Как красиво сделать проводку к усилителю

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.08.2024

При установке дополнительного усилителя мощности или сабвуфера потребуется комплект кабелей. Во-первых, потому что б?льшая мощность требует большего сечения кабелей, а во-вторых, потому что кабеля нужно прокладывать в другое место (усилитель обычно устанавливается под сиденьем или в багажнике). Рассмотрим виды кабелей, выясним чем отличаются и подскажем как подобрать комплект проводки, подходящий для Вашей аудиосистемы.

К усилителю подходит 4 вида кабелей:
1) Силовые - доставляют усилителю ток, с напряжением 12 вольт (при заведённом двигателе 13,7 — 14,2 вольт);
2) Межблочные (тюльпаны), их функция, передать звуковой сигнал с магнитолы до усилителя;
3) Акустические кабели, проводят усиленный сигнал к динамикам.
4) Сигнальный (remote) - включает или выключает усилитель (подключается от магнитолы)

Силовые и акустические кабели имеют одинаковое строение, отличаются только изоляцией и сечением (количеством жил, проводящих ток, или, говоря проще, толщиной кабеля). На их ценообразование влияет несколько факторов. В первую очередь — материал изготовления, в автозвуке используются медные и алюминиевые провода.

Медные кабели - имеют высокую степенью очистки 99,9999% (OFC). Потому имеют низкое сопротивление к протекающему по ним переменному току (в акустических кабелях) и постоянному току (в силовых кабелях). С такими кабелями система будет работать вечно. Медь лучше поддается пайке и не окисляется, что важно для условий использования кабелей в автомобиле (где повышенная влажность, перепады температуры и вибрация).

Алюминиевые кабели - привлекают внимание большим ассортиментом и низкой ценой, кроме того, они меньше весят, чем медные. На этом плюсы алюминиевых кабелей заканчиваются. Алюминий имеет в два раза более высокое удельное сопротивление, чем медь. И чтобы обеспечить усилитель достаточным питанием нужно использовать алюминиевые кабели почти в два раза толще медных.

Например, для нормального питания автомобильного усилителя (с номинальной мощностью 50 Вт на 4 канала) от АКБ хватит медного силового кабеля с сечением 10 мм?, а алюминиевый кабель должен иметь сечение 21 мм?.

По сравнению с медными кабелями, алюминиевые быстрее окисляются, и в первую очередь на соединениях. Автомобильные соединения (на усилителях, дистрибьюторах, сабвуферах) используются в виде винтовых зажимов, которые не могут долго фиксировать алюминиевый кабель. Ведь алюминий под давлением сплющивается, что приводит к увеличению сопротивления в месте контакта, нагреву и ускоренному окислению кабеля.

Спустя некоторое время аудиосистема играет хуже и тише, а затем и вовсе перестаёт работать. Это исправляется в лучшем случае чисткой соединений, а в худшем — заменой кабелей (теперь уже, скорее всего, на медные), так как сгнившие алюминиевые провода стали короче и не достают до соединительных клемм.

Алюминиевая проводка (при изгибе кабеля) более хрупкая, чем медная. Поэтому при замене автомобиля, демонтируя музыкальную систему из продаваемой машины, алюминиевые кабели можно не доставать. Слежавшиеся провода переломаются при демонтаже или при их установке в новое авто. В результате, будет жалко времени и денег, потраченных за выполненные этой работы.

Отличить медный кабель от омеднённого можно на срезе: последний будет внутри серебристого цвета, можно пошкаблить по жилам кабеля ножом, омеднённый станет облазить.

В сравнительной таблице сечений указаны соответствующие значения в двух системах. А также номинал предохранителя (находящийся под капотом не далее 30 см от клеммы АКБ), который защищает кабель от перегрева, а не усилитель, как многие ошибочно считают.




Подбор сечения акустического кабеля

Нет точной таблицы для выбора сечения акустического кабеля. Все зависит не только от толщины и длины кабеля, а от гораздо большего количества параметров усилителя, акустики и кабеля.

Подбор сечение следующий:
Сигнал до 50 Вт - сечение 0,75 мм
Сигнал от 50 до 100 Вт - сечение 1,5 мм
Сигнал от 100 до 300 Вт - сечение 2,5 мм

Межблочные (сигнальные) кабели

Кабели, соединяющие магнитолу и усилитель, называют межблочными (потому что они находятся между двумя блоками). Эти кабели должны передавать низкоуровневый звуковой сигнал с минимальными потерями. На их ценообразование влияет качество изготовления, защищённость от помех и точность передачи музыкального материала.

При выборе межблочного автомобильного кабеля играет роль:

1) помехозащищенность (один или несколько экранов, а лучше витая пара в нескольких экранах);

2) материал сигнальных проводников (серебро, медь, алюминий, сталь). Данную информацию можно иногда узнать из технических характеристик, указываемых производителями. Это особенно актуально для неразборных моделей с RCA-коннекторами;

Слабое место всех бюджетных межблочных кабелей — это некачественное соединение кабеля с RCA-коннекторами, которые легко отламываются в процессе использования. Поэтому такие кабеля можно назвать одноразовыми. Модели средней ценовой категории имеют надёжные RCA-коннекторы, достойную помехозащищённость и удовлетворительную передачу аудиосигнала. Топовые модели кабелей могут иметь четыре уровня защиты от помех. У них жилы из серебра или посеребрённой меди, передающие звук без потерь, и RCA-коннекторы, которые очень надёжно фиксируются в разъемах.


По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.

Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.


Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками

От выбора проводов и подключения акустических колонок в автомобиле зависит не только качество звучания, но и надёжность всей звуковой системы. Важно знать, какой провод использовать для колонок.Любая автомобильная акустика состоит из нескольких компонентов. В зависимости от уровня сложности их число может быть различным. Обязательно имеется источник сигнала, усилитель мощности и колонки. Их может быть несколько. Это передние динамики, боковые, на автомобильных дверцах, тыловые колонки на крышке багажника и сабвуфер.

Неправильным является мнение, что достаточно приобрести звуковую аппаратуру высокого качества и в автомобиле будет классный звук. Многие не придают большого значения соединительным кабелям для звуковой техники, хотя именно они, в результате отвечают за качество звуковоспроизведения.

Какие провода лучше использовать для динамиков авто

Большинство автолюбителей не знают, какие провода нужны для динамиков, хотя принцип выбора достаточно прост. Все кабели, которые используются в автомобиле для подключения звуковой техники, делятся на три группы:

  • Силовые
  • Межблочные
  • Акустические

Силовые кабели предназначены для подачи электропитания от автомобильного аккумулятора к усилителю, так как музыкальный центр уже подключен штатной кабельной разводкой. Для того чтобы определить сечение силового провода, достаточно подсчитать суммарную мощность звуковой системы и разделить эту величину на напряжение бортовой сети автомобиля в соответствии с формулой I=P/U. В результате получится потребляемый ток.

Провода для динамиков в машину

Провода для автомобильных звуковых колонок выбираются по нескольким параметрам. Это материал проводника, тип изоляции и сечение. Акустические кабели делаются из нескольких видов материалов:

По качеству передачи переменного сигнала звуковой частоты, соединительный кабель из чистого серебра является безусловным лидером. Он имеет минимальное сопротивление, не окисляется и не вносит существенных искажений. В автомобилях применяется редко из-за высокой цены. Кабели из меди, покрытой тонким слоем серебра, дают хорошее звучание, с небольшим завышением высоких частот. Чистая бескислородная медь является основным материалом для соединительных кабелей к акустическим системам. Такие провода применяются чаще всего. Провода для подключения динамиков из алюминия имеют большее сопротивление, что сказывается на качестве передачи сигнала. Кроме того алюминий быстрее окисляется и более ломкий, что может затруднить его прокладку внутри автомобиля. Алюминиевые обмеднённые кабели несколько лучше по качеству, но в любом случае хуже проводов из меди.

Провода для динамиков автозвук

Провод для авто колонок представляет собой гибкий многожильный кабель с медными жилами и полимерной изоляцией. В качестве изоляционного покрытия чаще всего применяется поливинилхлорид (ПВХ) или вспененный полипропилен. Самым качественным соединительным кабелем является изделие с тефлоновой изоляцией.Самое главное при выборе кабеля для колонок, это правильно определить его сечение. Считается, что самый распространённый кабель для автомобильных колонок с сечением 2,5 мм2, обеспечивает нормальную работу четырехканального усилителя с фронтальными и тыловыми динамиками. Для воспроизведения звука с удовлетворительным качеством такое сечение подойдёт, но для того, чтобы получить качественный звук, сечение следует увеличить минимум вдвое. Это заметно даже на слух, особенно при подключении, колонок, отстоящих от усилителя на 3-4 метра.

Провод для динамиков в колонке

Прокладка по салону audio проводов и силового кабеля для усилителя


Немного информации перед тем чтобы заняться этим :

1- Сечение питающего(силового) провода зависит от потребления мощности усилителя.

тоесть :Выбираем сечение в соответствии с нагрузкой на кабель, например если в усилителе стоят предохранители на 25 А ( это около 200 Вт RMS) кабель соответственно нужно выбирать на длительно допустимый ток не менее 25 А. т.е. сечением не менее 2,5 мм.кв. Но все провода питания в магазине идут в американской системе измерний 1Ga,2Ga и т.д.
Перевод их в наше измерение вот :
AWG кв.мм.
0 Ga 53,48
1 Ga 42,41
2 Ga 33,63
4 Ga 21,15
8 Ga 8,36
10 Ga 5,26
12 Ga 3,31
14 Ga 2,08
16 Ga 1,31
18 Ga 0,823
20 Ga 0,517
22 Ga 0,325

Соответственно для усилителя 200 Вт RMS нужен кабель сечением не менее 12 Ga, далее кабель нужно выбирать так, чтобы он выдерживал ток , на который расчитана "колба-предохранитель" поэтому если она на 100А то кабель нужен уже сечением не менее 6 мм.кв или в американских единицах не менее 8Ga.
Информация по расшифровке проводов и как просчитать сечение провода- предоставленно ROW111 .


2- предохранитель обязателен тем чтобы не случилось возгорания ! (ставим его как можно ближе к (+)АКБ )

3- емкость или как его многие называют кондер) накопитель. ставят его только в том случае если мощность усилителя превышает 1 киловатта звука во всяком случае его обязательно ставить практически 80% случаев для предотвращения электро поломок в самом авто и сгорания генератора. Дело в том что при максимальной громкости усилителя, усилителю нужно довольно много питания) причем очень быстро. Кондер просто умеет отдавать быстро напряжение, а вот АКБ или генератор увы ((( они были устроены под автомобиль, а не под дискотеку на колесах.

Подбираем кондер под мощность усилителя.
0.5 фаррада = 500 ваттам
1 фаррад = 1 киловатт звука
1.5 фаррада = 1,5 киловатта звука

собственно чем больше мощность усилителя чем больше нужна емкость)

Что нам нужно для того чтобы установить в багажник усилитель.

1- Audio провода 5метров - это с запасом. (было куплено Stinger spi2317 -310 руб)
2- Управляющий провод усилителя (одиночный провод 0,75 м2 5 метров - 35 руб)
- (обычно он идет в комплекте с audio проводом) я его купил отдельно так как его небыло.
3- Кабель питания Mystery (+) 5 метров MPC-04B (плюсовой провод 400 руб)
4- Кабель питания Mystery (-) 5 метров MPC-04R (минусовой провод 400 руб)
5- Предохранитель Mystery 60-Ампер (MFU-1.60 90руб)
6- Клема Mystery (+) 250руб

итого = 1485 руб




Минусовой провод будет также проложен по салону, а не на корпус авто что свидетельствует плохого контакта по корпусу авто! так что для грамотной прокладке было сделано именно так как в отчете. Раскинуть силовые провода от audio также хорошо как и сделать отдельно минус от АКБ.


разбираем салон авто так сказать подготавливаем audio провод (1,2) для прокладки
я начал с дивана ) (кабель питания в будущем увидите на фото был перемещен на другую сторону )




снимаем уплотнитель двери




снимаем крышку аккуратно отверткой шлицевой большой (где ремень безопасности)


вскрываем пол (он на защелках пластиковых)


начинаем протаскивать audio провод (силовой провод в дальнейшем был перемещен на другую сторону так как его нигде не продащить под торпедой в европейце((( он у нас будет с другой стороны )








протаскиваем audio провод под ковриком и вытаскиваем его как можно ближе к центральной нижней панели


делаем надрез в коврике чтобы аккуратно протащить провода


панелька левая снимается легко руками она на защелках


проводим провода к магнитоле




собственно с audio проводами все закончено ) потрачено 40-50 минут.

Начинаем прокладывать кабель питания. Разбираем нижнюю часть приборки


объясню почему с этой стороны прокладываем силовой провод. с той стороной я просто облажался так как не нашел отверстия чтобы провести провода под капот.
Хотя и с этой стороны небыло))) но есть один казус. в центральной проводке есть уплотнитель через который как раз и будем проводить силовые провода.
Находится он под крылом. нужно поднять машину и снять подкрылок.


внутри салона под торпедой в углу видим уплотнитель тросика капота, а за полом находится тот самый уплотнитель центральной проводки который нам нужен (там уже видно как я протащил тросик со стороны крыла)


уплотнитель под крылом


чтобы было легче протащить силовые провода был использован старый