Как сделать пнп игру

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 07.09.2024

Если вы задумаетесь когда-нибудь о выпуске собственной настольной игры, вам нужно быть готовым к созданию бумажного прототипа. Лучшей тренировкой этого будет создание Print and Play версии интересной вам настолки, иначе говоря, распечатать и сделать игру своими руками. В этой статье я расскажу вам о своем опыте печатных версий игры.

Моральная сторона

Дороговизна игры. Как ни странно, одна из самых редких причин. Фанаты настолок обычно знают, с чем они имеют дело, поэтому цена — не самое отталкивающее в игре. Тем более, что дорогие игры имеют множество не печатных элементов (фигурки, токены), поэтому в изготовлении PnP комплект не будет уступать, а то и превзойдет рыночную стоимость игры.

Недоступность игры. Игры может больше не выпускаться (как, например, Доминион или Анк-Морпорк) или вообще не издаваться на региональном рынке.

Отсутствие локализации. Все мы знаем, что сложнее всего при игре в настолку — собрать компанию. Отсутствие локализации еще больше усложнит этот процесс, ведь не все знают английский язык или не стесняются говорить-читать на нем.

Желание поиграть со всеми дополнениями. Даже если игра локализуется, вовсе не обязательно, что дополнения к ней будут выпущены. И далеко не все издатели предусмотрительны и выпускают русские версии совместимыми с англоязычными дополнениями. Кроме того, у игр с большой фанбазой могут создаваться фанатские дополнения. Единственный способ привести такой набор к единому виду — PnP.

Хобби. Есть настоящие мастера PnP, которые вывели это искусство на новый уровень.

Если перед вашим желанием поиграть в настольную игру встал один из этих пунктов, то беритесь за ножницы и клей и вперед, за новым PnP-шедевром.

С чего начать

В первую очередь, набрать в гугле *название настольной игры* pnp и найти печатную версию, заботливо подготовленную фанатом игры. Нужно быть очень дотошливым игроком, чтобы захотеть распечатать игру, PnP-версию которой никто еще не сделал.

Найдя нужный сайт, в первую очередь не поленитесь почитать комментарии фанатов игры. В них вы гарантированно найдете советы по печати, указания на неточности в картах или переводе, чем вы сильно сэкономите свое время и ресурсы.

Скачайте все материалы, ознакомьтесь с ними. Почитайте правила, чтобы точно исключить какие-либо ошибки. И когда все готово, приступайте к печати.

В сети вы можете найти множество советов по тому, как лучше печатать, ламинировать и клеить игры. Я же дам вам советы, основываясь только на собственном опыте.

Мои грабли

Печать игр в типографии выходит дорого, поэтому лучший способ — печать на домашнем принтере. Отлично, если у вас принтер с системой непрерывной подачи чернил (например, из серии Canon Pixma), тогда расходы будут совсем незначительными.

Опыт показал, что плотная бумага вовсе не обязательна, расходы на нее не оправдываются качеством. Лучше эти деньги потратить на протекторы, о которых позже. На всех PnP комплектов авторы указывают размер карт в мм — запишите себе эти цифры, они вам будут нужны.

Итак, по моим подсчетам, отличные по цене-качеству карточки будут из двух склееных листов в протекторе. Это избавит от проблем с двухсторонней печатью и даёт серьезный срок службы картам.

Как делать PnP

Сегодня я расскажу, как делать PnP настольных игр. Вернее, я расскажу вам как делаю PnP игр я, поведаю вам о своём способе. Способов производства самиздата — великое множество, каждый выбирает их себе сам, поэтому мой вариант можете расценивать как схему, под которую подстроите свои инструменты и расходники. Однако, если кто-то будет следовать моей схеме, буду рад, что мой личный опыт подошёл для вас.

Введение

Сразу перейдём к инструментам и расходным материалам, которые использую я.

Так, важно! Для начала я напишу порядок работы, чтобы было понятно:

1. Печать
2. Сушка
3. Ламинирование
4. Резка
5. Скругление

Это вам поможет в сориентироваться в вашей последующей работе. Некоторые ПНПэшники меняют 3 и 4 пункт местами, т.е. сначала режут, а потом по отдельности ламинируют все карты. Нахожу это муторным и суетливым делом.

Инструменты

Итак, перечислим самые основные инструменты, которыми должен располагать каждый ПНПэшник. Самое главное — удобный стол и кресло, удобная высота, чтобы руки не тряслись и резы получались ровными и чёткими.


С местом уяснили, оно есть у каждого априори.

Нож, резчик бумаги

Для нарезки бумаги понадобится хороший нож. Обычный дешёвый канцелярский не подойдёт, т.к. их лезвия слишком мягки, очень быстро тупятся и рвут бумагу. Для нас подойдёт более менее средний строительный нож со сменными лезвиями либо хорошие (подороже) канцелярские. Люди хвалят хорошие канцелярские скальпели. Они тоже хороши, т.к. их лезвия тонкие и заостренные на конце, что позволит вырезать мелкие детали. В марках, к сожалению, я плохо ориентируюсь, могу помочь только с типами ножей и некоторыми нюансами с моим.

Основной совет — избегайте дешёвых канцелярских ножей, они годятся только для вскрытия конвертов и резки упаковочной плёнки. Берите ножи подороже, средние или выше среднего. Любая более менее известная марка ножа позволит вам очень долго и точно резать.


Строительный нож. По размеру - больше канцелярского, конструкция - намного прочнее, лезвия острее и долговечнее. По сантиметровым клеткам коврика можно прикинуть габариты.

Пока ещё пользуюсь стандартными лезвиями из обычной нержавейки, режет очень даже прилично, с учётом того, что режу ламинированную фотобумагу. Однако, родные лезвия уже заканчиваются и я хотел бы докупить лезвия подороже. Для этих случаев тоже есть выбор дополнительных клинков: с титановым покрытием и из углеродистой стали. Углеродистая сталь — подороже титановых, но, судя по отзывам, режет получше, поэтому со временем я докуплю их. Можете считать это рекомендацией: углеродистая сталь поострей титанового покрытия.

Отдельной темой можно рассказать о резчиках бумаги. Вещь хорошая, универсальная, но неоднозначная. Однажды у меня был один такой, но не долго. Я не смог подружится с этой штуковиной, т.к. у меня никак не получалось резать ровно. Конструкция резчика мне показалась слишком тесной — невозможно было контролировать положение бумаги и ход лезвия. Короче, сколько бы я не старался — всегда получалось криво и косо. Я решил сдать резчик обратно в магазин, так я от него избавился и уже несколько месяцев режу ножом. Нож мне позволяет контролировать всё: силу нажатия, направление движения лезвия, точки остановки и пр. Чем проще инструмент, тем для меня лучше.

Мат, он же коврик

Обязательно нужно приобрести мат для резки бумаги - на фото выше. Без него ваш стол после первой нарезанной игры превратится в труху В общем, здесь всё ясно — коврик должен быть, чтобы не убить мебель.

Линейка

Для резки по ровным линиям вам понадобится хорошая линейка. Данный пункт выпадает, если вы фанат резчика бумаги, линейкам там встроена. Если вы любите ножи и скальпели, без хорошей линейки вам не обойтись.

Обязательно, просто обязательно — линейка должна быть металлической. Моя — из алюминия. Пластмассовая или деревянная быстро убьются от острого ножа, появятся заусенцы и зазубрины, которые полностью сведут на нет ваши старания по выводу прямых резов. В общем, сталь или алюминий — ваше всё, найдёте в любом профильном магазине.

Вот моя линейка, длина 60 см. Весьма прочная и не сгибается ни на миллиметр.

Её рельеф создаёт упор для пальцев и создаёт защиту. Уже пару раз нож срывался и оставил пару чирок на сантиметровой шкале.


Высокий рельеф и углубление для пальцев:


Совет к линейке! Крайне желательно, чтобы у линейки был рельеф или упор, которые выполняют роль защиты для пальцев. Иногда бывает, что от сильного нажатия нож соскальзывает и здорово может чиркнуть по пальцам. По этом принципу выпадает ряд простых плоских стальных строительных линеек. Если же вы уверены в своих крепких руках, то можете резать и по ним, но я бы не советовал, опасненько. Углубление-упор помогает создать нужное давление при нажиме и фиксации линейки во время резки.

Ножницы

Иногда на жетонах приходится дорезать некоторые сложные извилистые места или по краям карт нужно подравнивать лишние доли миллиметра, в этом случае на помощь придут ножницы. Я пользуюсь двумя ножницами: маленькие для миллиметражей, большие — для ламинированной плотной бумаги.

Здесь всё ясно — каждый может подобрать ножницы под себя, чтобы подравнивать некоторые места. Ножницы весьма к месту, когда приходится вырезать небольшие жетоны, где ножом не подобраться или несподручно вырезать кружочки либо квадратики 2x2 см, к примеру.

Так же как и с ножом, избегайте дешёвых, выбирайте получше, чтобы резка не была мучением. Хорошие инструменты — это надолго, ножницы могут пригодиться не только в производстве игр, но и вообще могут быть пригодны в быту.

Принтер

Ох, об этом элементе надо было написать в самом начале! Принтер: быть или не быть? Поясняю: некоторые считают, что распечатывать игры это накладно, т.к. краска для хороших принтеров может стоить дорого. Отчасти это правда, но есть приятные исключения. Рассказываю о своём способе.

Я располагаю прекрасным принтером Epson ET-2550 с большими баками для краски, картриджами у меня язык не поворачивается их назвать. ET-2550 имеет на своём борту 4 бака по 70 ml краски, против 10-12 в обычных принтерах.



Принтер Epson ET-2550

Сам принтер стоит дороже своих струйных собратьев, но разница в цене компенсируется очень быстро, когда вы начнёте покупать чернила. Краска на Epson ET-2550 в пересчёте на 1 ml стоит в разы дешевле, в этом и секрет. И речь сейчас идёт об оригинальных чернилах, а не о китайской жиже, которая может легко убить головку принтера. Я печатаю только оригинальными чернилами Epson на принтере Epson.

Если вы не хотите раскошеливаться на принтер подороже и заправлять его оригинальными чернилами, как я, вы можете купить себе принтер подешевле и установить на него системы СНПЧ — систему непрерывной подачи чернил. Гуглите по этой теме, есть спецфорумы, которые вам помогут. Скажу коротко: СНПЧ принципиально похожа на строение моего принтера, только в этом случает принтер неофициально оснащается дополнительным большими внешними баками со шлангами, которые находятся рядом на столе. В эти баки заливаются чернила и они подаются в печатающую головку принтера.

В данном случае, об оригинальных чернилах говорить не приходится. Вы теряете гарантию на новый принтер, если подключите себе такую штуковину и прогоните чернила через принтер.

Достоинства: очень дёшево, относительно просто и доступно. Я бы с удовольствием пользовался этим способом, но мне пришлось покупать новый принтер, т.к. старый сломался и мне хотелось компактности форм, поэтому я выбрал Epson ET-2550. В принципе, у меня сейчас тоже самое, СНПЧ встроена в сам принтер, но цена печати выходит подороже, т.к. чернила оригинальные. По сути, можно залить и неоригинальные чернила, но мне не хочется.

Это было по струйным принтерам. Перейду к лазерным. Как я уже сказал выше, я купил новый принтер. В качестве нового я также рассматривал и лазерный. Коротко о достоинствах и недостатках.

Плюсы: Цена печати на лазерном принтере ниже, чем на струйном. Печать сухая — не нужно сушить, изображение не размазывается от воды — можно не ламинировать.

Минусы: Хороший лазерный принтер дороже струйника, замена картриджей — полцены принтера. Качество изображений — хуже, забудьте про печать фото. Большой размер принтера.

Вот так по принтерам. Если у вас нет хорошего принтера, то не беда — всегда можно отдать на печать в местную типографию и прочие конторы, которые занимаются печатью. Там вам не только классно напечатают, но ровненько нарежут. Это тоже плюс, если к примеру, вы хотите распечатать игру с несколькими сотнями карт. Однако, есть и минусы такого способа — могут напечатать и нарезать криво, это убьёт всё ваше настроение и деньги. Смотрите и решайте сами.

Вывод из всего этого: я предпочитаю струйный принтер. В моём случае — это Epson ET-2550 с большим запасом чернил а-ля СНПЧ, которую я вам и советую. Дополнительно: ET-2550 имеет вертикальную загрузку бумаги, т.е. сверху. При такой конструкции принтера можно печатать на бумаге большой плотности, у меня до 300.

Ламинатор

Крайне желательная вещь, если вы печатаете на струйном принтере. Ламинатор сможет защитить ваши карты от влажных пальцев, капель пролитых напитков и прочих агрессивных воздействий на краску.

Вместо ламинатора некоторые используют самоклеющуюся плёнку. Я нахожу это немного геморно, т.к. плёнку нужно как-то ровно наклеить, тут нужна сноровка. У кого-то есть эта сноровка, а у меня есть ламинатор, с помощью которого я прогоняю свои напечатанные заготовки и обклеиваю их в плёнку.

Скруглитель углов

Скруглитель углов или обрезчики углов. Очень забавная и полезная штуковина. Несёт скорее эстетическую роль, чем технологическую. Но все мы, любители настольных игр, неравнодушны к эстетике, то скруглитель углов легко попадает у нас в разряд нужных инструментов.


Это просто чудо какое-то: 3 мм (S), 5 мм (M) и 8 мм (L). 3 в 1. Мелкие и карты обычного размера можно скруглять 3 мм, некоторые, в зависимости от игры, 5 мм. Большие карты, такие как у Dixit, закругляются 8 мм.

8 мм пригодно также для закругления жетонов и… фотографий, для которых он, в общем-то, и создан

В сети представлено большое множество таких инструментов, выбирайте наиболее понравившийся. Самые ходовые размеры — это 3 и 5 мм, в среднем 4, ориентируйтесь на него. Если у вас есть только 1 выбор и нет 4 мм, то берите 3 мм. Запомните: лучше скруглить меньшим диаметром, чем отрезать больше.

Итак, пришло время рассказать о расходных материалах в PnP. Расходники в нашем деле имеют очень важное значение, от них будет напрямую зависеть качество ваших карт, жетонов, плиток, полей и пр.

Бумага

Самый главный вопрос — какую бумагу нужно использовать для изготовления игр. Отвечаю. Я использую несколько видов бумаги:

— 130 гр. матовая фотобумага, односторонняя;
— 180 гр. матовая фотобумага, односторонняя;
— 180 гр. матовая фотобумага, двусторонняя;
— 290 гр. бумага (не матовая, просто хорошая плотная бумага для печати).

Теперь по порядку.


130 граммовую матовую фотобумагу я использую для карт. 130 грамм + ламинирование дают хороший результат. Рекомендую для изготовления ваших карт использовать, именно, такую бумагу. В самом начале я пробовал печатать карты на 80 и 100 граммовой бумаге. Для первого раза казалось, что качество хорошее, но сравнив с 130-ой становится ясно, что выбор будет в пользу последней. Если же вас устроит удовлетворительное качество карт, то можете печатать и на 80-100 граммовой бумаге (не фото, и не матовая, просто бумага для печати), изображения будут тусклее, но это будет намного дешевле и проще.

Одно- или двухсторонняя зависит от того, сколько сторон нужно задействовать в печати. Если хочется сочных цветов по обеим сторонам, то используйте двухстороннюю, но это не так критично. Я купил по одной цене одно- и двухстороннюю, поэтому пока печатаю на двухсторонней, вот такой выбор.

290 грамм — это нечто эпичное. У меня простая бумага для печати, не фотобумага, т.к. матовая фотобумага такой плотности — удовольствие не самое дешёвое. Я не стал сильно тратить деньги и купил простую бумагу для пробы.

Принтер рассчитан на печать до 300 грамм, поэтому я легко ему подложил 290. Пока никаких проблем с печатью не обнаружил, принтер справляется.

Плюсы бумаги такой плотности: возможность печати жетонов, плиток и прочего с хорошими физическими свойствами. Т.е. толщина и тактильные ощущения от взаимодействия с компонентами из такой бумаги могут немного вас приблизить к оригинальным компонентам из картона.

Минусы: в моём случае (я обращаюсь с обычной бумагой для печати) качество изображения не дотягивает до фотобумаги — оно тусклее. Хотя, кому-то может понравится и так.

Вот так по бумаге, нет ничего сложного. У меня сейчас 2 основные ходовые плотности — это 130 и 180, для карт и для картонных компонентов, соответственно.

Плёнка для ламинатора

Здесь всё просто — я использую 80 микрон. До этого в комплекте с ламинатором шла 100 микрон — я её израсходовал и купил потоньше. Мне больше нравится 80, но и соточка тоже ничего. В общем, выбирайте 80-100 микрон.

Краска для принтера

Про краску я написал в разделе про принтер. Для многочисленной печати используйте СНПЧ или такие принтеры как у меня Epson ET-2550, иначе, разоритесь. У кого есть лазерные принтеры — печатайте на них, но я не могу ручаться за качество изображений, т.к. опыта с лазерниками у меня мало, но я видел качество фото — оно уныло. Возможно, такое качество подойдёт для печати настольных игр, т.к. количество цветов и реалистичность карт ниже, чем фото, поэтому пробуйте.

В любой работе будет брак. И в нашей работе будет брак.

Бывает так, что при резке карт дрогнет рука, нож идёт криво и убивается распечатанный и уже заламинированный лист. А ещё бывает так, что забываешь сменить лезвие ножа и тупой клинок начинает рвать мою распечатку. В этом случае приходится заново распечатывать, сушить и ламинировать. В общем, ничего сложного, в нашем деле всегда можно переделать. По затратам это не так много, если косячить не очень часто.

Чтобы не было рваных заготовок, то рекомендую менять лезвия перед производством каждой игры. Это у всех будет по-разному, т.к. ножи будут разные, но я каждый раз делаю новое лезвие для новой игры, чтобы избежать рванья.

Это был мой рассказ о том, как я самостоятельно делаю игры. Вполне возможно, что где-то я поступаю нерационально, но я так привык и такой подход для меня привычен и прост.

В общей сложности своими руками я сделал уже 12 игр, позже я сделаю обзор на них все.


ПНП – P’n’P, принт энд плэй – вариаций много, суть одна – игра, сделанная не бездушными промышленными роботами, а своими (или дружескими) руками. Можно много говорить о качестве, этичности, авторских правах и прочем – как и у любого действия, здесь тоже найдутся и сторонники, и противники.

К плюсам можно отнести следующее:
- Игра имеет качественную локализацию, чем, к сожалению, не всегда могут похвастаться отечественные издатели.
- Толщину и качество материалов выбирает тот, кто будет делать комплект.
- Легко заменяются утерянные компоненты – путем допечатывания/доклеивания пропажи.
- Полный игровой комплект стоит в разы дешевле.

Минусы также очевидны:
- Сложные элементы (миниатюрки, специальные кубики) приходится делать из подручных материалов, заменяя либо обычными цветными фишками, либо распечатанными картинками на подставках.
- Временные затраты: на большие проекты (здравствуй, Ужас Аркхэма!) нужно, кроме всего прочего, хорошую волю, чтобы не бросить все на полдороге.

Но о сложных играх говорить рано, Как и везде, начинать нужно с простого. Хорошим стартом будут чисто карточные игры ("Археология", "Бэнг", "Манчкин", "Госу"), или игры с небольшим количеством дополнительных компонентов – "Карета к замку Дьявола", "Цитадели", всевозможные Алиасы.

С чего начать?


Первый этап начинающего пнпшника – поиск подготовленного для печати комплекта. Большое количество игр можно найти на рутрекере, также много раскидано по блогам. Следующий этап – ознакомление с материалами, если есть навыки работы в графических редакторах, возможно, правка и печать. Если желания возиться с нарезкой нет, можно заказать двустороннюю печать на плотной (300-350 г/м2) бумаге и там же нарезать. Это будет быстрее, но дороже. Друзья делали подобным образом Манчкин с дополнениями (1-7), с ламинацией и нарезкой вышло около 65$, притом что финальный продукт был заметно качественнее оригинала. Если же делать домашнюю нарезку, то тут будут нужны дополнительные материалы и оборудование: лист фанеры или ДВП, малярный нож, набор сменных лезвий, металлическая линейка (дерево или пластик нож попортит, вместе с игровыми материалами), терпение и много, очень много свободного времени.

При желании делать круглые жетоны, также понадобится пробойник по коже. Минимальный набор готов. Дополнительно, желательно иметь цветной принтер, снабженный СНПЧ, и обрезчик углов для карт.

Более сложный и интересный процесс для игр, содержащих плитки поля. Тут одним из идеальных вариантов для печати является Voluspa, весь игровой процесс которой построен на выкладывании поля. Вариант печати на плотной бумаге здесь не подходит, поскольку плитки должны примыкать друг к другу, им нужна толщина, иначе они будут перекрывать себя при игре. Ну и держать в руке плотные, увесистые кусочки картона приятнее, чем пусть и плотную, но тонкую бумагу. Для изготовления такой игры понадобятся уже несколько иные материалы – бумага-самоклейка и плотный, 1,5-3 мм картон. На самоклейку печатаются лицевая и тыльная сторона игровых плашек, потом лицевая сторона проклеивается на картон, аккуратно разрезается на квадраты и уже на нарезанные квадраты клеятся задники. Тут стоит учесть, что, в отличие от тонких карт, важную роль играет наклон ножа в вертикальной плоскости – если он не перпендикулярен листу картона, плашка получится не прямоугольного сечения, а трапециевидного, что сказывается на эстетичности игры. После того как работа будет закончена, имеет смысл сделать еще одну вещь – пройтись по срезам тонким слоем ПВА, это защитит плашки от расслаивания.

Ну и, пожалуй, самый громоздкий вариант – сложные игры с полем и большим количеством разнообразных компонентов. Этот вариант мной еще не освоен, знаком только по тому, что проходило через мои руки. Большие поля делаются из отдельных картонных фрагментов или печатаются на баннерной ткани. Последний вариант намного проще в создании, но усложняет жизнь во время игр – сложить его как обычное поле не получится, придется сворачивать, соответственно, при игре – прижимать чем-то края для того, чтобы поле было ровным. Жетоны делаются либо квадратными, что упрощает их нарезку, либо круглыми под вырубку соответствующего диаметра.

Будущее – рядом


Если задействовать доступные технологии, то и процесс пнп можно несколько модернизировать. Например, в качестве альтернативы картону взять фанеру – более дорогой, но более красивый и долговечный вариант. И тут есть два варианта: или воспользоваться лобзиком, и выпилить все необходимое, или заказать услугу лазерной резки. Как показал серфинг Интернета, эта услуга довольно распространена и стоит не так много, как могло бы показаться – от 0,4$ за метр реза. Зато плашки будут практически вечными, а результат можно посмотреть, например, здесь.

Если идти еще дальше, то можно использовать 3D печать для изготовления части компонент, но такая роскошь пока по карману далеко не каждому.

Если вы задумаетесь когда-нибудь о выпуске собственной настольной игры, вам нужно быть готовым к созданию бумажного прототипа. Лучшей тренировкой этого будет создание Print and Play версии интересной вам настолки, иначе говоря, распечатать и сделать игру своими руками. В этой статье я расскажу вам о своем опыте печатных версий игры.

Моральная сторона

Дороговизна игры. Как ни странно, одна из самых редких причин. Фанаты настолок обычно знают, с чем они имеют дело, поэтому цена — не самое отталкивающее в игре. Тем более, что дорогие игры имеют множество не печатных элементов (фигурки, токены), поэтому в изготовлении PnP комплект не будет уступать, а то и превзойдет рыночную стоимость игры.

Недоступность игры. Игры может больше не выпускаться (как, например, Доминион или Анк-Морпорк) или вообще не издаваться на региональном рынке.

Отсутствие локализации. Все мы знаем, что сложнее всего при игре в настолку — собрать компанию. Отсутствие локализации еще больше усложнит этот процесс, ведь не все знают английский язык или не стесняются говорить-читать на нем.

Желание поиграть со всеми дополнениями. Даже если игра локализуется, вовсе не обязательно, что дополнения к ней будут выпущены. И далеко не все издатели предусмотрительны и выпускают русские версии совместимыми с англоязычными дополнениями. Кроме того, у игр с большой фанбазой могут создаваться фанатские дополнения. Единственный способ привести такой набор к единому виду — PnP.

Хобби. Есть настоящие мастера PnP, которые вывели это искусство на новый уровень.

Если перед вашим желанием поиграть в настольную игру встал один из этих пунктов, то беритесь за ножницы и клей и вперед, за новым PnP-шедевром.

С чего начать

В первую очередь, набрать в гугле *название настольной игры* pnp и найти печатную версию, заботливо подготовленную фанатом игры. Нужно быть очень дотошливым игроком, чтобы захотеть распечатать игру, PnP-версию которой никто еще не сделал.

Найдя нужный сайт, в первую очередь не поленитесь почитать комментарии фанатов игры. В них вы гарантированно найдете советы по печати, указания на неточности в картах или переводе, чем вы сильно сэкономите свое время и ресурсы.

Скачайте все материалы, ознакомьтесь с ними. Почитайте правила, чтобы точно исключить какие-либо ошибки. И когда все готово, приступайте к печати.

В сети вы можете найти множество советов по тому, как лучше печатать, ламинировать и клеить игры. Я же дам вам советы, основываясь только на собственном опыте.

Мои грабли

Печать игр в типографии выходит дорого, поэтому лучший способ — печать на домашнем принтере. Отлично, если у вас принтер с системой непрерывной подачи чернил (например, из серии Canon Pixma), тогда расходы будут совсем незначительными.

Опыт показал, что плотная бумага вовсе не обязательна, расходы на нее не оправдываются качеством. Лучше эти деньги потратить на протекторы, о которых позже. На всех PnP комплектов авторы указывают размер карт в мм — запишите себе эти цифры, они вам будут нужны.

Итак, по моим подсчетам, отличные по цене-качеству карточки будут из двух склееных листов в протекторе. Это избавит от проблем с двухсторонней печатью и даёт серьезный срок службы картам.

Читайте также: