваленных старых берез, то большое количество легкодоступной бересты применяется в сам костер, параллельно с ветками деревьев. В сочетании с берестой, будут гореть даже немного влажные ветки.

Пласт бересты

Лист материала может послужит для розжига и косвенно, как укрытие, заслон от ветра.

Особо хочется сказать про таёжную трубку. Из пласта бересты сворачивают рулон. Получается трубка. В неё наталкивают различный растопочный материал, который сможете найти:

Всё вышеперечисленное должно быть сухое.

Не слишком плотно наталкивают компоненты в трубку. Делают несколько сантиметров зазора, от конца трубы до растопки. Это позволяет зажигать содержимое, укрыв спичку от ветра ободом из бересты. Зажженная трубка становится основой костра. Даже немного влажные ветки, уложенные на неё, прогреются и возьмутся пламенем, пока горит содержимое и сама береста.

Стельки

Если ноги промокли, надо сменить стельки, а запасных нет, то можно сделать смену из бересты. Просто срезают нужные по размеру пласты и выкраивают стельку по форме ботинка. Такой приём актуален и зимой. Положив один или несколько слоёв, можно защитить ноги от холода, идущего снизу, от морозной земли и снега.

Когда стоите в лагере, можно просушить основные стельки у костра, а в это время походить с импровизированными берестяными.

Утеплитель

Расслоив кору, изорвав на мелкие полосы, мы получаем отличный утеплитель. Им можно набить подкладку осенней куртки и продержаться в первые холода. За счёт того, что между полосками будут воздушные просветы, это даёт приличную теплоизоляцию. По такому принципу работают все утеплители, и синтепон, и строительная минеральная вата.

Коврик из березовой коры

Когда остановились на ночлег и хочется просушить обувь, коврик из пластов бересты придёт на помощь. Вы сможете поставить на него ноги, даже если снизу снег или мокрая лесная подстилка. Термоизоляция превосходна! Пока от костерка сушатся ботинки, вы не замёрзнете. Тепло пламени и защита снизу обеспечивают должный комфорт.

Подстилка под лежанку

Тот же принцип теплоизоляции можно применить и для ночлега. Постелить на землю большие пласты бересты, а сверху навалить лапника с хвойных деревьев. Такая постель будет куда лучше защищать от холода земли, чем просто перина из лапника.

Кровельный материал

Если строите шалаш, то большие листы березовой коры послужат не хуже черепицы. Стелить материал нужно внахлёст. Тогда вообще не будет никаких щелей. Сверху прижимают лапником, пластами мха или фрагментами подстилки с дёрном. Это не даст ветру сорвать листы. Бересту активно используют таёжники, как защитный слой на кровлях избушек. Так что, для временного лесного укрытия, она подойдёт и подавно.

Прихватка

Если греете что-то на костре, готовите еду, кипятите воду, то кусок коры заменит вам прихватку, позволит не обжечь руки.

Импровизированная посуда

Кружка из бересты

Если нет никакой посуды, то можно просто взять кусок природного материала и есть с него, как с тарелки. Такой нехитрый приём позволит не растерять скромную пищу и добавить некий проблеск цивилизации.

Свернув круглую заготовку в воронку, можно изготовить лейку, ложку, походный черпак. Достаточно вырезать сектор. Скрепить концы, заклинив их в расщепе веточки. Всю конструкцию можно зафиксировать лишь обвязкой, которая стянет расщеп.

Черпак из бересты

Писчий материал

На бересте писали древние письмена. Так что, это наш папирус, не иначе. Если нужно оставить записку, послание, то лучше материала и не найти. Белая поверхность подходит для этих задач. Можно писать ручкой. Если её нет – то углём от костра. В конце концов, можно вырезать буквы ножом.

Предложение писать на бересте кровью, хоть и попахивает, на первый взгляд, славянским этно-хоррором, но чем не вариант.

Коробочка

Коробочка из бересты круглая

Бывает, что в походе нужна какая-то утварь, ёмкость для мелочей, сбора травы, мало ли ещё чего. Импровизированную коробку запросто сделать из бересты. Она может быть прямоугольной или цилиндрической. Прямоугольную делают из раскроенного листа. Цилиндрическую – из скрученной полосы.

Развертка коробочки из березовой коры

Простой вариант – в виде воронки. Соединение краёв делается ниткой. Её можно заменить волокнами лыка, промятым ивовым прутиком. Ножом или шилом делаются отверстия. Волокна продеваются и завязываются.

Прямоугольная коробочка из бересты

Соединение можно сделать и при помощи природного клея, жидкой живицы.

Самая примитивная ёмкость получается из скрученного листа. Достаточно сформировать углубление, и вот вам тарелка или плошка для сбора чего-либо, вплоть до дождевой воды. И вообще не надо ничего шить или клеить.

Ведро

Ведро из бересты

Из коры можно изготовить и более сложную утварь. Нет ни котелка, ни кастрюли – не беда. Из бересты можно свернуть ёмкость, которая позволит зачерпывать и переносить воду, не говоря о ягодах или травах. Конечно, такую посуду на костер не поставишь, но часть важных потребностей она закрыть способна.

Ножны из бересты

Ножны из бересты

Вы можете потерять штатные ножны. Тогда будет не удобно хранить нож. Его придётся постоянно держать в руке, чтобы не проткнуть рюкзак и не порезаться. На помощь вновь придёт береста. Из нее можно сделать примитивные ножны. Сложить полоску коры и прошить стык. Или сделать обмотку из полосы той же бересты, ивовых прутиков, волокон лыка.

Короб

Заплечный короб из бересты

Из полос бересты можно делать различные плетеные изделия. Конечно, этому ремеслу нелишне потренироваться заранее. Но и в экстренной ситуации нужда заставит быстро сообразить, как переплетать ленты. Таким образом можно изготовить короб, даже некую замену заплечного рюкзака, а также сотни других вариантов изделий, которые потребуются.

Плетеная корзинка из бересты

Обувь

Лапти из бересты

Валенки из бересты

Обувь из березовой коры

Головной убор

Шляпа из бересты

Палящее солнце во время длительного перехода – это риск получить тепловой или солнечный удар. Если не из чего соорудить подобие кепки, то можно сделать шляпу из коры. На изображении показан цивильный вариант. Но по тому же принципу, сшивая куски, можно сделать головной убор на скорую руку.

Маска

Если мороз и ветер угрожает обморожением лица, то из куска бересты можно сделать маску. Прорезать узкие отверстия для глаз. Проделать отверстия по краям, чтобы привязать туда веревку или кусок паракорда. Такая конструкция защитит те участки кожи, которые не закрывает шапка и воротник.

Дёготь

Также может применяться, как герметик, смазку, в лекарственных целях.

Вот такой уникальный материал создала природа. Нам остаётся им грамотно воспользоваться, когда будет нужно.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Техники, используемые при художественной обработке бересты

Техника № 1 Аппликация

Аппликация ( от латинского applicatio прикладывание )- создание художественных изображений наклеиванием , нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого - либо материала ; изображение , узор, созданные таким образом. Данная техника широко используется при работе с берестой. Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто медовых, приглушенных красно- коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты и используют для выполнения различных картин и панно в технике аппликации, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся цветом и текстурой, для создания какого-либо рисунка.

hello_html_m7e2e2ae7.jpg

hello_html_158baee7.jpg

hello_html_m2fa3d49.jpg

hello_html_a25a9af.jpg

hello_html_m5b5ef534.jpg

hello_html_17438505.jpg

Часы - календарь выполненные в технике аппликации.

Техника № 2 Тиснение

Тиснение - это выдавливание изображений, узоров. Тиснение на бересте, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. В прошлом широко использовали эту технику. Тот или иной орнаментальный мотив вырезался на костном или деревянном штампе, а затем выбивался на плоскости верхнего слоя бересты. Не имея инструментов для выполнения тиснения, люди наносили узоры зубами. В наше время есть возможность пользоваться новыми технологиями. Наносить узор не только чеканами, но и с помощью пресс-форм.

hello_html_m68eb5d29.jpg
hello_html_1f5cea79.jpg

hello_html_7e8a1048.jpg

hello_html_76919b60.jpg

hello_html_7556d177.jpg

Поднос выполнен в технике аппликация

Техника № 3 Резьба на бересте

Резьба на бересте - это рисунок, вырезанный на бересте. Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым- геометрические и растительные орнаменты. Резьба на бересте выполняется с помощью ножа-резака. В первую очередь удаляют участки фона, а затем крупные детали. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка.

hello_html_m68dd0d85.jpg
hello_html_5641cc51.jpg

hello_html_m1500d82.jpg

hello_html_1443f153.jpg
hello_html_m60090ce8.jpg

hello_html_m2128cbc2.jpg

Набор туесков декорированных в технике резьбы по бересте

Техника № 4 Плетение

Плетение – это способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов. Плетение из бересты один из самых древних способов обработки бересты. Но особое место среди изделий из бересты из-за своеобразного способа изготовления, занимают плетеные изделия . Они бывают очень разнообразны как по форме, так и по размерам. Это может быть маленькая дорожная солонка или огромная корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти. Плетеные изделия можно сделать из берестяной ленты, её можно вырезать из пласта берёзы или снять с берёзы используя оригинальный спиралеобразный способ. В старину очень широко использовались лоза и береста для изготовления различной бытовой посуды и утвари. Плетение из бересты не только увлекательный вид рукоделия, но и возможность создать очень полезную утварь для дома.

hello_html_43553af.jpg
hello_html_2660eb23.jpg

hello_html_619d2879.jpg

hello_html_6493ca18.jpg

Лапти выполненые в способом плетения

Техника № 5 Смешивание

Смешивание – техник таких как (резьба, тиснение, аппликация) чаще всего используется в изделиях объемного характера. Смешивание техник позволяет получить разнообразные по форме изделия .

Читайте также: