Как красиво сделать кластер

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 28.08.2024

В мастер-классе раскрываются такие вопросы, как правила составления кластера, виды кластеров, и примеры применения каждого вида кластера на уроке. В качестве закрепления полученных знаний используется прием "ромашка Блума".

Оценить 17749 0

выделить главную смысловую единицу (тема);

выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

Конкретизировать фактами и мнениями.

Правила очень простые.

В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Последовательность действий проста и логична:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Возможны следующие варианты:

Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Существуют различные виды кластеров.

- классический кластер - бумажный кластер - кластер с нумерацией слов для составления рассказа - кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа - обратный кластер - грамматический кластер.

классический кластер

В начале урока учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово) и просит учеников сделать запись в тетради, подумать и записать вокруг данного слова все, что приходит на ум в связи с этой темой. Через несколько минут можно предложить учащимся обменяться своими идеями в парах, затем поделиться ими со всем классом и записать их на доске.

Сплав олова и меди

прочнее, чем медь

При более сложных темах можно помочь учащимся основными категориями, например

Дополнительные категории учитель дает либо сам, либо помогает ученикам наводящими вопросами, помогает учащимся сформулировать их самостоятельно.

Бумажный кластер. Может служитьсредством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их , располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае , когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д. Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Графические организаторы для генерации идей и изучения новых тем

  • Визуально организовать информацию по новым темам для легкого понимания
  • Сотрудничайте с коллегами в мозговом штурме по новым предметным областям
  • Добавляйте ссылки, GIF, изображения и т.д. для создания более изобретательных кластерных диаграмм

Больше примеров и шаблонов кластерных схем

Шаблон кластерной диаграммы

Пример кластерной диаграммы

Двойной пузырь Карта

Круто помогает тебе сделать это с

Поделитесь с другими членами своей команды для совместной работы в режиме реального времени и группового редактирования

Экспортируйте диаграммы в формате PNG, SVG или JPEG для публикации или встраивания в документы, презентации и т.д.

Руководство и передовая практика

Кластерная диаграмма - это тип графического органайзера, который помогает структурировать процесс генерации идеи. Его можно использовать для мозгового штурма, организации информации и изучения новых тем

Несмотря на обилие дизайнеров, по-настоящему ювелирную работу проделывают только те, на мой субъективный взгляд, кто делает рисованную графику. Т.е рисует сам (не отрисовки прошу заметить), а своих, выдуманных именно ими, персонажей и все, что к ним прилагается. Для такой работы нужны годы учебы в художественной школе или просто художественный талант. Все остальное (абсолютно вся графика) доступна для создания простым смертным- каждому из нас. И ЭТО РАДОСТНАЯ НОВОСТЬ №1!

Что может послужить для вас материалом: кисти, кисти и еще раз кисти и не только те, которые вы находите в интернете, но и те, которые можно делать самостоятельно. Фигуры. Клипарт, только одиночный (если он в кластере, значит у него есть автор, ну и из наборов клипарт не используйте). Рисунки. Фотографии предметов (желательно ваши) и т.д. и т.п. Из инструментов фотошопа — ВСЕ. А главное ваша фантазия и упорство.

Все будет происходить на ваших глазах…. Для тех, кому было интересно как я это делаю, какими инструментами пользуюсь и сколько слоев в моих работах… Итак, во главе всего была идея сделать цветок с нуля (с пустого листа), для будущего кластера. Мне нужен был фон.

Это было долгое вступление к нашему конкурсу, посвященное одной единственной цели — дать вам понять, что вам есть чему учиться, к чему стремиться и чем гордиться…. ШУТКА. Просто хотелось показать вам, на сколько это интересно и увлекательно, создавать свои элементы, а не пользоваться только чужими ;). Конечно, не всем нужно создавать нечто подобное. Но в том , что подобные эксперименты будут полезны и разовьют ваши навыки и фантазию, думаю спорить никто не будет.

Задание номер раз.
И вот тут небольшая пауза. Записаться на конкурс можно до 21 октября 23.55.
P.s. Так же как и отписаться :), поскольку я строгий учитель, и об этом мне не забывают постоянно говорить те, кто просто воруют мои работы и щедро делятся с такими же как они. Откуда им взять чувство уважения к чужому труду и времени. Да, почему-то именно им мое поведение и отношение к людям не нравится больше всего, но на сайте они не забывают появляться, участвовать в конкурсах и тырить. Никого не задерживаю, господа!

Задания конкурса в чем- то будут зависеть от того, какой отклик с вашей стороны будет на этот пост. Вот такая я загадочная ?
До встречи!

Хотите научиться делать фотокниги своими руками? Нужны вдохновение и полезные уроки? Тогда подпишитесь и получайте информацию о новых статьях и примерах фотокниг на сайте мгновенно!






Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

кластер что это такое в школе

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер – что это такое в школе?

Кластер как метод критического мышления

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

 кластер примеры в начальной школе

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

кластер примеры

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

образовательный кластер

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

прием кластер в начальной школе

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

кластер на тему

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

составление кластера в начальной школе

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.

кластер по истории

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Читайте также: