Как правильно сделать пропорции лица на рисунке

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 10.09.2024

Необходимо напомнить студентам, что критерии пропорций, приводимые в учебниках и учебных пособиях, исходят из классических норм и канонов и учитывают средне пропорциональные величины предметов, форм и явлений. Пропорциональные каноны античности не являются абсолютной пропорцией для каждого человека, но закономерность, лежащая в основе пропорционального членения головы или фигуры, верна для всех. Знание классических канонов приучает студента к наблюдательности, правильному определению пропорции и характерных особенностей строения живой формы, помогает понимать те отклонения от канона, которые наблюдаются в натуре.

Голова человека является общепринятой мерой, или модулем пропорциональных соотношений фигуры человека. Размером головы соизмеряют все части тела человека, от крупного до малого: рост, длины руки, стопы, локтя, кисти руки и т.д.

Рис. 23

Форма головы образуется двумя ее составными частями: черепной коробкой и лицевой частью. Их пропорциональные отношения в объемной массе составляют примерно 1:2, если брать за единицу измерения лицевую часть (рис. 23). Пропорции головы рассматривается по линейному размеру и по объему. Рассмотрим размеры головы в трех измерениях: фронтальном (спереди), профильном (сбоку) и горизонтальном (сверху). При рассмотрении головы в фас ее высота по отношению к ширине составляет примерно 1:1,7. Линия глаза служит серединой высоты головы без учета волосяного покрова. Лобные бугры делят лобно-теменную поверхность по вертикали (от надбровных дуг до теменной части головы) с отношением 1:1. Расстояние между скуловыми костями соответствует высоте лицевой части, т.е. от основания подбородка до переносицы их среднепро-порциональная величина составляет примерно 1:1. Высота головы по отношению к диагонали головы составляет примерно 1:1,8. На виде сверху (в плане) показаны соотношения величин лицевой части по отношению к наибольшей ширине затылочной - 1:1,7. Ширина головы по отношению к ширине профильной части головы составляет примерно 1:1,7; 1:1,8.

Высота лицевой части головы делится на три равные части. Первая - от основания кончика подбородка до основания носа; вторая - от основания носа до надбровных бугров; третья - от надбровных бугров до середины лобных костей или на полтора-два пальца выше лобных бугров.

Одинаковые величины имеют глазные щели, расстояние между внутренними уголками (слезниками) глаза, ширина основания крыльев носа и ширина кончика подбородка.

Рис. 24

Линия рта, т.е. ротовая щель, расположена от основания кончика подбородка до основания носа на расстоянии 2/3. Размер ротовой щели соответствует расстоянию между линией рта и основанием кончика подбородка. Этому расстоянию соответствует и длина носа. Длина носа определяется от переносицы до основания кончика носа (см.рис.23). Следует обратить особое внимание на положение переносицы. Не зная пропорции, пренебрегая ею, нередко допускают ошибки, полагая, что переносица располагается на линии глаза. Однако это не так. Переносица, как правило, находится выше уровня линии глаза, примерно на уровне верхнего века.

Опознавательные скуловые точки располагаются на уровне середины длины носа. Ухо и нос имеют приблизительно равные размеры и располагаются параллельно друг другу на одном уровне (рис.24). Расстояние между передним краем уха и скуловой костью составляет примерно 1:1,7; 1:1,8 величины уха. Высота шеи спереди определяется расстоянием между основанием подбородка и яремной вырезкой, сзади - между выйной частью затылка и седьмым шейным позвонком. Окружность шеи имеет одинаковые размеры с окружностью голени в области икроножной мышцы, с удвоенной окружностью запястья и приблизительно равна половине высоты головы. Высоте шеи соответствует высота стопы, ширина кисти в области дистальных концов пястных костей и длина фаланговых костей пятого пальца.


Это связано не только со сложным устройством лица, где должна соблюдаться симметрия и схожесть с оригиналом, но и с изначальным предубеждением большинства людей в том, что хорошие портреты получаются только у избранных и талантливых рисовальщиков.


Но каждый желающий может попробовать свои способности и научиться изображать человеческие лица, пользуясь поэтапной, простой техникой рисования.


Краткое содержимое статьи

Симметрия и построение пропорций

Расположение всех деталей портрета намечается на произвольном овале двумя основными осями, задающими правильное расположение глаз, кончика носа и средней вертикальной оси, проходящей по линии симметрии лица.


Чтобы научиться рисовать человеческое лицо поэтапно карандашом, необходимо с помощью этих линий постоянно уточнять и поправлять пропорции. Постепенный порядок работы может многим показаться бесполезной тратой времени, однако это наиболее надежный способ легко и быстро построить сложный объект рисования.


Только с помощью постоянной сверки соотношений элементов индивидуального человеческого лица со всеми его особенностями, можно добиться значительного портретного сходства.

Наблюдательность и терпение – залог успеха

Для начинающих остается загадкой, как красиво нарисовать портрет человека, при разных поворотах головы на изображении. Просто, при построении рисунка, необходимо постоянно уточнять симметрию и пропорции не только на переднем плане, обращенном к зрителю, но и на противоположной стороне.

  • При наработке навыков, со временем, у художников появляется автоматическое воображаемое представление объема головы, и становится понятно, как просто нарисовать портреты в анфас, профиль и половину оборота.
  • Наблюдение за характерными движениями бровей, губ и век помогает верно показать на рисунке эмоции, настроения и выражение лица человека.
  • Однако начинающему будет легче для начала нарисовать все части лица в спокойном состоянии, а затем придать им нужную выразительность, приподняв и характерно изогнув кончики губ или брови.


Основные оси лица

Для построения симметрии проводят среднюю ось, которая делит лицо по вертикали на две равные части. Описание мастер-класса для начинающих включает также знакомство с другими основными линиями рисунка.


Главная горизонтальная линия проходит через центры зрачков глаз и находится на переносице, месте пересечения с осью симметрии.

  • Таким образом, сразу определяются пропорции соотношений лобной части головы и нижнего лицевого отдела.
  • Обычно две главные пересекающиеся оси разделяют овал передней части головы на равные части, кроме портретов людей с неординарной внешностью, у которых данные пропорции могут немного отличаться.
  • Далее на горизонтальной линии проводят два симметричных вертикальных отрезка, определяющих межцентровое расстояние между зрачками. Так закладывается основа создания портрета с живым выражением глаз.
  • На вертикальной оси, небольшими штрихами намечаются расстояния от переносицы до нижней линии роста волос с расположенной над глазами линией бровей.
  • В нижней части лицевого овала намечаются линии нахождения кончика носа, губ и подбородка.










Работа над портретом девушки

Чтобы получился красивый портрет, можно по описаниям понять, как нарисовать девушку карандашом. Для работы понадобятся карандаши различной твердости, бумага, ластик для стирания лишних линий, точилка и планшет для удобного наклона рисунка в процессе работы над пропорциями.

  • Когда все готово, чтобы нарисовать девушку поэтапно, можно приступать к построению основных пропорций лица. Сначала в средней части листа рисуется овал, при этом сразу надо определить форму подбородка.
  • Под овалом намечают двумя линиями положение шеи, с плавными изгибами. В начале работы художнику надо взять самый твердый карандаш и делать наброски, без сильного нажима, держа грифель под наклоном 45 градусов по отношению к плоскости рисунка.
  • Распределение основных пропорций начинается с рисования главных осей – вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются посередине лица, на уровне зрачков глаз. При этом следует тщательно проверить и замерить визуально соотношение верхней и нижней частей лица.
  • Нижнюю линию прически на лбу можно найти сразу и обозначить волосы плавными линиями. При этом длинные пряди могут спадать на лицо и частично закрывать его с боков. В нижней части лба рисуют выразительную и выдающуюся вперед линию надбровных дуг, на которых расположены брови, с индивидуальной шириной и формой.
  • В нижней части овала находят длину носа, которая обозначена его кончиком и пропорциональна по отношению к линиям всего лица. Ниже носа находится линия губ, причем верхняя всегда немного меньше, чем нижняя.


Когда найдены основные пропорции, то по рисунку становится видно, как легко нарисовать девушку, если придерживаться пошаговой инструкции. Остается наметить крайние точки крыльев носа, определить форму глаз.













Рисунок человеческого лица для детей

Многим детям рисование нравится с раннего детства, и они изображают окружающий мир, который видят вокруг себя.


В дошкольном возрасте они стараются передать на бумаге, с помощью карандашей свое особенное ощущение от разных людей и рисуют их общими линиями, стараясь придать схожесть цветом одежды или характерными для конкретного человека предметами.


Но в возрасте 9-10 лет можно научить юных художников правильно рисовать портреты, используя пошаговую инструкцию для детей.

Умение рисовать – это не всегда талант, достаточно иметь желание и быть терпеливым. Для создания рисунка человека необходимо знать его анатомическое строение и основные пропорции. Сложно без умения передать на бумаге изображение лица, но научиться может каждый.


Базовые принципы создания лица на бумаге

Перед работой следует подготовить листы бумаги, ластик, простой карандаш и линейку. Стоит продумать с чего надо начинать изображение. Сначала следует запомнить некоторые нюансы основных правил создания рисунка:

  1. Предварительно на чистом листе бумаги надо визуально определить, где будут находиться элементы рисунка.
  2. Карандаш по мягкости выбирают средний, чтобы линии ложились тонко и их можно было легко стереть при необходимости.
  3. Набросок сохраняется, пока не прорисуется результат работы.
  4. Форма любого лица выполняется так: верх округлый, а низ немного заостренный.
  5. Начинающему художнику надо регулярно практиковаться, доведя выполнение штрихов до автоматизма.


Каждую часть лица сначала учатся рисовать по отдельности, а потом создается все лицо.


Правила построения портрета

Перед тем, как нарисовать лицо человека карандашом поэтапно, для начинающих ставится задача: изучить и натренироваться чертить осевые линии. С их помощью лицо создается легче и соблюдаются все пропорции. Позже, когда появляется опыт, достаточно будет представлять их визуально для прорисовки мимики и настроения.


Прорисовка глаз

Как правильно располагать осевые линии, следует хорошо запомнить:

  • глаза располагаются по середине нарисованного овала;
  • оси проводятся горизонтально и вертикально, разделяя пополам набросок головы.


Ровные части получатся с использованием линейки, так как для начинающих сложно на глаз определить величину пропорций.


Волосы, нос, брови

Весь овал снова делится горизонтальными линиями, но уже на три одинаковые части и одну половинку. Верхняя прямая – это длина волос, средняя – брови, за ней идет основание носа. Промежуток от бровей до волос такой же по величине, как и лоб. Если не брать во внимание волосы, то лицо имеет три равные части размером как высота лба.


Обозначение губ и рта

Расстояние от кончика подбородка до носа делят на две равные части. Полученная линия будет краем нижней губы. Вертикальный отрезок от носа до низа губы размечают на 4 одинаковые части. Первая четвертинка будет показывать разрез рта. По величине губы у разных людей не одинаковые, в отличие от разреза.


Расположение ушей

В рисовании ушей имеется один нюанс – они крепятся немного в другом месте. Верхний предел определяется на уровне оси глаз, а нижний по линии основания носа. Ушные раковины могут быть маленькими, большими, оттопыренными и прилегающими к голове, но крепление у всех одинаковое.


Размещение глаз, рта и крыльев носа

Линия глаз делится на восемь равных частей. Между ними расстояние должно быть равно две восьмых. Каждый глаз имеет такой же размер. От края глаза до линии головы расстояние будет 1/8. Все измерения берутся приблизительные, так как у каждого человека имеются анатомические отличия.


Важно: уголки внутренней части глаз всегда находятся на прямой глаз. Все намеченные точки помогут в рисовании. Глаза не располагают близко между собой или далеко друг от друга.


Крылья носа и уголки глаз прорисовываются на одном уровне. Если провести вертикальную линию от центра глаза, то она опустится на уголок рта. Это правильно созданная пропорция черт лица.


Метод простого рисования

После приобретенных навыков и советов по рисованию, можно приступать к работе. Легкая методика даст ответ на вопрос о том, как нарисовать лицо девушки карандашом, и поможет поэтапно справится с созданием рисунка:

  1. Сначала делается набросок овальной формы, в нижней части слегка заостренный. Используя линейку, делят его на две равные половинки по горизонтали и по вертикали.
  2. Дальше в нижней половине проводят еще одну горизонтальную линию. На ней отмечаются место, где будут располагаться губы, рот и нос.
  3. Эскиз носа выполняют в первую очередь. Потом поднимаясь выше, прорисовывают глаза. Уголки должны соприкасаться с линией носа. Начинают с разреза глаз, следом ресницы выводят. Лучше выполнять рисунок обоих глаз одновременно.
  4. Следующий этап о том, как нарисовать брови карандашом поэтапно на лице. Граница бровей над переносицей обозначается шире. Выводят контуры с разными формами. Маленькими штрихами рисуют волоски.
  5. В нижней части овала создается контур губ. Его края находятся на линии зрачков. Верхняя губа имеет изогнутый вид, нижняя больше по величине.
  6. После прорисовывания наброска убираются ластиком все вспомогательные штрихи. Части лица выделяются карандашом сильнее.


Для придания объема лицу, его штрихуют. Темнее участки под носом, нижней губой, под бровями. Заключительным этапом будет рисование ушей и волос.


Методика рисования аниме

Любители героев анимации могут научиться рисовать их на бумаге. Рисуют персонажей ручкой, но сначала необходимо попробовать карандашом. Опытные рисовальщики предлагают вариант, как нарисовать аниме лицо девушки карандашом поэтапно для начинающих:

  1. На листе отмечают сверху и снизу точки, которые потом соединяют между собой. На отрезке делают отметку, обозначающую середину и еще две отметки на равном расстоянии. Средняя отметка - это линия для рисования глаз. Соединив точки по краям, получают форму лица. Набросок глаз выполняют на горизонтальной средней линии.
  2. Теперь в контурах глаз выполняют набросок ровных кругов (зрачков). Сверху штрихами набрасывают брови. На нижней отметке рисуют носик. Выше подбородка прорисовывают губы, а потом и сам подбородок.
  3. Уши рисуют сбоку на уровне глаз, а затем волосы с челкой. От центра вниз выводится линиями силуэт волос.
  4. Зрачки темные, по всему периметру глаз производится штриховка. Сверху выводят веки. Ярче выделяют форму губ.


Портрет мужчины

Нарисовать рисунок лица не так сложно, как и нарисовать лицо мужчины карандашом поэтапно. Имеются только некоторые отличия:

  • овал рисовать не обязательно ровный, на нем намечают основные точки, проводят оси;
  • линия волос делается выше;
  • контуры подбородка шире, но сужаются к немного к низу;
  • после прорисовки всех элементов лица, четко выделяют скулы;
  • волосы делят на локоны, заштриховывая и отмечая светлые и темные части.


Научиться рисовать лица людей оси симметрии и правильно составленные пропорции хорошо помогают. Прорисовывать части лица, надо не заостряя внимания на чем-то одном. Сначала быстро делается набросок, а потом только делают акценты на мимике и выражении.

Рисовать натюрморты, пейзажи, конечно, здорово. Но в творческой жизни любого художника наступает момент, когда в душе просыпается интерес к человеку. Он берется за карандаш или кисть, бежит к холсту и… Понимает, что не знает, с чего начать.

Мы видим людей вокруг себя каждый день, видим свое отражение в зеркале, но отчего-то именно изображение человеческого тела дается мастерам изобразительного искусства с таким трудом. А ведь чтобы правильно изображать людские фигуры, Вам необходимо знать пропорции человека для рисования. Именно с изучения основ пластической анатомии, соотношения отдельных частей тела друг с другом начинается творческий путь любого творца искусства.

Идеальные пропорции мужского тела
Идеальные пропорции женского тела

Точка, точка, огуречик…

Вопреки известной детской считалочке, человек не состоит из одних только точек и палочек. Наша внешняя оболочка многогранная и красива, особенна и в то же время обладает общими, присущими каждому индивиду чертами. Так давайте же разберем основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека, которые так необходимы для рисования.

Стоит запомнить, что в живописи тело человека делят на восемь частей:

  1. Голова (от макушки до подбородка).
  2. Верхняя часть грудной клетки (от подбородка до сосков).
  3. Нижняя часть грудной клетки (от сосков до пупка).
  4. Таз (от пупка до промежности).
  5. Верхняя часть ноги (до середины бедра).
  6. Нижняя часть ноги (до колена).
  7. Икроножные мышцы.
  8. Голень и стопа.

Благодаря такому разделению художнику гораздо легче рисовать пропорциональных людей. Появляются точки отсчета, ориентиры, которые помогают карандашу двигаться в правильном направлении.

Рисунок женской фигуры
Рисунок мужской фигуры

Первое, что бросается в глаза при взгляде на человека – его рост. Эталонной единицей его измерения в изобразительном искусстве стала голова. К настоящему времени выработалось несколько стандартов такого подхода.

Пропорции человеческого тела и лица

Начнем рисовать!

Остальные пропорциональные соотношения разберем по ходу дела. Итак, наметьте на листе места, где будут располагаться макушка и пятки будущего человека. Проведите между точками вертикальную линию и разделите ее на 8 равных частей. При этом первая линия должна проходить на уровне подбородка, а последняя – стоп. Высота каждой части, как мы помним, составляет голову. Расстояние между самыми удаленными точками (плечами) равняется высоте 2,3 головы. Уже проведенной вертикальной линией мы делим ее пополам. Также необходимо запомнить следующие ключевые моменты:

  • ширина талии равна целой голове, при этом у мужчин она находится ниже, чем у женщин;
  • локти располагаются на уровне пупка, а пальцы рук доходят до середины бедра;
  • бедра уже плеч;
  • туловище женщин имеет округлые очертания, в то время как мужчины трапециевидны и угловаты;
  • рука от локтя до кончиков пальцев равна по длине ноге от колена до пятки;
  • шея – не цилиндр, а поэтому сужается книзу, а переход от нее к плечам должен быть трапециевидным;
  • не забывайте про естественные изгибы тела!

Чтобы хорошо понять последний пункт, нужно уделить немного времени изучению мышечных групп человеческого тела. Благодаря им мы не выглядим ровными геометрическими фигурами, а имеем плавные и красивые очертания. Для расчёта длины стоп и ладоней для рисования используют также пропорции головы человека. Подошва ноги и ладонь мужчины занимают большую ее часть, у женщины соответственно меньшую.

Измерение пропорций лица человека для рисования проводится с помощью длины указательного пальца. Именно ей соответствует высота уха, расстояния между зрачками, от внутреннего угла одного глаза до наружного края другого, от подбородка до кончика носа, от бровей до линии роста волос. Конечно, в одной статье трудно вместить все нюансы рисования человеческой фигуры. К тому же многое приходит с опытом, так что дерзайте. Не бойтесь пробовать и ошибаться, главное – желание, и тогда у Вас точно все получится!

*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также: