Как сделать экраноплан км из лего

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Эффект экрана

Положение изменилось лишь в 50-е годы, когда за дело взялся пионер теоретического исследования и практического применения кораблей на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. В 1960 году его КБ по СПК (конструкторское бюро по судам на подводных крыльях) начало работы по исследованию эффекта экрана, приведшие к созданию первого в мире экраноплана.

60-е – годы великих свершений

Технические характеристики аппарата КМ
Размах крыла 37,60 м Размах хвостового оперения 37 м Высота полета на экране 4-14 м
Длина 92 м Высота 21,80 м Размах крыла 37,60 м
Площадь крыла 662,50 м? Масса пустого экраноплана 240 000 кг Размах хвостового оперения 37 м
Максимальная взлетная масса 544 000 кг Тип двигателя (10 шт.) ТРД ВД-7 Длина 92 м
Тяга 10 х 13000 кгс Максимальная скорость 500 км/ч Высота 21,80 м
Крейсерская скорость 430 км/ч Практическая дальность 1500 км Площадь крыла 662,50 м?
Мореходность 3 балла Максимальная взлетная масса 544 000 кг

Скромные результаты наследников Мессершмитта

Аппарат Х-114 был рассчитан на размещение 460 кг полезного груза или пяти пассажиров. Машина отличалась классической самолётной компоновкой – треугольное крыло с вершиной, обращенной к хвостовому оперению. Х-114 стартовал с воды, а значительный угол поперечной несущей поверхности создавал динамическую воздушную подушку во время стартового разбега. Размах крыла экраноплана составлял всего 9 метров – при столь малой грузоподъемности больше не требовалось. Движение аппарата обеспечивал поршневой мотор с винтовым движителем, размещавшийся в кольцевом гнезде. Скорость машины достигала 200 км/ч, автономность при полной загрузке топливом должна была составлять 1000 км, а взлетная масса – 1,35 тонны. Первый полет экраноплана Х-114 состоялся в 1976 году – испытания на Балтике выявили крейсерскую скорость в 150 км\ч. Всего было изготовлено три таких аппарата, переданных в ведение пограничной службы ФРГ. Западные коллеги отстали от Ростислава Алексеева не только хронологически (на 10 лет), но и качественно – советские машины были в 10 раз больше, а значит, имели куда большую боевую ценность.

Максимальная скорость,

Крейсерская скорость,

Ракетный экраноплан – гроза вражеских флотов


Экранопланами называют суда, которые сочетают в себе свойства самолетов и кораблей. Они летают на небольшой высоте от земли или воды за счет так называемого экранного эффекта – на динамической воздушной подушке. В Пентагоне планируют использовать экранопланы для доставки грузов, а также в поисково-спасательных и десантных операциях. В СССР еще в 70-х годах разработали ракетный корабль – экраноплан "Лунь", который вошел в Каспийскую флотилию. Как оценили боевую мощь советского ракетоносца в НАТО? И почему перспективный проект закрыли, построив всего один боевой экраноплан вместо восьми запланированных? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Как выглядел экраноплан

В разгар холодной войны в середине 60-х годов в руки аналитиков ЦРУ попали странные снимки. Спутники-шпионы сфотографировали аппарат, который словно скользил над поверхностью Каспийского моря у берегов СССР. Внешне машина напоминала самолет циклопических размеров, который с трудом бы поместился даже на футбольном поле. Вскоре американцы узнали и кодовое обозначение загадочной техники – КМ. Сотрудники спецслужб США назвали машину "Каспийским монстром". Публицист Никита Травников написал книгу об этом уникальном проекте.


"По внутризаводским документациям КМ назывался "корабль-макет". Американцы любят все называть очень грозно и мощно", – объяснил эксперт.

Американские спутники сфотографировали экспериментальный экраноплан для военных. Такую машину можно назвать гибридом самолета и корабля. Она перемещается за счет экранного эффекта. При движении с высокой скоростью над ровной поверхностью – водой, льдом или землей – под крыльями образуется воздушная подушка, которая удерживает машину. Этот аэродинамический эффект открыли еще на заре авиации. Пилоты, управлявшие первыми летательными аппаратами, заметили, что порой при посадке какая-то сила будто отталкивает машину от земли.

"Была придумана такая идея, чтобы в одном устройстве воплотить и самолет, и какое-то наземное водное судно, которое, кстати, может развивать бешеную скоростьпорядка 500 километров в час. Это и было названо первоначально экранопланом, то есть устройство, которое может подниматься ввысь, правда на небольшую высоту, или скользить по водной подушке", – рассказал историк Тим Трей.

Создание


Машину создал Ростислав Алексеев – человек, одержимый высокими скоростями и парусным спортом. Еще во время учебы в Горьковском институте он сделал проект быстроходного катера на подводных крыльях. Это стало темой его дипломной работы. Впоследствии Алексеев доработал проект и отправил наркому Военно-морского флота Николаю Кузнецову, но получил отказ: шла война, в то время стране нужны были танки, а не катера.

"Ростислав Алексеев во время войны работал мастером по выпуску танков Т-34 на заводе "Красное Сормово", но по ночам и вечерам занимался созданием скоростных катеров, которые он сначала создавал в виде моделей и испытывал на заводском затоне", – поведал кандидат политических наук Александр Перенджиев.

Так появился проект фантастического транспорта – экраноплана. Конструктор представил машину, которая скользит над поверхностью воды настолько быстро, что ее не касается. В мире подобных разработок не было. Сама мысль об этом сначала показалась инженерам безумием.

"Ростислав Евгеньевич поставил задачу своим сотрудникам – убрать эти крылья или сделать другие, чтобы аппарат полетел. Эту идею сначала восприняли как шутку", – пояснил публицист.

Испытание


Испытание первого экраноплана или модели КМ прошли у пустынного острова Чечень у Каспийского моря. Перед этим закрытую маскировочной сеткой гигантскую машину почти месяц везли по Волге из Горького. Как раз во время испытаний в 1968 году размытый снимок "Каспийского монстра" сделал американский спутник-шпион. Вскоре фотографию опубликовал журнал Time. Западные журналисты писали о новой военной угрозе со стороны СССР.

"По размерам и масштабам он, конечно, будоражил сознание. То есть это футбольное поле, которое летит со скоростью 500600 км в час и внутри которого может располагаться груз в 200 тонн, и это середина 1960-х годов. Самолеты в небе в то время летали с такой же скоростью, как эта машина летала над поверхностью воды и земли", – отметил Травников.

Совершенствование


После испытаний "Каспийского монстра" группа Алексеева стала разрабатывать экранопланы разных типов. Модель для десантников назвали "Орленком". В 1972 году ее тестировали на Волге у острова Телячьего. Для местных жителей придумали легенду – якобы на воду совершил аварийную посадку самолет и его пытаются эвакуировать на аэродром. Затем экраноплан разобрали и тоже перевезли на Каспий. На борту "Орленка" могли разместиться 200 солдат и два танка. Машину вооружили пулеметами.

"На протяжении ряда лет конструкция экраноплана совершенствовалась: сначала была построена боевая машина "Орленок", потом – более усовершенствованная машина под названием "Лунь", – рассказал историк.

Экраноплан "Лунь", который спустили на воду в 1986 году, не на шутку встревожил экспертов ЦРУ и военных. На боевую машину установили противокорабельные ракеты. Благодаря этому оружию и своим характеристикам экраноплан оказался настоящим убийцей авианосцев. Из-за очень низкой высоты полета его почти невозможно засечь на радаре, а в скорости на воде экраноплану Алексеева равных просто не было.

"В Каспийском море выставлялись баржи, и цель была их поразить – имитация некоего авианосца. На скорости около 600 километров в час ракеты вылетели со скоростью 2000 километров в час, и эти баржи точно продырявили все ракеты", – поделился эксперт.

Судьба

Эти испытания проходили уже после смерти Ростислава Алексеева. Обстоятельства его кончины в начале 1980 года до сих пор вызывают вопросы. Конструктора во время спуска на воду придавила опытная модель пассажирского экранолета. Алексеева положили в больницу, где он скончался после двух операций.

Изначально в СССР планировали построить 120 "Орлят" и около десятка экранопланов "Лунь", но после распада Союза перспективный проект закрыли. У экраноплана был серьезный недостаток – критическая зависимость от хорошей погоды, устранить его не успели.


"Когда началась перестройка в СССР, стали урезать военный бюджет, и пошла политика разрядки, мирного сосуществования СССР и Запада. Получается, что надобность в таких машинах была утрачена. Кроме того, если при использовании устройства как водного судна оно столкнется на бешеной скорости с небольшой волной, то возможно, что устройства-то никакого не останется и, соответственно, его экипажа тоже", – объяснил Тим Трей.

Первый экраноплан, названный "Каспийским монстром", утонул во время испытаний. Это прозвище по наследству принял "Лунь". С начала 90-х годов экраноплан хранился на режимной территории военного завода в Каспийске и только благодаря этому уцелел. В июле прошлого года его перевезли по морю в Дербент. "Лунь" станет центральным экспонатом парка "Патриот", а единственный уцелевший "Орленок" находится в Москве в Музее истории Военно-морского флота.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.


Сейчас вот вижу статью в ТОПе ЖЖ, в которой очередной раз сообщается о том, что Россия готова возобновить производство ударных экранопланов. Конечно же я достаточно подробно читал про эффект, эффективность и преимущества этого вида оружия. В СССР сделали то, что не могли сделать нигде больше в мире.

Но сейчас я бы хотел с вами обсудить статью, где применение экранопланов в военных целях принимается очень даже негативно. И вообще это направление называется тупиковой ветрью развития транспортных средств доставки.

Вот в чем заключаются по мнению автора статьи негативные моменты экранопланов, значительно перекрывающие все позитивные:

При всем уважении к Алексееву, Липпишу и Бартини, постоянно летать во взлетном режиме плохо, чертовски неэкономично и смертельно опасно. Высота очень полезна для летательного аппарата, здоровья его экипажа и пассажиров.

Все преимущества от экранного эффекта (увеличение подъемной силы при полете в нескольких метрах над поверхностью) нивелируются сопротивлением плотных слоёв атмосферы, усугубленных конструкцией самих “морских монстров”.

Им требуются целые “гирлянды” двигателей для выхода на экранный режим, что влечет за собой очевидные неприятности:

А) Ухудшение аэродинамического облика по сравнению с обычным самолетом (гладкий сигарообразный фюзеляж, всего два или четыре двигателя).

Б) Катастрофический расход топлива во взлетном режиме. Десять реактивных двигателей экраноплана КМ сжигали на старте 30 тонн керосина!

В) Часть двигателей отключалось при выходе на экранный режим и потом возились в качестве бесполезного “балласта”.

Каждый из двигателей “Луня” вместе с топливной арматурой и мотогондолой, весил четыре тонны. И таких у него было восемь штук!

Для расширения возможностей применения экранопланов в штормовую погоду и безопасного взлета с преодолением гидродинамического сопротивления на скоростях в сотни км/час их конструкция должна иметь повышенную прочность, как у корпусов прочности кораблей. Все это прямое нарушение теории ЛА, где идет борьба за каждый килограмм веса.


Плюс фюзеляж с характерными корабельными обводами и громоздкой не убираемой гидролыжей для посадки на воду и сохранения устойчивости на воде.

Да, именно поэтому несчастный “Орленок” при одинаковой грузоподъемности с Ан-12 обладал в 1,5 раза меньшей скоростью и вдвое меньше дальностью полета. Он поднимал всего 20 тонн, при сухой массе его конструкции 120 тонн! Для сравнения: созданный за двадцать лет до него Ан-12 поднимал такой же груз при собственной массе всего 36 тонн.

Именно поэтому экраноплану “Лунь” не хватало боевого радиуса, чтобы пересечь Каспийское море. После чего кто-то предлагает использовать подобные ЭКП для преследования авианосцев в Атлантике. Самим-то не смешно?

Именно поэтому современный ЭКП “Акваглайд” имеет ту же грузоподъемность (400 кг), что и созданная полвека назад Цессна-172. При том “Цессна” почему-то (сюрприз!) довольствуется мотором вдвое меньшей мощности (160 против 326 л.с.) и, разумеется, имеет большую скорость.

Все приведенные цифры вряд ли впечатлят общественность. Фанаты данного вида техники продолжат отрицать очевидное. Как обычно, все неудачи свалят не на объективные трудности, возникающие при полетах в плотных слоях атмосферы, а на отсутствие современных двигателей, материалов и расчетов.

Но если многолетние “расчеты” показывают, что получается глупость, было бы странно продолжать что-то решать.

В будущем появятся новые легкие материалы и экономичные двигатели, но ситуация останется прежней. При внедрении новых технологий самолеты вновь покажут свое полное превосходство над экранопланами.

Любителей экранопланов огорчает сравнение ЭКП с авиацией и кораблями. По их мнению, этот гениальный “монстр” существует в отдельной реальности и в силу своей гениальности не может конкурировать с существующими видами транспорта.

Разные виды транспорта вполне нужно и можно сравнивать, т.к. РЖД вполне себе конкурент Аэрофлоту и борются за одного клиента. И вдруг в эту пару вклинивается какой-нибудь РосЭкраноплан и говорит, что сможет всех возить быстрее, дешевле и безопаснее. Сможет такой РосЭкраноплан отжать существенный кусок рынка перевозок у РЖД или Аэрофлота?

Комментарий от Alex_59

Будучи неспособными привести контраргументы технического характера и объяснить преимущества полета на малых высотах, любители ЭКП ссылаются на другие виды техники. Якобы также испытавшие невыносимые муки при внедрении в жизнь.

Заменить в этой статье экраноплан на “аэроплан”, поменять дату на 1903 год, и будет похоже на правду.

Только правда там другая.

Аэропланам хватило всего 10 лет для превращения в полноценные военно-воздушные силы. Без участия которых стал немыслим любой военный конфликт. Несмотря на убогость конструкции первых “этажерок”, их преимущества оказались так велики, что не смогли оставить никого в стороне.

Едва был создан надежный механизм перекоса винтов — в серию массово пошли вертолеты. “Сикорский R4” активно применялся в боевых действиях с апреля 1944 года. У немцев с 1944 году действовал вертолетоносец “Drache” c эскадрильей противолодочных вертолетов Fl.282 “Колибри”. Высоко оценив машину, командование Кригсмарине немедленно выдало заказ на 1000 таких “пташек”.

Возможность взлетать с любого “пятачка”, зависать на месте и перемещать габаритные грузы на внешней подвеске — свойства вертолетов бесценны.

А что может предложить экраноплан?

Единственное достижение создателей “монстров” было в том, что они, ценой невероятных усилий, все-таки смогли поднять в воздух то, что, по природе своей, летать не должно. Не обращая внимания на затраты, опираясь на бесконечное финансирование со стороны государства.

Вопрос, зачем и для чего создавать сложности на ровном месте, остался без ответа.

Наверное, им было весело гонять по Каспию 500-тонный “сарай” при помощи “гирлянды” из 10 реактивных двигателей от сверхзвуковых бомберов Ту-22.


Неадекватность 10-двигательного “монстра” была очевидна еще на этапе первичных расчетов. Но его все-таки воплотили в металле. И, видимо, эксперимент посчитали успешным. Бредовые идеи “Каспийского монстра” получили развитие в виде экраноплана “Лунь” с восемью двигателями от широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86.

Комедия с экранопланами продолжалась более полувека, но длиться вечно она не могла. Получив результаты практической эксплуатации этих машин, в т.ч. 140-, 380- и 540-тонных “монстров”, заказчики из ВМФ, в конце концов, прикрыли бесперспективное направление.

В разы меньшая скорость и грузоподъемность при одинаковом взлетном весе, тройной расход топлива, невозможность полета над сушей — всё, что отличает экраноплан от обычного самолета.

Экраноплан идеален для высадки групп разведчиков — рёв 10 двигателей будет слышен на всем побережье.

О незаметности на радарах при полетах на малой высоте: что мешает проделать тот же трюк бомбардировщику-ракетоносцу? Подкрасться к цели на предельно малой высоте на вдвое большей скорости, чем ЭКП?

Вопреки слухам о безопасности экранопланов, “которые при отказе двигателей сразу садятся на воду”, в реальности они бьются ничуть не реже, чем обычные самолеты. Из восьми крупных “алексеевских” монстров было разбито четыре, в т.ч. две катастрофы с человеческими жертвами.

У пилотов экранопланов не остается спасительных секунд, чтобы оценить обстановку и выровнять машину. Одно неловкое движение штурвалом — и от удара о воду на 400 км/ч обломится хвост. Если взять штурвал немного на себя — отрыв от экрана, потеря устойчивости, утрата контроля над машиной, катастрофа, смерть.

Еще большей проблемой становится управляемость. В силу невозможности совершения виражей с глубоким креном, радиус поворота “Луня” на крейсерской скорости составлял три километра! Теперь самые отчаянные пусть попробуют “пройти” извилину реки на 380-тонном экраноплане. Или уклониться от неожиданно возникшего прямо по курсу буксира.

Единственная сфера применения ЭКП в наши дни — водный аттракцион для избалованных туристов, которым надоело кататься на банане и гидролыжах.


Идея с экранопланом не несет в себе ни малейшего здравого смысла. Полет на сверхмалой высоте способен только ухудшить все, без исключения, характеристики ЛА. Так же, как привязанная к ноге гиря никогда не будет способствовать повышению скорости бега спортсмена. Можно пересчитать еще раз и сделать гирю из карбона, но гиря останется гирей. Главный вопрос — зачем она вообще на ноге, если можно жить без гири.

История с экранопланом представляет интересный социальный эксперимент. Как легко люди верят во всевозможную чушь. А при попытке указать на очевидную ошибочность их суждений готовы яростно отстаивать абсурдную точку зрения, обвиняя оппонентов в предательстве национальных интересов.

А потом удивляются, как смогли появиться кашпировские и МММ.

Те, кто призывает к возрождению работ над созданием тяжелых экранопланов, делятся на две категории. Первые — впечатлительные обыватели, которым понравился вид низко летящего “суперсамолета” с десятком ревущих двигателей. Будучи уверены в своей правоте, они не замечают недостатки и на ходу изобретают мнимые достоинства ЭКП.

Вторые представляют группу интересов серьезных людей. Которые все прекрасно понимают, потому пытаются запустить заведомо безрезультатный, оттого длительный и дорогостоящий проект, “распилив” на этом достойное количество средств.


"Каспийский Монстр"- экраноплан "Лунь". Уникальное в своем роде творение рук человеческих, не имеющий аналогов ракетный корабль!

Всем по ту сторону экрана огромный Привет! Будучи в Дагестане нельзя не посетить село Арабляр, где на берегу Каспийского моря стоит знаменитый экраноплан Лунь. Добраться до этого села можно из города Дербент. Проще всего на такси, но можно и в составе экскурсионной группы. Ехать не слишком далеко, около 20 км. Мы добирались на такси. Дорога туда и обратно обошлась нам в 1500 рублей. Как я уже писала, чудо инженерной мысли стоит на живописном берегу Каспийского моря. Далеко идти пешком не придется, подъехав вы сразу увидите его!


При внушительных размерах он имеет весьма грозный вид, за что местные жители прозвали экраноплан Каспийским Монстром. Корабль был построен во времена СССР еще в 80 годы, но он и по сей день не имеет аналогов во всем мире! ОН был создан с целью уничтожения вражеских кораблей- незаметный ни на одном радаре, экраноплан являл собой мощь и гордость Союза, зависть и страх неприятеля. Но судьба его довольно печальна- с распадом СССР, по настоянию штатов, его списали, после чего хотели переделать его в корабль- спасатель, но что-то пошло не так, и долгое время экраноплан просто ржавел без дела. Затем его пригнали на вечную стоянку у берегов Каспия. Медленно, но верно все идет к тому, что он станет памятником- музеем. Ну а пока он доступен для бесплатного посещения, чем и пользуются туристы, приехавшие в Дагестан.



Здесь Каспийский Монстр является одной из главных достопримечательностей. Попасть внутрь корабля вы пока не сможете ( позже, когда он станет музеем, это, вероятно, станет возможно), но зато можно подойти к нему, рассмотреть вблизи, и сделать уникальные фото на память.




Как я уже упоминала, размеры экраноплана поражают воображение- общая длина 92 метра, размах крыла- 37 метров, масса- 544 тонны.


Было построено несколько таких машин, но испытания прошел только этот экраноплан. "Лунь" летал очень низко над поверхностью воды, поэтому он не был заметен для воздушных радаров, но и радары караблей так же не могли его заметить. В полете он развивал скорость до 500 км.ч., но при этом был крайне сложен в управлении. Пилотов приходилось подолгу обучать, а экипаж состоял из 10 человек, и это определенно было минусом данного корабля. Глядя на него испытываешь некоторые сожаления, что "карьера" этого атланта сложилась так неудачно, но вместе с тем чувствуешь и гордость- это сделали наши умельцы! Может, их наработки вдохновят будущие поколения на создание более удачного аналога! Ну а пока хочется пожелать, чтоб Каспийского Монстра поскорее привели в порядок, и он стал бы частью уникального музея военной техники!




Отдельно хочется написать и о месте, где стоит экраноплан- это невероятно красивый берег, с песчаным пляжем и великолепными видами!








Smile

Если Вы все еще думаете стоит ли посетить это место, то отбросьте сомнения- оно определенно того стоит! Только здесь можно увидеть уникальный экраноплан, а заодно насладиться непревзойденной красотой Каспийского моря, сделать множество разнообразных фото и просто отдохнуть душой! Спасибо за внимание! Желаю всем хорошего настроения и новых открытий!

Читайте также: