Как сделать красивую еду

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 02.09.2024

В сравнении со всеми другими жанрами фотографии, в которых мне приходилось работать, фуд-фотография является, возможно, наиболее приближенной к категории “сделай сам”. Это касается многих аспектов, начиная с освещения и композиции и заканчивая стилизацией и самой съемкой. Фуд-съемка – это всегда производственный процесс. Но независимо от того, фотографируете ли вы еду для ведущих изданий или же для домашней книги рецептов, процесс создания остается аналогичным.

Вам нужен лишь один источник света

Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света.

Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме. В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов. Мне, как портретному фотографу, изначально казалось это несколько противоречивым. И хотя мы можем сделать прекрасные портретные фотографии, используя только один источник света, добавляя заполняющий свет, который смягчает тени или фоновый свет для создания разграничения, это не так применимо к фуд-фотографии.

Особенность фуд-фотографии – максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет. Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем. Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем.

Порой природа отказывается сотрудничать

Иногда погода застает нас врасплох, и с этим ничего не поделаешь. А порой приходится снимать в темное время суток. И, несмотря на то, что дневное освещение как нельзя лучше подходит для фуд-фотографии, при необходимости вы можете воспроизвести его в студии. Независимо от того работаете ли вы со студийным освещением или со вспышкой, убедитесь в том, что вы используете софтбокс или другой прибор достаточно большого размера, он должен обеспечивать хорошее рассеивание.

Как вы можете заметить на фотографии представленной ниже, установка может быть предельно простой. Я разместился прямо перед открытой дверью. Это большой источник естественного рассеянного света. На противоположной части стола я установил светоотражатель при помощи фиксатора. Всё остальное сделает камера. В дни, когда погода не благоволит, я добавляю к базовой установке 24-дюймовый софтбокс со вспышкой с мощностью 1/4 (плюс минус).


Меняйте угол съемки

Наиболее выгодные ракурсы могут быть не только в портретной фотографии, это применимо и для фуд-фотографии. Важно осознавать, что концепция, выстроенная в голове, не всегда может дать лучший возможный результат. Это одна из причин, по которой я никогда не снимаю только с одного ракурса.

Сначала делайте снимок, который вы изначально рисовали в воображении, а затем, меняя композицию, создавайте дополнительные снимки. Важно иметь выбор, особенно если вы снимаете для клиента. Помните, что для одной фотографии будет приемлем один ракурс, а другой кадр может лучше смотреться с другого ракурса. К примеру, фотографировать ряды капкейков лучше под небольшим углом, чтобы создать ощущение тянущихся через весь кадр линий. А снимать ингредиенты для блюда лучше сверху. Как и в любом другом жанре, в фуд-фотографии следует очень обдуманно подходить к выбору ракурса.

На двух снимках ниже продемонстрированы два различных ракурса, с которых фотографировались горстки специй. Вы можете сказать, какая фотография вышла лучше? Если фотограф не может ответить на этот вопрос, то клиент точно сможет.



Многие фуд-фотографы и стилисты предупредят вас, что на съемку еды у вас в запасе есть очень ограниченное количество времени, и в определенной степени будут правы. Блюда, которые подаются в горячем виде, будут выглядеть значительно лучше, если они только что были вынуты из духовки. Но это не значит, что первое появление блюда перед объективом непременно завершится сиюминутным успехом.

Всегда будьте уверены, что в запасе есть дополнительное блюдо. Вы можете приготовить “набросок” для того, чтобы правильно выбрать композицию и убедиться в том, что настройки камеры и свет выставлены правильно. Некоторые профессиональные фотографы такие блюда называют “бутафорными”. Когда все готово для съемки, выносят “блюдо-героя”, которое уже идеально скомпоновано и украшено. Пробные съемки помогают снять напряжение к моменту, когда на сцену выходит уже главная модель.

Представленный ниже кадр с оладьями – наглядный пример того, как можно испортить фотографию. Мы снимали конечное блюдо, но по невнимательности я засветил левый верхний угол стопки блинов. Конечно, потом мы исправились, но это классический пример, показывающий, насколько следует быть внимательным.


Глубина резкости

У многих присутствует склонность при естественном освещении снимать на максимально открытых диафрагмах. Отверстие диафрагмы f/2.8 или f/1.8, конечно, создаст мягкий, туманный фон, но во многих ситуациях при съемке еды правильнее сохранять в зоне фокуса больше деталей. Помните, я чуть выше говорил про ряды капкейков? В этом случае малая глубина резкости приемлема, поскольку мы знаем, что предметом съемки являются именно капкейки. Но что если на заднем фоне были бы детали, которые мы не смогли бы опознать, не будь они в зоне резкости? Согласитесь, в таких случаях малая глубина резкости не самый лучший выбор. Также не забывайте, что ГРИП распространяется не только от переднего плана к заднему, но и из стороны в сторону.


Как фотографировать мороженое?

Возможно, съемка мороженого является самой трудной задачей, с которой приходится сталкиваться фуд-фотографу. По крайней мере, для меня в самом начале это составляло трудность. Мороженое начинало таять, как только оно соприкасалось с тарелкой, и все результаты моей работы меня, в конечном счете, не устраивали. А сейчас я поделюсь с вами премудростью, которой сам теперь пользуюсь. Заранее зачерпните мороженое и выложите его на сухой лед (возьмите мороженого чуть больше, чем вам необходимо). Используя соломинку, аккуратно сдуйте частички сухого льда по бокам.


Блюдо - это результат смешения всех составляющих ингредиентов

Вкусное блюдо не всегда красивое блюдо. Некоторые деликатесы выглядят на фотографиях просто отвратительно. Но есть выход из ситуации – фотографировать ингредиенты. Можно делать макро-снимки, как с кофейными зернами. На этой фотографии отчетливо видна текстура зерен, возникает ощущение, что мы можем ощутить их тактильно. Конечно, пощупать их руками невозможно, но мы можем представить каковы они наощупь, гладя на этот снимок.

Другой выход – снять процесс создания блюда. Сфотографируйте переливающуюся жидкость или руки, перемешивающие в миске ингредиенты. Такой ход отвлечет внимание от визуальной непривлекательности блюда или его ингредиентов. Еще одна капризная модель – соус. Соусы никогда не льются так, как мне того хотелось бы, поэтому есть смысл фотографировать их в состоянии покоя.


Место съемки

Хорошо подумайте, какова ваша цель? Вы хотите отобразить еду на фотографии во всем её великолепии, верно? Если в студии, где вы обычно снимаете, нет кухни, то найдите место для съемки, где есть кухня. Дело не только в том, что наличие кухни послужит гарантом того, что блюда будут выглядеть максимально свежими, но и сама атмосфера, которую создает рабочее кухонное пространство, играет немаловажную роль.

Чистые тарелки

Вы видели, как фуд-стилисты выкладывают на тарелки еду? Они пользуются специальными щипцами! Они педантичны и щепетильны, поскольку даже небольшая крошка, оказавшаяся не на своем месте, может отвлечь внимание зрителя. Как говорит один мой друг: “От капли соуса или крошки я запросто могу избавиться позднее в Photoshop”. Но я хочу призвать вас делать всё максимально приближенно к идеалу еще во время съемки. Все должно находиться на своих местах, никаких крошек, никаких пятен на тарелках.


А с другой стороны.

Будьте креативны. Раскрошенное печенье смотрится весьма эстетично. Не всякое блюдо следует сохранять в его первозданном виде. Крошите печенья, разрезайте горячие стейки. Тем самым вы скажете зрителю, что уже успели насладиться изображенной на фотографии едой, и он может сделать то же самое. Беспорядок может выглядеть не менее эффектно, чем идеальная чистота и порядок.


Не забывайте о декорациях

Один из лучших советов, что я могу дать вам, это при возможности звать на съемки фуд-стилиста. Но не каждый проект и бюджет может гарантировать вам такую возможность, поэтому оттачивайте мастерство в создании различных образов сами. Еда остается неизменной, но фон может либо выгодно её подчеркнуть, либо наоборот сыграть против. Это сравнимо со съемкой портретов. Меняйте скатерти, тарелки, разделочные доски, но не стоит останавливаться на том.

Никогда не обращали внимания на то, сколько различных фонов имеют фуд-фотографы? Да, фон, на который вы будете ставить тарелку с едой, тоже можно сделать самому. Я использовал и керамические плитки для напольного покрытия, и старые доски. А не завалялся ли у вас на кухне старый, местами заржавевший, поддон для духовки? Чем не вариант для фона? Старайтесь использовать цвета и текстуры, которые подчеркивают пищу. Но порой все, что вам нужно – то просто поставить тарелку на стол.


Осведомитесь, как будет использоваться фотография

Вы снимаете для книги рецептов, журнала или упаковки продукта? Четкое понимание сферы и соответственно аудитории играет большую роль в том, как именно вы выстроите композицию, какому стилю будете придерживаться и пр. Вы можете создать самое красивое в мире фото, но если оно окажется вне поставленной задачи, то вполне может быть, что вам придется снимать заново или вас вовсе отстранят от работы. Это одна из причин, по которой я советую фотографировать сразу с нескольких ракурсов.

Я почти никогда не знаю, какое именно блюдо окажется на обложке журнала или книги, потому представляя себя на месте клиента, стараюсь предоставить широкий выбор. К примеру, первое представленное ниже фото было использовано в качестве иллюстрации к рецепту, а второе выбрали для обложки.



Лучше меньше, да лучше

Помните, я говорил, что для съемки еды действует правило – лучше меньше, да лучше. Так вот не забывайте об этом выкладывая еду на тарелку. Можно подумать, что гора еды, похожая на обед голодного подростка, привлечет больше внимания. Но не стоит забывать, что в съемке участвует не только “звезда”, а есть еще и герои второго плана. Поэтому во время сервировки оставляйте на тарелке пустое пространство, это также поможет создать контраст между блюдом и фоном. Также остерегайтесь использовать слишком много различных элементов.

Стоит ли снимать процесс приготовления?

На этот счет мнения разнятся. Некоторые фотографы и стилисты утверждают, что стадия, когда блюдо завершено и готово к подаче, является самой красивой, и закулисье фотографировать не стоит. Но есть и приверженцы других точек зрения. Лично я считаю, что если у фотографа есть время на съемку так называемых бутафорных блюд, то можно заснять и процесс создания.

Не прикасайтесь к блюдам, над которыми работал стилист

Не стоит учиться на собственном опыте, лучше сразу взять это на заметку. Вы относитесь серьезно к своей работе, стилисты тоже. Как только еда попадает на тарелку, вы не имеете права вносить собственные коррективы. Если на ваш взгляд следует что-то добавить, то попросите об этом того, кто за это ответственен. Их наняли по той же причине, что и вас, они талантливы и разбираются в своей сфере, как никто другой.


Подведем итоги

Съемка еды, как и съемка в любом другом жанре, подразумевает отдачу, и если вы не приложите максимум усилий, то результаты могут вас разочаровать. Наверно вы успели заметить, что многие пункты, приведенные в статье, могут быть применены и к съемке людей, так оно и есть. Обращая внимание на свет, фон, ракурс, композицию, настройки камеры и “гардероб”, вы можете получить не только замечательные портреты, но и очень аппетитные фуд-фотографии.

Мы привыкли думать, что сервировка блюд — высокая академическая наука, в которой правила и традиции значат очень и очень многое. Нарушить их в процессе поглощения идеально разложенной еды — значит совершить преступление против вкуса, пойти против принципов высокой кухни.

Но представьте на секунду, что можно забыть о правилах и подавать пищу так, что ее вид будет вызывать не смятение от идеальности, а невероятное и непоборимое желание ее съесть. Мы решили собрать правила красивой подачи блюд, которые помогут сделать их настолько красивыми, насколько вообще может быть привлекательной пища.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №1 - BigPicture.ru

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №2 - BigPicture.ru

Любой шеф-повар скажет вам, что красота блюда заключается в его лаконичности. А ее невозможно добиться, используя огромные порции. Конечно, тарелка весом в пару килограммов вызовет не меньший ажиотаж, но в погоне за эстетичностью стоит урезать порции до минимума. В случае необходимости лучше подать дополнительную порцию.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №3 - BigPicture.ru

Так уж устроен наш мозг, что на яркие, контрастные цвета он реагирует сильнее, чем на монотонные оттенки или блеклые краски. Чем контрастнее блюдо — тем сильнее наша эмоциональная заинтересованность и, как следствие, аппетит. Для создания контраста можно использовать необычную посуду, скатерти, зелень и другие продукты, которые, на ваш взгляд, могут стать частью вкусовой и цветовой палитры идеального блюда.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №4 - BigPicture.ru

Идеальный порядок в стайлинге пищи уместен лишь в рекламе, но для подачи на стол можно добавить в блюдо немного аппетитного бардака, который только усилит ощущение естественности ингредиентов. Пускай салат будет нарезан слишком крупно, а из яичницы сочится желток — все это вам на руку.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №5 - BigPicture.ru

Чем проще и минималистичнее тарелка и приборы, тем красивее смотрится на них еда. Это правило действительно работает, поэтому не стоит гнаться за усложнениями в посуде.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №6 - BigPicture.ru

Поймите, какая самая яркая составная часть блюда может стать главной визуальной нотой сервировки, и выдвиньте ее на главный план. Не стоит хоронить блюдо под соусом, листьями салата и прочими вспомогательными элементами.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №7 - BigPicture.ru

Процесс приготовления выглядит не менее аппетитно, чем готовое блюдо. Поэтому оставьте мелкие штрихи для того, чтобы выполнить их на виду едоков. Например, полить соусом блюдо можно прямо под носом нетерпеливого гостя. Это станет очень сильным стимулом для аппетита и просто красиво выглядит.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №8 - BigPicture.ru

Вообще, такой ход противоречит законам сервировки, но, если у вас есть большая тарелка и небольшая порция, приборы на тарелке могут добавить визуальные рамки для блюда и стать дополнительным декоративным элементом.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №9 - BigPicture.ru

Грамотно подобранная и сложенная салфетка может стать отличным контрастом для блюда, придав ему необходимую визуальную привлекательность.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №10 - BigPicture.ru

Подавайте бутерброды прямо на разделочной доске, а напитки в банках из-под варенья — такие эксперименты благотворно повлияют на восприятие пищи и сделают трапезу настоящим пиром.

Фотография: 10 правил стайлинга еды — красивой подачи блюд №11 - BigPicture.ru

Выжатый лимон, рваная руками зелень, хлеб, разломанный на неровные кусочки, — все это взывает к чему-то потаенному, к тому времени, когда не нужно было следовать законам застольного этикета и можно было есть руками все, что приглянется взгляду.

Вы узнаете, что точно было в СССР, как связаны паяльная лампа и курица и где еще, кроме ремонта, можно использовать разведенную известку. Казалось бы, при чем тут фуд-стилисты?

3

Фуд-стилизм — искусство создания красивой фотографии еды. Задача фуд-стилиста — создать аппетитный и желанный образ продукта, сделать настолько выгодный снимок еды, что ее тут же захочется купить.

Говорят, в СССР многого не было, но фуд-стилизм был точно. Можете в этом убедиться. Вообще, идея красиво снимать еду зародилась на Западе, где фуд-стилисты появились еще в середине прошлого века. Первые фуд-стилисты — это кулинары, которые фотографировали свои блюда, не сильно заботясь о красоте и качестве картинки. Уже потом, спустя несколько десятков лет, это переросло в особый вид съемки со своими принципами и правилами.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-4

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-5

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-6

Еду снимать довольно сложно: она быстро теряет свежий вид, не всегда можно найти идеальные продукты и нужно стараться, чтобы случайно не переварить или пережарить ее. Поэтому выделяют два вида фуд-стилистов: одни снимают настоящую еду, другие используют муляжи. При несложности второго метода, все же более распространенным является использование реальных продуктов. Этого, в первую очередь, требуют сами заказчики, которые стремятся к максимальной натуральности фотографий. Вот несколько советов, как сделать удачные снимки реальной еды.

Как фотографировать еду

Было время, когда для создания красивого снимка еды, ее поливали моторным маслом, использовали паяльную лампу для появления золотистой корочки, заменяли майонез разведенной известкой, чтобы он красиво выливался из банки. Скорее всего, кто-то эти методы используются и до сих пор, но все же в последнее время фуд-стилисты прибегают к другим, более натуральным, способам.

1. Покупайте свежую и красивую еду

Фрукты и овощи без вмятин и порезов, мясо и рыба свежего вида и цвета. Потратьте время на поиск идеальных экземпляров. Вам не придется сильно ретушировать фотографию, да и самому приятнее, когда натюрморт одинаково красиво выглядит и на картинке, и в жизни.

2. Правильно располагайте продукты

3. Используйте естественное освещение

По мнению многих профессиональных фуд-стилистов, нет ничего лучше, чем естественный свет. Фотографируйте у окна, а в качестве отражателей используйте лист бумаги или белую доску. Если нет естественного света, вам поможет рассеянная вспышка.

4. Старайтесь все сделать быстро

Чтобы не выкидывать еду, фотографируйте быстро, пока она не потеряла свой свежий вид.

5. Освежите продукты

За 15-20 минут до начала работы, сбрызните еду ледяной водой или соком лимона, чтобы она дольше сохраняла сочный вид. Вареные продукты лучше освежать водой, а жаренные в масле — маслом.

А теперь давайте посмотрим работы лучших профессиональных фуд-стилистов.

Лучшие российские и зарубежные фуд-стилисты

1. Долорес Кастер (Delores Custer)

Фуд-стилист из Портленда. Написала книгу о фуд-стилистике и секретах профессии, которая оказалась невероятно популярной среди профессионалов.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-custer3

Повар, большой поклонник итальянской кухни. Обучал секретам приготовления итальянских блюд, работал фуд-стилистом и редактором отдела рецептов в журнале, где познакомился с фотографом Иваном Фроловым. Вместе они создали свою фотостудию.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-rogojin3

3. Нильс Грапентин (Nils Grapentin)

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-grapentin1

Фуд-стилист с поварским и художественным образованием. Работал шеф-поваром в России, Голландии, Ирландии, и других странах. После чего решил соединить две свои страсти (рисунок и готовка) и стал фуд-стилистом.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-dozdnyakov1

5. Сэм Линзел (Sam Linsell)

Фуд-стилист из Кейптауна, автор двух книг рецептов. Ведет свой блог о путешествиях и еде, а также Instagram, который обновляется ежедневно.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-linsel3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-shkondina3

7. Джули Ли (Julie Lee)

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-julielee1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-JulieLee1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-julielee2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-JulieLee2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-julielee3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-JulieLee3

8. Валентина Билунова

Вместе с фуд-фотографом Олегом Кулагиным создают из еды произведения искусства для печати, каталогов и упаковки.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-bilunova3

9. Кэрри Персел (Carrie Purcell)

Сотрудничала с компанией по производству кухонной утвари Williams-Sonoma, а также различными журналами, включая Fitness, O, The Oprah Magazine и Fine Cooking.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-purcell3

10. Кейт Вессон (Kate Wesson)

Более десяти лет занимается созданием и фотографированием стильных композиций из еды. Последнее время много путешествует, пробует новые блюда и делится своими впечатлениями в Instagram.

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson1

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson2

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson3

tips-and-examples-for-taking-great-photos-of-food-katewesson3

Не отставайте от времени и создавайте крутые фотографии с едой! А для большой дозы вдохновения посмотрите нашу вкусную подборку.

Фудстайлинг – это процесс придания еде идеального внешнего вида. Задача – подготовить пищу к фотосъемке или рекламной съемке. Однако фуд-дизайнеры нужны и для разработки внешнего вида продуктов, выпускающихся массово для продажи в сетевых магазинах или для подачи необычных блюд в модных ресторанах.

Что такое фудстайлинг

Фудстайлинг – искусство придания продуктам и блюдам идеального внешнего вида. Задача фудстайлинга – сделать из еды произведение искусства, создать привлекательный и аппетитный образ блюда для рекламного ролика или фотографии.

фудстайлинг баннер - О фудстайлинге: как фотографировать еду так, чтобы от ее вида текли слюнки

Увидев изображение продукта, обработанного фуд-стилистом, клиент должен практически ощутить его вкус и запах, захотеть купить. Фудстайлинг – это один из самых эффективных инструментов маркетинга пищевой промышленности.

В переводе с английского food styling (фудстайлинг) – это стиль еды или стилизация еды.

Фуд-стилист (дизайнер) может работать как с самыми простыми, часто не обработанными продуктами, так и с блюдами, приготовленными шеф-поваром. При этом еду используют не в первозданном виде, а в улучшенном.

Для улучшения вида пищи используются секреты и приемы фуд-стилистов. Часто еда, которую фотографируют, после обработки становится несъедобной. Ведь для улучшения внешнего вида нередко блюда смазывают техническими средствами, химикатами, другими продуктами, изменяющими вкус пищи или делающими ее ядовитой.

Впервые фотографии своей еды стали делать шеф-повара. Изначально картинки были черно-белыми, что не придавало им привлекательного вида. Позже, с появлением цветной фотографии, снимки блюд стали более эстетичными, но еду фотографировали в первозданном виде, не используя средств для улучшения картинки.

С появлением Instagram люди стали фотографировать еду в повседневной жизни. Конечно, они не используют приемов фудстайлинга, но добиваются красивого изображения с помощью правильного ракурса, подходящей сервировки.

Кто такой профессиональный фуд-стилист

Фуд-стилист – это мастер, который профессионально занимается фудстайлингом. Иногда один человек обладает навыками шеф-повара, фотографа и стилиста, снимая, готовя и украшая блюда. Однако чаще фуд-стилист – это человек, который фотографирует и подготавливает еду, приготовленную поваром к съемке.

Фудстайлинг – это профессия высокооплачиваемая. Фуд-стилист должен быть готов к тому, что не все понимают ее значимость. Популярные рестораны в крупных городах, авторы кулинарных книг, производители пользуются услугами профессионалов.

Фуд-стилисты делают фото для меню ресторанов, кофе и баров. Фотографируют еду для книг, рекламных постеров и буклетов, упаковок продуктов и т. д. Снимают продукцию для рекламных роликов, презентаций, обучающих видео.

Поэтому стилист должен придумать и создать привлекательный образ блюда, дополнив его различными декоративными элементами, правильной сервировкой. Для этого нужно иметь развитое воображение, знать основы сочетания продуктов и их приготовления, правила сочетания цветов, приемы съемки и обработки фотографий.

В Европе есть учебные заведения, которые обучают фудстайлингу. Однако многие стилисты еды обучаются самостоятельно, просматривая изображения в интернете, работая с обучающими видео, подмечая для себя новые приемы.

Какие инструменты для еды используют фуд-стилисты

Работа фуд-стилистов включает постоянные поиски инвентаря для составления продуктовых композиций. Профессионалу могут понадобиться:

  1. Яркие специи. Красиво смотрится разноцветная крупная соль, красная паприка, сумах, перец горошинами или крупного помола, звездочки бадьяна, стручки ванили, палочки корицы, зелень и т. п.
  2. Посуда. Важно собрать комплекты для разных случаев: минималистичные, современные, ретро, классические и т. п. Также полезно иметь в инвентаре грубые каменные, деревянные доски.
  3. Кухонная утварь. Ножи, кастрюли, сковородки, формы для выпечки, насадки для кремов и т. п.

Кто такой фуд-дизайнер

Фуд-дизайнеры – не то же самое, что и стилисты. Они занимаются не фотографией продуктов, а продумыванием дизайна блюд, готовых к употреблению.

Например, фуд-дизайнеры разрабатывают форму и цвет чипсов, газировки, полуфабрикатов. Чем привлекательнее будут выглядеть готовые продукты в магазине, тем больше шансов, что их купят.

Иногда подобных работников нанимают для разработки презентации ресторанных блюд. Специалист оформляет пищу так, чтобы она выглядела максимально привлекательно и необычно. Поварам остается лишь повторять приведенный пример.

Как фотографировать еду

Чтобы красиво сфотографировать еду, недостаточно иметь навыки фотографа. Продукты быстро портятся, теряют упругость. Некоторые из них выглядят непривлекательно на фотографиях.

Поэтому съемка еды (фудстайлинг) – это сложная, многочасовая работа, требующая от мастера особых навыков, хорошего воображения, усидчивости. Ведь неудачные рекламные снимки не только не привлекут внимание покупателя, но оттолкнут его.

Чтобы сделать хорошие снимки, важно провести ряд подготовительных работ к фудстайлингу. Иногда приходится тратить не один час, готовить блюдо несколько раз.

Основные правила

При фудстайлинге, важно соблюдать несколько основных правил. Они помогут сделать качественные фото, которые привлекут клиентов:

  1. Применение максимально красивых продуктов. Вся еда должна быть максимально свежей, лучше только приготовленной. Фрукты, овощи должны быть без вмятин, правильной формы. Лучше, если они будут одного размера. Мясо и рыба должны быть идеально свежими, красивого цвета, правильной формы, без разрезов, повреждений.
  2. Правильное расположение продуктов. Для фудстайлинга лучше создавать зонированную композицию, располагая на тарелке отдельно мясо, углеводы и овощи. Универсальный вариант – мясо на 14 часов, овощи – на 18 часов, а углеводы на 22 часа, но можно и менять этот порядок. Еще один способ составить красивую композицию – сделать акцент на части блюда, приподняв ее относительно другой еды.
  3. Оптимальное освещение. Лучше всего использовать естественное освещение для фудстайлинга. Фотографию делают возле окна, используя профессиональные отражатели, белые полотна, бумагу или доски. Если естественное освещение организовать не удается, то используют рассеянную вспышку.
  4. Скорость работы. С едой нужно работать быстро. Так как в скором времени она потеряет привлекательный вид.
  5. Применение приемов продления свежести пищи. За четверть часа до начала работы сырые продукты сбрызгивают ледяной водой или соком цитрусовых, жареные – растительным маслом или жиром, вареные – водой.

Жанровое разнообразие и типы композиций

Есть два основных направления фотографии еды:

  1. Пуризм. При этом виде фудстайлинга используются натуральные продукты и блюда. Фуд-стилист старается изобразить еду максимально естественно, подчеркнув ее достоинства.
  2. Фуд-муляж. Тут используются не только натуральные продукты, но и их искусственные заменители. Это могут быть пластиковые фрукты, машинное масло, клей ПВА и т. д.

Снимать еду можно в разных стилях. В списке представлены самые популярные виды фудстайлинга:

  1. Рустик. Это фотографии в ретро или этническом стиле. На таких фото создается атмосфера семейных трапез на бабушкиной кухне в своем доме. В качестве декораций используются натуральные материалы, винтажные столовые приборы, сухие травы.
  2. Гламур. В этой технике фудстайлинга все подчеркнуто (даже несколько преувеличенно) идеально. Для гламура характерно обилие глянца на продуктах, идеальная симметрия и правильная форма. Часто достичь нужного результата удается лишь с помощью муляжей.
  3. Минимализм. На фотографии присутствует лишь один продукт. Например, только свежие круассаны или сочные томаты.
  4. Фуд-дизайн. Из еды создают настоящие арт-объекты. Это могут быть панно, картины, полотна и т. д.

Фуд-стилисты снимают полноценные продуктовые композиции. Вот несколько эффектных вариантов комбинирования продуктов:

  1. Сервированный стол. Фотографируют часть сервировки. В нее попадают не только продукты, но и как бы случайные (на самом деле тщательно продуманные) предметы. Это может быть кухонная утварь или посторонние детали, например, блокнот, очки, модный журнал и прочее.
  2. Крошки. Фотографируют не само блюдо, а кусочки еды. Они могут быть выложены в картину или располагаться в хаотичном порядке.
  3. Люди в кадре. Здесь помимо еды наблюдается присутствие человека. Это могут быть как люди за столом, так и части тела. Например, руки, держащие вилку или обнимающие чашку с горячим какао.
  4. Правило одного продукта. В фокус попадает только одно блюдо или продукт, остальная еда выступает в качестве размытого фона.

Ракурсы

От правильного ракурса зависит качество и эстетичность фотографий. Наиболее удачными в фудстайлинге считаются следующие 4 ракурса:

  1. Фронтальная композиция под углом 0 градусов. Подходит для блюд, в которых слои или продукты располагаются вертикально, например, бургеров, тортов, напитков в бутылках, слоистых десертов.
  2. Низкая перспектива под углом 10–20 градусов. Используют для съемок, в которых присутствуют большое количество небольших объектов. Такой ракурс придает фотографии глубину. Метод подходит для запечатления россыпи ягод или группы десертов.
  3. Диагональная перспектива при съемке под углом 45 градусов. Позволяет сделать максимально глубокую съемку. Подходит для запечатления нескольких блюд, стоящих на горизонтальных поверхностях или фотографии многокомпонентного блюда.
  4. Композиция, сфотографированная под прямым углом. Ракурс применяется для съемки круглых объектов.

Способы улучшения кадра

У профессиональных фуд-стилистов есть множество секретов и способов, позволяющих сделать блюдо лучше. Часто в фудстайлинге используются неожиданные приемы.

В списке представлено несколько популярных приемов:

  1. Цветовые сочетания. В одной композиции могут использоваться близкие или контрастные гаммы. Первый вариант называется нюансом (он выглядит более натурально), а второй контрастом (смотрится более привлекательно).
  2. Фактура. Лучше использовать разнообразные фактуры: глянцевые, матовые, рельефные, гладкие. Такое разнообразие привлекает взгляд.
  3. Визуальное улучшение продуктов. Добиться этого можно, добавив красочные специи и элементы или используя декоративные способы приготовления пищи и замену продуктов. Курицу не готовят, а обжигают ее кожу горелкой. Молоко заменяют клеем ПВА, баранину – говядиной, шоколад – машинным маслом.

Фудстайлинг – искусство наиболее визуально выигрышной презентации продуктов. Его применяют для создания рекламных роликов и фотографий блюд. Задача фуд-стилистов и дизайнеров – сделать еду или изображение аппетитным, вызвав желание приобрести продукт.

А вы соблазняетесь на сочные фотографии блюд? Делитесь своими мыслями и делайте репосты.

Читайте также: