Как сделать объемный звук в играх

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Когда-то игровая гарнитура была только одного формата — стерео. Потом появились более прогрессивные 5.1 и даже 7.1. Но если в комнате можно расставить колонки по разным углам и получить настоящий объемный звук, то что происходит с наушниками? В гарнитуре звук — виртуальный.

Виртуальный звук: что это значит?

В обычной жизни если кто-то разговаривает, скажем, слева сзади от нас, мы воспринимаем его речь двумя ушами одновременно и ощущаем реальное направление, откуда приходит звук.

То же самое — в полноценных аудиосистемах 5.1 или 7.1: за счет размещения дополнительных колонок мы физически можем услышать звуки в нужном направлении. Кроме того, волны отражаются от стен, и это тоже создает более целостную звуковую картину.

А что в наушниках? У нас по два уха, каждое накрыто чашкой с хорошей звукоизоляцией. Чтобы создать ощущение, что разговор идет слева сзади, нужно подать в оба уха сигналы с определенной частотой и задержкой по времени. Эти сигналы синтезируются искусственно, поэтому объемный звук и называется виртуальным. Подавая звук таким образом, мы обманываем собственный мозг, который естественным путем определяет местонахождение источника.


Есть и модели наушников с несколькими излучателями. Например, в Asus ROG Theta 7.1 их реально 8. Но такие аксессуары дороги, к тому же, тяжеловаты для продолжительных игр. Поэтому чаще используют более простую схему с парой качественных динамиков. По сути — стереозвук, но программным путем разведенный до формата 7.1.

Реальный эффект от виртуального 7.1 зависит от точности расчета звуковой картины. А алгоритмы ее расчета ориентированы на среднестатистического пользователя. В них не учитываются особенности строения уха конкретного человека, а оно может сильно отличаться. Поэтому в зависимости от анатомических особенностей разные люди воспринимают виртуальный 7.1 по-разному: у некоторых объем просто теряется.

Кроме того, попытка создать пространственную картину часто приводит к странному результату. Например, звук, который вы должны воспринимать как исходящий слева сзади, по факту слышится как слева спереди или просто где-то слева, и трудно понять, где именно.

Если вы играете в шутер, такая дезориентация критична: вы просто не поймете, откуда стреляют или где находится противник. В этом и есть главная проблема виртуального звука.

Кому это важно?


Данила Goose Гусев, прогеймер

  • Играет в Counter-Strike: Global Offensive
  • Победитель Cyber Sphere Open Cup 2019 (команда maslomaslo)
  • Rating 2.0: 1.08
  • Предпочитает гарнитуру HyperX Cloud II

Есть мнение, что в шутерах виртуальный звук 7.1 помогает точнее определить направление звука, например, сориентироваться, откуда стреляли. Так вот не верьте! Я играю только в стереогарнитуре: только она дает на 100% четкое понимание направления, откуда исходит звук. Хотя не сомневаюсь, что кому-то виртуальный звук 7.1 в наушниках может нравиться.

Даниил molz Ионов, прогеймер

  • Играет в Counter-Strike: Global Offensive
  • Победитель Cyber Sphere Open Cup 2019 (команда maslomaslo)
  • Rating 2.0: 0,98
  • Предпочитает гарнитуру HyperX Cloud II

В шутерах вроде CS важен очень строгий звук. Я пробовал играть в гарнитуре с виртуальным 7.1 на одном официальном соревновании и очень пожалел об этом. Ты элементарно можешь неправильно понять, откуда кто-то бежит или где стреляют.

В общем, проигроки в CS виртуальный 7.1 не оценили. А что про технологию думает рядовой игрок в World of Tanks?

Алексей Федоров, геймер, играет в World of Tanks

WoT — игра атмосферная. В ней значительное внимание уделено звуковому оформлению: в процессе боя где-то пролетают самолеты, где-то строчит пулемет, где-то рвутся бомбы… Все эти звуки неигровые, то есть просто фоновые. Но они (вместе с соответствующим видеорядом) позволяют лучше проникнуться игрой, глубже погрузиться в игровую реальность.

Мне очень понравилось играть в наушниках с объемным звуком 7.1, хотя и виртуальным. Фоновые звуки воспринимаются иначе, и некоторые настолько реалистичны, что иногда хочется обернуться и посмотреть, не упало ли что-то с полки или еще откуда. Если ты не видишь противника на карте, вычислить его по звуку не получится. А если видишь, так это и не нужно.

Итог: виртуальный 7.1 подходит не для всех

Виртуальный звук 7.1 подходит для игр с богатым фоновым оформлением. Но в случае с соревновательными дисциплинами, как CS , он может даже помешать.

Хотите получить качественный объемный звук в своих наушниках или на домашнем кинотеатре совершенно бесплатно? Читайте эту инструкцию.

С каждым новым выпуском (обновлением) операционной системы Windows 10, разработчики не перестают удивлять пользователей различными полезными мини-функциями. Стоит лишь перейти в какие-либо параметры системы, устройств, персонализации, конфиденциальности и т.д., непременно можно найти, на первый взгляд сразу не слишком заметные, но очень полезные настройки.

И кто бы не говорил, Майкрософт разрабатывает свою операционку, в первую очередь, для нас с вами. Все эти заявления о том, что они собирают конфиденциальные данные, следят за нами — ерунда!

Грамотный юзер настроит работу системы так, что передача секретной информации другой стороне будет сведена к минимуму. Не хотите сбора данных о ваших предпочтениях, отключите такую возможность. Надоела реклама — заблокируйте её отображение. Боитесь вирусов и других вредоносных приложений — пользуйтесь официальным, а не взломанным софтом!

И наконец, если не нравится сама Windows, найдите замену в виде Linux или MacOS. Но сейчас поговорим не об этом!

Как вы можете убедиться, здесь Майкрософт никак не навязывает эту функцию пользователю, так как по умолчанию она отключена. А дальше мы узнаем, как её включить.

Объемный звук

Windows 10 умеет транслировать пространственный звук при помощи комбинации специального драйвера, приложения и наушников. Эта технология предназначена для улучшения качества звучания, в первую очередь, ваших наушников.

Для включения необходимо:

Windows Sonic или Dolby Atmos for headphones

Windows Sonic или Dolby Atmos for headphones

Dolby Access

Существенным плюсом приложения является поддержка улучшения звучания и для домашнего кинотеатра, в случае аппаратной поддержки им технологии Dolby.

Настройка не заставит пользователя вникать в дебри сложных параметров. Просто выберите соответствующий профиль на стартовом экране и приложение автоматически настроит оборудование.

Windows Sonic

Включает интегрированный пространственный звук в Xbox и Windows, с поддержкой сигналов как для объемного звучания, так и для их высоты. Аудио сможет быть передано без необходимости изменения кода.

Пространственный звук

Пространственный звук

Теперь итог! В моем случае, даже самые простые и дешевые наушники при выборе формата Dolby Atmos изменили свое звучание, на порядок качественнее первоначального. Что получилось у вас? Жду ответа в комментариях.

Настоятельно прошу вас заглянуть в Карту блога. Наша группа в Facebook ждет вас.



Многие хотят добиться от простеньких акустических систем своего ПК или домашнего кинотеатра объемного звучания. Проблемы с которыми обращались лично ко мне: как добиться звука 5.1 в играх на XBOX 360, как получить многоканальный звук на PS3, хочу звук 5.1 в играх на ПК. В этой статье я постараюсь ответить на все вышеупомянутые вопросы.

Не работает многоканальный звук в Windows 7

Запомните. Включенное виртуальное окружение в звуковых картах не дает никакого шестиканального звука, стереозвук всего напросто распределяется на все каналы — получается эмуляция объемного звучания, это не звук 5.1. Например, у меня есть виниловый проигрыватель, подключенный по 2-ум RCA кабелям (тюльпаны) к ресиверу, чтобы работали все каналы я лишь выбираю на ресивере Dolby ProLogic II, но виниловый проигрыватель — это аналоговое устройство звука, поэтому никакого объемного звучания не будет. Стереофонический сигнал не содержит информации о тыловом и центральном звуковом сигнале.

Как получить звук 5.1 в играх (фильмах и музыке) на ПК

Схема получения звука 5.1 для домашнего ПК

  1. Звуковая карта X-Fi Xtreme Gamer (обладает оптическим выходом mini Toslink). Вполне доступная, по меркам звуковых карт среднего ценового диапазона, звук отличный.
  2. Переходник в виде кабеля mini Toslink — Toslink, если используете другую звуковую карту может идти в комплекте.
  3. Акустическая система с оптическим входом (S/PDIF или Optical In). Таковых акустических систем много. Советую присмотреться к Logitech, Creative или Jet Balance, либо купите недорогой ресивер или внешнюю звуковую карту, но вариант с ресивером отдельная тема, об этом позже.
  4. Encoder Dolby Digital Live или DTS Connect. Их можно скачать, купив на сайте Creative или прикрутить альтернативной сборкой драйверов от Daniel с утилитой DDLUnlocker. Если вы не желаете заморачиваться, то покупайте, Creative Titanium HD и наслаждаетесь звуком 5.1 во всех приложениях на ПК с помощью вышеупомянутых технологий на выбор, так как они идут в комплекте драйверов звуковой карты. В случае если вы желаете воспроизводить DTS-HD, Dolby TrueHD, то вам необходим ресивер.


Например, для соединения ресивера и компьютера используется цифровое подключение S/PDIF (коаксиал или оптика), аналогового 6-тиканального (5.1) входа в акустической системе нет. При воспроизведении видео со стереозвуком или 5.1 заранее запакованные в видеофайл звуковые данные в формате Dolby Digital или DTS (для 5.1) или в каком-то другом (для стерео, PCM после распаковки) идут в цифровой выход. Что происходит в играх: пропускной способности SPDIF для 6-ти каналов несжатого PCM звука попросту не хватает, поэтому были разработаны технологии, с помощью которых 6 каналов пакуются в формат DD или DTS в реальном времени и отправляются в SPDIF. Называются они соответственно Dolby Digital Live и DTS Connect.

Внимание! Если вы используете на своей звуковой карте декодеры Dolby Digital Live или DTS Connect при подключенном ресивере, то вы не получите смены декодеров. На ресивере будет всегда активен или Dolby Digital или DTS, в зависимости какой декодер вы установили в настройках звуковой карты. А также не забывайте указывать источника звука S\PDIF Passtrough с цифровым подключением, при установке плеера или кодеков. Многие делают ошибку, выбирая в разделе Вывод аудио — 5.1 Multichannel (это необходимо лишь при аналоговом соединении, например компьютерная акустика с подключением сателлитов к головному устройству, как правило к сабвуферу и реже к отдельному ресиверу).

Dolby Digital Live (DDL) — технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF (оптическому или коаксиальному).

DTS Connect — система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

Покупая звуковую карту или мультимедиа центр, обратите внимание на следующие технологии, поддерживаемыми звуковыми картами Creative (например, Titanium HD):

THX TruStudio Pro Surround. При проигрывании звука через стерео- или многоканальную систему, вне зависимости от того, используете ли вы стереоколонки или наушники, звук будет окружать вас со всех сторон, в то время, как звучание голосов будут по-прежнему сосредоточено перед вами при сохранении оригинального баланса и тембра.

Отмечу, что вышеуказанная технология — неплохой вариант для зука 5.1 в Windows из любого источника.

THX TruStudio Pro Crystalizer восстанавливает естесственный динамический диапазон, который теряется при сжатии музыки. Это позволяет восстановить изначальное звучание музыки, которое создал автор, а также повышает уровень реализма в фильмах и играх.

THX TruStudio Pro Speaker восполняет отсутствующие низкочастотные составляющие, настраивает и дает дополнительный импульс для лучшего звука. Потребители больше не должны терпеть нехватку баса во встроенных колонках портативного компьютера, колонках 2.0 или наушниках, технология THX TruStudio Pro Speaker поможет улучшить звук без сабвуфера.

THX TruStudio Pro Dialog Plus усиливает голоса в фильмах для обеспечения четкости диалогов, что позволяет зрителю слышать диалог на фоне саундтрека и окружающего шума.

THX TruStudio Pro Smart Volume решает проблему резкого изменения уровня громкости во время воспроизведения и между песнями благодаря автоматическому и непрерывному измерению громкости звука, и умелому усилению и ослаблению звука для лучшей сбалансированности в зависимости от ситуации.

Использование ресивера для звука 5.1

Варианты со звуковой картой и компьютерной акустикой все-таки бюджетные, но не лишены смысла. Если хотите наслаждаться полноценным звуком 5.1 — покупайте ресивер. Он не намного дороже дорогой звуковой карты. Допустим, вы имеете ресивер с подключенной к нему акустикой 5.1 и ПК. Подключить данные устройства для получения многоканального звука можно двумя способами:

  • оптический кабель Toslink (из материнской платы (звуковой карты) в Optical In ресивера)
  • HDMI кабель (из видеокарты (материнской платы, если видео встроенное) в HDMI IN ресивера)

В связке ПК с ресивером при воспроизведении фильмов будут активны все поддерживаемые внешним ресивером или встроенным ресивером акустики декодеры звука (DTS, Dolby Digital и т.д.). Некоторые ресиверы автоматически раскидывают стереосигнал на все колонки, если активировать такую опцию обработки стереозвука (Dolby Prologic, Neo 6 Cinema и т.д.).

Стоит учитывать что видеокарты могут передавать не каждый закодированный звук. Например, если нет поддержки DTS-HD, то вы услышите DTS и на ресивере будет активен именно этот декодер. Также передача разных аудиопотоков зависит от версии кабеля HDMI. Тоже самое касается звуковой карты, лишь оптический кабель не имеет особого значения.

Звук 5.1 в играх на XBOX 360, PS3 (варианты подключения XBOX 360 и PS3 к ресиверу)

Обращаю ваше внимание, что для подключения XBOX 360 к ресиверу не имеющему интерфейс HDMI, вам понадобится специальный переходник с оптическим выходом, но HDMI интерфейс на Xbox 360 передает многоканальный звук, если передачу звука по данному интерфейсу поддерживает ваш ресивер.


Вариант 1.

XBOX 360 или PS3 — [HDMI — кабель] — Ресивер 5.1 — [HDMI — кабель] — ЖК телевизор — видео и многокалальный звук

Вариант 2.

Вариант 3.

XBOX 360 или PS3 — [HDMI — кабель] — ЖК телевизор — [Оптический кабель] — Ресивер 5.1 — многоканальный звук и видео.

xbox_360_Outside_360s

Учитывайте тот факт, что при подключении телевизора ЖК к ресиверу оптическим кабелем (из Optical Out телевизора в Optacal In ресивера), ресивер на выходе может выдавать только PCM сигнал (оцифрованный аналоговый сигнал), то есть стерео. Так как звук 5.1 телевизор, в зависимости от модели, может передавать по оптике лишь для спутниковых каналов, а подключенные устройства через HDMI довольствуются стереозвуком. Об этом должно быть написано в инструкции к вашему телевизору.

Этот вариант подойдет, если интерфейс HDMI y ресивера не передает звук. Такое встречается, но крайне редко (как правило на ресивере указывается HDMI Video Only).

Внимание! При подключении приставки по вышеприведенным схемам, учитывайте, что многоканального звука нет в меню (XBOX 360, PS3), а только в поддерживаемых 5.1 звук играх.

Сегодня рассмотрим хорошую программу под названием Nahimic, которая доступна для установки всем владельцам материнских плат и ноутбуков от производителя MSI. Что это такое, для чего нужна, стоил ли её устанавливать и как пользоваться, — всё это прямо сейчас!

Что такое Nahimic

Nahimic – это ПО, которое призвано обеспечить улучшение качества звука музыки и голоса, создать 3D эффект полного погружения в играх или фильмах. По сути это программный аудиопроцессор, который налету за счет целого ряда эффектов обрабатывает звук, делая его богаче, насыщеннее и приятнее для слуха.

технология nahimic 3

Если у вас обычные стереонаушники или колонки, но вы хотите добиться пространственного звука в формате 7.1, то это как раз то, что надо!

Есть сведения, что изначально данная технология разрабатывалась для военно-промышленного комплекса, но после была адаптирована и для обычных пользователей, как это частенько бывает.

Где скачать?

Сразу хочу сделать одно очень важное замечание: на данный момент программа существует в двух версиях: Nahimic 2 и Nahimic 3.

Nahimic 2 устанавливается тогда, когда в качестве драйверов аудиоустройства вы используете Realtek High Definition Audio driver. А вот совместно в драйверами Realtek HD Universal Driver следует использовать уже более новую, третью версию — Nahimic 3.

Существует два способа скачать и установить программу:


Далеко не на все ноутбуки и материнки можно установить Nahimic 3. Актуальный список поддерживаемых устройств представлен в данной таблице (как видим, состоит он в основном из игровых моделей):

поддерживаемые модели

Как пользоваться Nahimic?

Пару слов хочу сказать об отличиях между второй и третьей версиях программы. Nahimic 3 является более продвинутой и технически совершенной версией. Помимо улучшенного интерфейса и более продвинутого функционала она имеет одно очень важное преимущество: поддержка USB/WiFi/Bluetooth наушников и гарнитур. Nahimic 2 поддерживает только проводные наушники, подключённые в разъем 3,5 мм.

Окно Nahimic 3 выглядит следующим образом:

эффекты аудио

Аудио

  • Прослушивание музыки
  • Просмотр фильмов
  • Общение в скайп и через микрофон
  • Игра

Активация пресета происходит при нажатии на его названии. Обратите внимание, что должна быть активна кнопка Включить эффекты .

Каждый пресет может произвольно настраиваться по пяти параметрам:

Включая/отключая тот или иной параметр, вы мгновенно услышите разницу. Уверяю вас, даже если изначально с включенным Nahimic звук вам покажется каким-то непривычным и странным, выключив Nahimic, вы сразу поймете, насколько его эффекты делают звук богаче, ярче, создавая эффект присутствия :)

Микрофон

  1. Подавление статического шума
  2. Подавление эха (для аналоговых устройств)
  3. Подавление боковых шумов
  4. Стабилизатор голоса

настройка микрофона

Здесь также есть несколько готовых пресетов для самых распространенных сценариев: Чат и Конференция.

Наработками компании Nahimic в области улучшения средств связи активно пользуются пилоты гражданской и военной авиации, поскольку там требуется получение четких голосовых инструкций с максимально четкостью и слышимостью при повышенном окружающем уровне шумов.

Sound Tracker

До знакомства с Нахимик я даже не предполагал, что есть программы, работающие по принципу звуковых радаров в играх. С помощью этой функции вы мгновенно сможете определять направление в пространстве, откуда раздаются самые громкие выстрелы или звуки.

звуковой радар для шутеров

С этим радаром вы получите безусловное преимущество в играх типа Counter Strike, PUBG и прочих шутерах. Относится ли данная фишка к разряду читов? Безусловно, но только вы решаете сами пользоваться ей или нет.

Вид и положение радара можно настраивать исходя из личных предпочтений: цвет, положение, размер, прозрачность и пр.

Список совместимых с данной технологией игр (на момент написания обзора):

поддерживаемые игры для использования с радаром звуков

Друзья, если вы владеете материнской платой либо ноутбуком фирмы MSI настоятельно рекомендую попробовать программу Nahimic. Согласитесь, хороший звук при просмотре фильмов или проведении досуга за видеоиграми не менее важен, чем качественная картинка.

Читайте также: