Атрибуты к русским народным играм в детском саду своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

3 Народные подвижные игры отличаются от любых других подвижных игр еще и использованием малых фольклорных форм в выборе водящего (считалка) и в зачине игры( общее произнесение слов игры). Роль водящего в народных подвижных играх носит определяющий характер. Коллеги, а для чего, по Вашему мнению, используются фольклорные формы для проигрывания народных подвижных игр, какую функцию несет в себе фольклор для детей? Спасибо за ответы. Использование фольклора при проигрывании народных подвижных игр носит в себе воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к музыкальному и устному фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми. Народные игры это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. Народная игра исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством

6 С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, я развиваю интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое, но и духовное здоровье наших детей. 2. Практический блок (с детьми). Цель: Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и народной культуре через народные подвижные игры. Задачи: 1. Развивать физические качества: подвижность, ловкость, выносливость. Воспитывать моральные качества: честность, дружелюбие, коллективизм. 2.Обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа. Оборудование: фонограммы русских народных ритмичных песен, русские народные рубахи, пояса двух цветов, сарафаны, ленты в волосы, колокольчик, обруч, самовар, баранки. Ход: В спортивный зал входят одетые в русские рубахи дети (девочки одеты в сарафаны). Педагог одет тоже в русском стиле. Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте мы поздороваемся с ними.

8 Воспитатель: дети, как нам было весело! Вы доказали, что на Руси есть крепкие телом и духом люди. Ну, скажите, вы добры молодцы, красна девицы, вам понравились наши игры? А как назывались наши игры? Какая игра вам больше понравилась, а какая меньше? Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, что является главной отличительной чертой русского народа? (дать время поразмыслить). Правильно! Главной отличительной чертой является щедрость и гостеприимство, а так же дружелюбие. Поэтому, всех Вас я благодарю за игры и вручаю символ русского гостеприимства. Детям вручается самовар, обвешанный баранками. Общее фото. Под русскую народную музыку дети уходят в группу.

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх с мячом, как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми
  2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
  3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игр.

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно- сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Можно распределить русские подвижные игры на группы:

  1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
  1. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
  1. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Список используемой литературы:

Приложение:

Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить.

  1. Водящему разрешается бегать по линии из одного конца в другой.
  2. Водящему разрешается ловить мяч, тогда он меняется местами с игроком, который его посылал.

Указания к проведению

В зависимости от умений играющих расстояние между командами может быть от 3 до 6 м. Лучше играть мячом средних размеров. Тот, кто ловит мяч, не должен стоять неподвижно. Ему нужно внимательно следить за направлением летящего мяча.

Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.

На площадке очерчивают круг диаметром 50 см. Один из играющих выбирается сторожем. Он стоит в середине круга, где из 7 небольших шаров установлена пирамидка. На расстоянии 2—3 м от круга проводят черту, от которой играющие поочередно бросают мяч или шар, стараясь сбить пирамидку. Тот, кто попадет в пирамидку и выбьет шары за пределы круга, получает от сторожа фишку. Когда играющие выбьют все шары, сторож строит новую пирамидку. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто больше всех выбил шаров.

Правила

  1. Играющие не должны заходить за черту.
  2. Каждый бьет по пирамидке один раз, после чего передает очередь следующему.
  3. Играющий получает фишку за каждый выбитый шар.

Указания к проведению

Мяч, которым играющие бьют, должен быть больше размером, чем шары в пирамиде. Устанавливают пирамиду по-разному: 5 шаров лежат на земле, а 2 сверху, или 6 лежат на земле, а седьмой сверху.

Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.


Одним из средств приобщения к народному творчеству являются развивающие игры, занимающие важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр, некоторые дидактические пособия созданы своими руками.

Цель игр: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, быстроту, выносливость, мелкую моторику рук, воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Вашему вниманию хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.


Цель и задачи: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка.
Оборудование: поднос темного цвета из ткани, так же из фетра изготовленные красные ягоды, зеленые листочки и желтые цветочки.

Ход игры:Составить из отдельных элементов узор хохломской росписи.


Цели и задачи:Упражнять в счете предметов и находить равное количество по образцу. Закреплять узоры хохломской росписи.Развивать зрительное восприятие, внимание, память и мелкую моторику рук.

Оборудование: 6 бумажных стаканчиков с изображением на них элемента узора хохломы по задуманному образцу, красные вязанные ягоды 21 шт.

Ход игры: Разложить по стаканчикам столько ягод, сколько изображено на стаканчиках.


Цель и задачи: Упражняться в катании мяча в кегли. Развивать глазомер, меткость, выносливость, быстроту. Способствовать формированию желания стремиться к намеченной цели.

Оборудование: 6 больших бумажных стаканов с изображениями матрешек, на сарафанах которых стилизованные узоры, вязанный набивной мяч.

Ход игры: Дети рассматривают стаканчики- кегли, рассказывают о том,как расписаны матрешки, сравнивают наряды. В подвижной гре детям предлагается сбить кегли - стаканчики, стоящие на определенном расстоянии кегли. За сбитые кегли начисляются очки, кто набрал больше очков, тот и становится победителем. Можно играть командами.


Старинная и популярная игра.

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Оборудование: Вожжи самостоятельно изготовленные из ткани с узорами хохломской росписи.



Результатами работы являются:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются знания о культурном наследии русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Литература: Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.


С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.


На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.


Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.


Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом "гардероба" каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!


Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.


Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • "На счастье", - это женский талисман
  • "Семья", - помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • "Крупеничка", - символ достатка
  • "Желанница", - помощница в осуществлении задуманного
  • "Травница", - защищает дом и создает уют.


Известны еще названия куколок "Веснянка", "Утешница", "Пеленашка" и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.


Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.


Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.


Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.


Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.


Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.


Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 - 700 градусов.


Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, - краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.


Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.


Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.


Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.


Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.


Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.


Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.


Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Русская земля славилась народными промыслами. В каждом населенном пункте можно было найти мастеров своего дела: кузнецов, гончаров, портных. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Детям с раннего детства прививались навыки рукоделия. Девочки осваивали вышивку, вязание, пошив одежды. Мальчики осваивали резьбу по дереву, плетение лаптей.


Поделки из глины

Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.


Игрушечный промысел

До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.


Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.


Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.


Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.


Мастер-класс: дымковская игрушка

Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.


Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.


Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:


Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.


Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.


Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.


В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.



Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.


После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.


Основной элемент орнамента – это симметричные круги разного диаметра. Желтый, красный, синий отличный выбор цветов для росписи барашка. Уши, челку и хвост красят в черный цвет. Этим же цветом рисуют глаза, нос и копыта. Рога покрывают желтой краской.


Тряпичные куклы-обереги


Особенности изготовления оберега

Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.


Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.


Мастер-класс: народная кукла своими руками

Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:

  • вата или синтепон;
  • белая и цветная ткань;
  • нитки;
  • ножницы.


Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.


Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.


Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.


На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.

Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.


Кукла будет более нарядная, если сарафан и платок выполнить из тканей с разными принтами или контрастных цветов.


Аппликация матрешка

Выполнить матрешки в технике аппликации из подготовленных деталей под силу младшим дошкольникам. Более старшие дети могут самостоятельно сделать заготовки по готовым шаблонам.


Потребуются простые инструменты:

  • клей;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • фломастеры.


Материалами для аппликации могут быть узорчатая ткать, фетр, цветная бумага или фантики от конфет. Для основы используют картон или фетр (если это основной материал аппликации). Шаблоны рисуют самостоятельно или берут из интернета.

Основные детали матрешки: основа, платок, фартук, лицо.


Основу вырезают по шаблону. На нее наклеивают цветной платок. Сверху наклеивают круг из белой бумаги. На нем рисуют лицо. Ниже приклеивают деталь фартука. Его можно украсить вырезанными кружками из цветной бумаги или фантиков.


Поделка на тему русской народной сказки

Сюжеты русских народны сказок дают настоящий простор для творчества. С дошкольниками можно сделать своими руками интересную поделку на тему русской народной сказки царевна-лягушка из простого бумажного стаканчика и цветной бумаги. Потребуется также клей, гуашь, кисточка, ножницы, фломастеры.


Сначала покрасить бумажный стаканчик в зеленый цвет.

Глаза лягушки. Парные круги разного диаметра вырезают из цветной бумаги. Самые большие зеленые примерно 2,5-3 см, белые поменьше и еще меньше черные. Соединяем при помощи клея. При желании рисуют ресницы.


Заготовки для лап вырезают из зеленой бумаги. Фломастерами символически прорисовывают пальцы. Корону и стрелу вырезают из желтой, а рот из красной цветной бумаги.

Все элементы приклеивают на зеленый стаканчик.


Более полной композиция будет смотреться, если лягушку посадить на лист кувшинки. Его вырезают из зеленой бумаги другого оттенка.


Изготовление народной поделки знакомит детей с традициями народных промыслов и наследием русской культуры, помогает развивать эстетический вкус и творческие навыки.

Читайте также: