Как сделать красивую модель

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 06.09.2024

У распыляемой краски есть проблема с изображением. Ее часто можно увидеть на граффити, дорожных и эксплуатационных знаках, заплатках на ржавых деталях автомобилей. Конструкторы используют её для быстрого покрытия и получения ровной поверхности, а не для создания художественного эффекта. Но при правильной технике распыления краски можно добиться гладкой поверхности и глубоких цветовых градиентов.

Если вы технический конструктор, специалист по компьютерной графике, разработчик персонажей или создатель моделей, то это руководство для вас. Вы научитесь добиваться глянцевой и гладкой отделки, как на автомобиле, превращая модели из обычных деталей в готовые изделия, которые можно демонстрировать — используя для этого любой настольный 3D-принтер.

Знакомство с настольной 3D-печатью методом стереолитографии (SLA)

Ищете 3D-принтер для изготовления моделей в высоком разрешении? Скачайте наш технический доклад, чтобы узнать, как работает стереолитография и почему это самая популярная технология 3D-печати, позволяющая создавать модели со впечатляющей детализацией.

Как окрашивать модели, напечатанные на 3D-принтерах

Один из этапов процесса отделки — это ключ к превращению объектов, напечатанных на 3D-принтере, в профессиональное изделие. Большинство новичков пропускают его, в отличие от опытных изготовителей моделей. Он облегчает покраску и способствует созданию безупречной окончательной поверхности. Этот этап — грунтовка.

Добавление последнего слоя краски на модель создает эффект присутствия и полировки. Но все, кто зарабатывает на жизнь созданием 3D-моделей, знают, что краска не скрывает недостатков. Без обработки на окончательной поверхности будут видны маленькие ступенчатые отметки или следы крепления поддерживающих конструкций, а также большие треугольники, видимые в сетке 3D-печати. В зависимости от используемой технологии 3D-печати также могут быть хорошо видны линии слоев. Если вы хотите создать сногсшибательную модель, то без грунтовки не обойтись.

Первое интегрированное решение для смешивания цветов полимеров, Color Kit , позволяет выполнять стереолитографическую 3D-печать в различных цветах без необходимости в последующей ручной обработке и покраске. Воспользуйтесь Color Kit, чтобы быстрее выполнять полевые испытания концепций изделий с помощью 3D-моделей высокого разрешения, которые внешний вид которых соответствует области применения.

Грунтовка предназначена для создания безупречной печатной поверхности перед покраской. Нейтральный серый цвет грунтовки подчеркивает недостатки модели и готовит их к шлифовке или заливке специальным герметиком. Это делает процесс окрашивания намного чище, а результат —более профессиональным (особенно при работе с глянцевыми поверхностями).

Грунтовку следует наносить на гладкую поверхность. Грунтовка заполняет очень маленькие трещины и отверстия, а нанесение тонкого слоя краски сохранит детали на поверхности.

В моделях, напечатанных на стереолитографических 3D-принтерах, нужно удалить поддерживающие конструкции и отшлифовать места их крепления. При покраске 3D-моделей с большой высотой слоя, напечатанных из PLA- или ABS-пластика на FDM-принтерах, может потребоваться предварительная шлифовка всей модели для удаления линий слоев. Вместо шлифовки можно использовать тяжелую грунтовку, но она может затушевать мелкие детали вашей модели.

После шлифовки и нанесения первого слоя грунтовки осмотрите поверхность на наличие дефектов. Большинство грунтовок формируют чрезвычайно тонкую отделку, которая подчеркивает мелкие детали при направленном освещении. Нанесите последний слой грунтовки. После указанного производителем времени высыхания, модель готова к покраске (при этом хорошей идеей будет выполнить быструю окончательную полировку).

После грунтовки покраска 3D-моделей аэрозольной краской проходит удивительно быстро (при условии применения правильной техники). Для получения глянцевой отделки нужно нанести несколько равномерных тонких слоев краски на предварительно обработанную поверхность. Тонкие слои позволяют проступать предыдущим слоям, создавая насыщенный и глубокий цвет. Чтобы распылить тонкий слой, держите сопло баллона с краской очень близко от модели, двигаясь быстро. Поворачивайте модель для создания равномерного покрытия.

Не забудьте отшлифовать и отполировать поверхность между нанесением слоев краски. Это позволяет обеспечить гладкую поверхность, которая будет отлично выглядеть благодаря нанесению последнего слоя лака.

Чтобы получить самый насыщенный цвет, добавьте промежуточный или базовый слой. Промежуточный слой — это цветная краска, которая замещает нейтральный цвет грунтовки. Как правило, для полного покрытия поверхности нужно 2–3 тонких слоя. Черный цвет часто используют как промежуточный слой для темных тонов, а белый идеально подходит для светлых цветов.

Для сохранения цветов отдельных деталей, между нанесением слоев применяют временное покрытие. Оставляйте малярный скотч общего назначения не более чем на несколько дней. Производитель краски Tamiya рекомендует завершать аэрозольную покраску в один прием.

После нанесения временного покрытия, верхние слои добавляют окончательный цвет. Представьте эти слои как легкую глазурь над промежуточным слоем. Чем тоньше верхний слой, тем больше проявляется нижний. В перерывах между нанесением дайте краске несколько минут для оседания и убедитесь, что цвет достаточно насыщен.

Когда вы будете довольны цветом, можно переходить к нанесению прозрачного покрытия. Нанесите лак в 1–2 равномерных тонких слоя. Для получения полированной поверхности нужно, чтобы все микрокапли лака стекали вместе, образуя глянцевую оболочку. Хотя в этом нет необходимости, вы можете отполировать поверхность салфеткой для полировки со сверхтонкой зернистостью или обработать ее карнаубским воском для формирования дополнительного защитного слоя.

После окрашивания модель должна высохнуть. Здесь нет жестких правил, но если оставить модель хотя бы неделю, то краска полностью затвердеет. Если до истечения этого времени вам нужно переместить модель, наденьте перчатки и соблюдайте особую осторожность, чтобы избежать повреждений.

Запросить образец печати

Оцените качество печати Formlabs на собственном опыте. Мы отправим бесплатный образец напечатанной модели прямо в ваш офис.

Пошаговое руководство: окрашивание моделей, напечатанных на 3D-принтерах

Полимеры

Эти инструменты облегчат грунтовку вашей модели.

Грунтовка

Грунтовка — это специальная краска, которая сильно прилипает к детали и обеспечивает равномерное сцепление краски с поверхностью. Существуют различные грунтовки, предназначенные для различных целей. Аэрозольная грунтовка — это лучший способ покраски деталей, напечатанных на 3D-принтере, так как она быстро покрывает поверхность равномерным слоем. Есть грунтовки и для нанесения кистью, но с ними сложно работать, и они лучше подходят для тонкой отделки. Для получения оптимальных результатов выбирайте совместимые с пластмассами грунтовку и краску от одного производителя. Нам нравятся марки Krylon и Montana (хотя они густые), но краска Tamiya не имеет аналогов — она формирует очень тонкий и равномерный слой, сохраняя все незначительные особенности поверхности.

Вращающийся инструмент

Иногда нужно закончить шлифовку быстро. Использование сменных насадок для вращающихся инструментов позволяет осуществлять шлифовку и полировку моделей различными способами. Барабан позволяет быстро шлифовать следы от поддерживающих конструкций, а стальная проволока хорошо чистит следы на ровных поверхностях. Вращающиеся инструменты предназначены для грубой очистки, поэтому вам понадобится наждачная бумага, чтобы сделать поверхность гладкой. Существует много отличных марок: в США популярны Dremel и Craftsman, а в Европе — Proxxon. Чтобы не обжечь свою модель, уменьшите обороты до минимума (обычно 500–1000) и не надавливайте на инструмент.

Плоские напильники

Эти инструменты не такие неуклюжие и неточные, как ручная шлифовальная машинка. Изящный инструмент… для более цивилизованной эпохи.

Плоский напильник — это один из самых простых, но при этом эффективных инструментов, который позволяет эффективно удалять поддерживающие структуры и шлифовать поверхности. Крепко держа его в руке, можно удалять следы с большей точностью, чем с помощью вращающегося инструмента. Держите проволочную щетку под рукой и регулярно очищайте полотно напильника (в противном случае в нем может застревать пластмасса и полимер). Как и вращающийся инструмент, плоский напильник оставляет шероховатую поверхность, поэтому его лучше использовать для удаления крупных недостатков.

Наждачная бумага

Наждачная бумага — самый неприглядный инструмент в мастерской. За последнее десятилетие она совершила настоящий прорыв благодаря выпуску гибких шлифовальных листов. Гибкие шлифовальные листы можно купить в хозяйственных магазинах. Они служат в 15 раз дольше, чем бумажные. Они не скручиваются, не прокалываются и не сгибаются, и их можно использовать влажными, что уменьшает количество пыли и предотвращает образование налета. Благодаря своей гибкости они легко достигают небольших внутренних пространств и округлых поверхностей.

Удаление пыли

Даже после шлифовки влажным инструментом остается небольшое количество пыли. Удаляйте налет водой и мягкой щеткой (для этих целей вполне подойдет старая зубная щетка). Для серьезной очистки можно взять недорогой ультразвуковой аппарат, который быстро удалит мелкие частицы, попавшие в углы и трещины на поверхности. Если вы работаете в регионе с жесткой водой, использование деионизированной или дистиллированной воды поможет предотвратить появление пятен между нанесением слоев.

Пылесборная салфетка

Пылесборная салфетка представляет собой кусочек мягкой и слегка липкой хлопчатобумажной ткани и предназначена для удаления оставшейся пыли и обеспечения чистой поверхности для покраски. Дайте вашей модели высохнуть, прежде чем использовать пылесборную салфетку: из-за вощеной поверхности ее эффективность на влажных поверхностях понижается.

Брусок, штифты и сверло

Эта маленькая хитрость избавит вас от неприятностей в окрасочной кабине (мы были в восторге, когда увидели эту технику в видеоролике с практическими рекомендациями Адама Сэвиджа). Установив модель на штифт (часто можно использовать уже готовое отверстие в детали), вы можете быстро маневрировать во время распыления и окрашивать модель со всех сторон, проникая в труднодоступные места и не оставляя отпечатков пальцев. Если вы хотите нанести на модель равномерный слой со всех сторон, это очень важно. Рекомендуем заказать штифты разных размеров. Чтобы сделать отверстие в детали минимальным, начните с малого размера и увеличивайте его, пока модель не будет установлена прочно. Просверлите соответствующее отверстие в деревянном бруске или ДСП и установите на нее модель с помощью дюбеля — теперь вам не придется удерживать модель руками во время распыления.

Средства защиты

Распыление краски предполагает работу с аэрозолями и растворителями, которые представляют опасность для здоровья. Обязательно используйте респиратор, одобренный Национальным институтом США по профессиональной безопасности и санитарии на производстве (NIOSH), и работайте в хорошо проветриваемом помещении. Во время покраски используйте нитриловые перчатки, чтобы краска не попадала на руки, а также чтобы не оставлять на модели отпечатки пальцев.

У каждого профессионала есть свои лайфхаки,которые известны лишь его коллегам, и то не всем. Мы решили разузнать секреты моделей, которые помогают им выглядеть так хорошо и на подиуме, и в обычной жизни. Уверены, что они помогут и вам раскрыть в себе Жизель Бюндхен или как минимум просто приятно провести время, ухаживая за собой.

1. От второго подбородка

Переписка с агентами у востребованных моделей прекращается только на несколько часов сна, а положение тела во время использования смартфона немного отличается от привычного нам. Девушки слегка придерживают подбородок рукой, и это не потому что они всегда кокетливо позируют. Едва касаясь подбородка, рука не дает ему опуститься и ослабить тонус мышц шеи.

Эта привычка позволяет не только избавиться от дискомфорта в воротниковой зоне в конце дня, но и предупредить появление второго подбородка. Главное — не класть подбородок на ладонь целиком, а только обозначить рукой линию, ниже которой голова не должна опускаться.

2. От следов тонального крема на одежде

Во время переодевания помощники накидывают платок на голову модели, накрывая ее лицо. И это не для того, чтобы девушка не стеснялась перед толпой костюмеров. Платок помогает не испачкать дизайнерскую одежду тональным кремом и другой косметикой. У нас, к сожалению, нет помощников, которые собирали бы нас на работу, когда мы очень опаздываем. Но, согласитесь, умение пролезть в белоснежную футболку за секунду и не оставить следов — бесценный навык.

Кстати, в Южной Корее и Японии этот лайфхак массово используют магазины женской одежды. Девушкам выдают пакеты из нетканого материала, чтобы макияж не оставлял следов на вещах.

3. Холеная и сияющая кожа

Эффект идеальной кожи тела модели Victoria`s Secret создают с помощью лосьона с шиммером (светоотражающими частицами). Покупать такой специально нет необходимости. Такого же эффекта можно достичь, если насыпать в свой обычный крем для тела немного хайлайтера или теней для век. Главное — чтобы блестки в них не были слишком крупными, если вы, конечно, не хотите сиять так, чтобы вас было видно из космоса.

4. Не умываться

Того, что в повседневной жизни модели не пользуются декоративной косметикой, они не скрывают. Но мало кто знает, что многие из них еще и не умываются обычным способом. Мыльные средства снимают не только макияж, но и естественный защитный слой кожи. А ей и так достается от тяжелой профессиональной косметики. Щадящий способ очистить лицо — использовать средство для снятия макияжа, специальные салфетки, клинзер или гидрофильное масло, которое потом смывается тоником.

В многочисленных командировках модели зачастую используют вместо тоника обычную питьевую минералку. По составу она мало чем отличается от термальной воды в виде спрея, которая стоит немало, а эффект на кожу оказывает тот же.

5. Бритва вместо пилинга

Одна из ведущих моделей Vicroria’s Secret Жозефин Скривер поделилась в интервью довольно странным лайфхаком. Дважды в неделю девушка бреет лицо обычным бритвенным станком. Жозефин утверждает, что благодаря этой процедуре ее кожа такая сияющая и гладкая, а тональное средство ложится на лицо так ровно, что становится почти незаметным.

Эта процедура уже несколько веков популярна у женщин в Японии, а недавно и инстаграм-блогеры по всему миру начали сбривать пушок с лица перед макияжем. Результат действительно впечатляет. Однако существует мнение, что после бритья волоски вырастают в несколько раз толще и будут уже более заметны на лице. Все же лучше проконсультироваться с косметологом, если вы тоже решитесь на такую процедуру.

6. Идеальная гладкость ног

Гладкие ноги как в рекламе — не результат новейших технологий депиляции, а старый проверенный способ, которым не пренебрегают модели мирового уровня. Прежде всего ноги нужно хорошенько потереть любым скрабом, потом побрить обычным станком, после чего снова пройтись скрабом и побрить еще раз.

После этой процедуры с ног будут соскальзывать и бабочки, и шелковые платки, а результат продержится в два раза дольше, чем после обычного бритья. Главное — не забывайте об увлажнении кожи.

7. Универсальное белье

За один показ или фотосессию нужно продемонстрировать несколько разных вещей, и конечно модели не успевают подбирать нижнее белье под каждую из них. Комплект белья должен быть максимально приближенного к цвету кожи оттенка, тогда он подойдет к любой одежде. То же правило действует при выборе цвета лака для ногтей. Телесный подходит ко всему.

8. Невидимый макияж

На кастинг модель должна прийти ненакрашенной, чтобы заказчик смог оценить внешность каждой девушки объективно. Однако многие все же прибегают к некоторым хитростям, чтобы выглядеть чуточку ярче и свежее.

Чтобы скрыть недостатки кожи, нужно использовать только консилер без тона и хорошо его растушевать. Помаду наносят похлопывающими движениями пальцев, ее цвет должен быть чуть темнее собственного оттенка губ. Кстати, эту же помаду можно использовать вместо румян.

А в завершение натурального макияжа модели втирают небольшое количество блеска для губ в зону скул вместо хайлайтера. Он впитывается в кожу, не оставляя видимых следов на ней, но создавая при этом эффект здорового сияния кожи.


Иногда, в свободное время, я занимаюсь окраской пластиковых моделей популярных игровых серий "Вархаммер" и "Технолог".
Итак, хочу поэтапно поделиться опытом :

ГРУНТОВКА. Грунтовала кистью из баночки, белой краской. Решила первый раз попробовать без специального грунта, по причине токсичности грунта-спрея и непереносимости мной подобных химических запахов. О грунтовке при помощи спрея очень хорошо написано здесь [ссылка] А мы пока поговорим о грунтовке кистью.

- в отличие от спрея, грунтовать кистью дольше и тяжелее.
- не так крепко держит, как спрей.
+ быстрее сохнет (1 час), спрей - сутки
+ нетоксична (спрей лучше использовать не в комнате)

Основное - определиться с консистенцией краски, которой грунтуете. Она должна быть не слишком жидкой, чтобы не растекалась по пластику, но и не слишком густой, иначе ляжет слишком толстым слоем, а как известно толстые слои впоследствии лучше отколупываются ))). Итак, кисточку обязательно окунаем в баночку с водой, хорошенько отжимаем, и на кончик кисти берем немножко краски. Краску из баночки лучше сразу отлить чуть чуть куда нибудь, на картон или на крышечку, а банку плотно закрыть, чтобы вся краска не сохла.
Я предпочитаю грунтовать белым цветом - на нем видно все огрехи и непрогрунтованные места, но легче грунтовать черным.
Дальше водим кистью по фигурке, смотрим - если краска пузырится, скатывается на пластике в капельки и плохо красит - значит воды черезчур много, нужно еще отжать кисточку. Если ложится на пластик, но не слишком скатывается, а покрывает его не толстым, средним слоем - значит консистенция выбрана правильно. Красим и не боимся, если нужно, "погонять" краску кисточкой туда-сюда для наиболее равномерного распределения. Особо следим за углублениями - туда краска очень любит заливаться толстыми слоями и пузыриться ). Для этого промытой, отжатой кистью, ее кончиком, проводим дополнительно по углублениям, чтобы убрать излишек краски.
Самая основная задача грунтовки ( и самая сложная ) - положить краску максимально равномерно. Тут уж.. Зависит от вашего терпения и усердия. Но приготовьтесь к тому, что сначала цвет пластика все равно проступит через слой грунтовки - это нормальное явление и не должно вас беспокоить. Хуже, если пластик не проступит - это будет означать, что слой грунтовки слишком велик, и возможно, даже немного изменяет рельеф фигурки. В идеале, должно получится однослойное, тонкое, равномерное покрытие (см фото 1).
Если вы красите за раз много фигурок - безусловно, лучше воспользоваться специальным спреем для грунтовки.

ПОКРАСКА. После грунтовки, можем приступать к долгожданной покраске. И не дай бог вам, друзья, на данном этапе выпендриться, как я, и пренебречь методом "драйбраш", то бишь сухая кисть, о которой так настойчиво пишет Технолог в своих инструкциях. В общем, я решила, что я самая умная, и обычной смоченной кистью стала наносить краску. В итоге получила эффект "размазанности", как в детских альбомах акварели. По крайней мере с краской "Звезда" у меня было так. Тогда я кисть отжала, и далее красила только сухой кисточкой, взяв на ее кончик немного краски. При методе драйбраша лучше всего брать на кончик кисти краски немного, но часто. Потому как вспомним художественный принцип - краску в общем то "кладут",а не размазывают по поверхности. Мы ведь в итоге хотим получить эффектную, облитую краской фигурку, будто из магазина, а не произведение детского художественного творчества подготовительной группы. Заметила, что рельефный участок на пластике красится лучше, чем гладкий.
Для начала понадобятся хотя бы 2 кисточки - скажем тройка, и тонкая единица.
Итак - смачиваем кисть только один раз, вначале, очень хорошо отжимаем, и затем красим, когда надо окуная кончик кисти в краску. Красим слоями - аккуратно накладываем каждый слой - сначала основной цвет (или 2 - которого больше всего в цветовом решении фигурки). Мелкие детали пока закрашиваем основным цветом - мы выделим их после. (См фото 2). С каждым слоем раскрашиваем сначала более крупные детали и оставляем на последок мелкие. В общей сложности у вас должно быть не менее 3-4 слоев краски на фигурке (хотя специалисты иногда доводят до 10 ). При наложении цветов идем от более темных оттенков к светлым.
Когда основные слои цветов наложены ( между ними фигурке надо давать просыхать), более тонкой кисточкой раскрашиваем мелкие детали (см фото 3,4 ).
Если вы все делаете правильно, методом драйбраш - то не бойтесь, краска ложится довольно ровно и проблем возникать не должно, не бойтесь класть мазки, вы сами почувствуете в процессе, как вам это лучше делать.
Лицо и руки советую окрашивать в последнюю очередь ( для максимальной аккуратности и избежания пятен ). (См фото 5).
Также довольно часто вам придется смешивать краску, где нибудь в отдельной таре - с помощью смешения можно добиться нужных оттенков, которых нет в палитре. Для начала можно вполне обойтись базовой палитрой, скажем 6-7 оновных цветов. Оружие и доспехи лучше оформлять краской "металлик".

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. После окрашивания, краску на фигурке лучше всего закрепить специальным лаком.

Дмитрий Сливков

Поскольку сам БТТшник, то изложу для тех, кто желает собирать БТТ.

Автор текста и фото: StrelokRonald
Компоновка: Сливков Дмитрий

Итак, вы созрели для того, чтобы лицезреть боевую машину не только в компьютере, но и в виде уменьшенной копии. Посмотрев работы на просторах сети вы воодушевленно начинаете представлять как красиво бы эта модель смотрелась у вас дома. Не спешите. Перед тем как идти в магазин для приобщения к Великому миру моделизма необходимо ответить себе на несколько вопросов.

Дмитрий Сливков

Какой масштаб мне интересен?

Дмитрий Сливков

Какая модель мне интересна?

Итак, с масштабом Вы определились. Теперь время выбрать модель. К сожалению изобилия среди моделей у нас все таки нет. И если Вы захотели собрать экзотику, ну например из РККА - Т-35, Т-60, Т-28. То будьте готовы к тому что, во-первых эти модели еще надо найти, а во - вторых выложить за них достаточно круглую сумму за пластик, откровенно говоря, весьма неважнецкого качества. Гораздо проще дело обстоит с немецкими войсками. Разнообразие, которому можно позавидовать, аж глаза разбегаются, а коробки все такие красивые. Возникает вопрос, а кто что производит.

Производители моделей (самые распространенные):

Dragon - как правило отличное качество, отличная стыкуемость, копийность. Для новичков, которые не гонятся к серьезным запилам - выше всяких похвал, наборные траки, хорошие по качеству декали. Если набор премиум эдишн, то при все при этом еще и небольшая плата фототравленных деталей, металлический ствол, мейджик трак. Недостатки - цена кусается, очень много деталей (доходит до полутора тысяч), в одном ките представлены несколько вариантов технике, в результате остаются детали, про которые новичок думает, что он забыл их приклеить. В целом для первой модели - слишком сложно и дорого. А ведь Вы еще не знаете - воткнет ли Вас такое хобби.

Tamiya - как правило отличное качество литья, отличный пластик, отличная стыкуемость. Недостатки: Всегда - виниловые гуси, куцая детализация. (Иная крайность в отличии от Dragon. Скоро сборка Тамии превратится в склейку 4-х деталей между собой, хотя для новичков это самое то, что нужно). Цена ниже чем у Dragon, но не на много.

Trumpeter - противоречивое мнение. С одной стороны - любители делать экзотику. То что делает трамп не делает как правило более никто, вроде и стыкуемость хорошая, но после Geschutzwagen tiger поразился количеству толкателей - беда просто. К тому же всегда вызывало у меня недоумение когда покупаешь набор, стоимостью более 3 тыс и в нем лежат виниловые гуси. Цена на уровне Тамии.

Теперь остановимся на отечественном производителях

Звезда - Последние наборы отличного качества. Мерседес, Маультир и Мерседес с деревянной кабиной - выше всяких похвал. Очень хвалят черную жемчужину - в руках не держал, но мнению тех, кто хвалил - доверяю полностью. Хвалят и последние фигурки от Звезды. Старые наборы зачастую вызывают слезы, невысокого качества пластик, плохая стыкуемость, щели, что через модель только макароны отбрасывать, отвратительные виниловые гуси (особенно на Т-34). В 72-м масштабе - один из лучших тигров 34-ка тоже на высоком уровне. Одним словом - весьма неоднозначный производитель.

Восточный экспресс - Один коллега по цеху весьма точно высказался. "К каждой модели от ВЭ и СКИФа необходимо бесплатно давать ведро шпаклевки". Однозначно не для новичков.

Так что же выбрать начинающему моделисту, чтобы и не дорого и качественно. Ответ очевиден - перепаковки. Бизнес производства моделей весьма специфичен. Например кто-то разработал и начал лить в полистироле новую модель. Рынок этими моделями насыщается, производитель уже разработал новую модель и надо бы ее запускать, а старые формы выкинуть жалко, поэтому зачастую производитель продает свои формы - конкурентам. Такой способ называется "перепаковка".

Читайте также: